Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2014 ПО ДЕЛУ N А70-5565/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2014 г. по делу N А70-5565/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Тихомирова В.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени (заинтересованного лица) на решение от 04.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-5565/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Простор" (625056, г. Тюмень, д. Метелева, проезд Воронинские горки, 194, ОГРН 1027200846672, ИНН 7203065060) к администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460).
В заседании приняла участие представитель администрации города Тюмени (заинтересованного лица) - Крюкова М.В. про доверенности от 16.12.2013 N 1/14.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации города Тюмени (далее - администрация) о признании незаконным отказа департамента градостроительной политики администрации города Тюмени (далее - департамент градостроительной политики) в согласовании акта о выборе земельного участка, изложенного в письме от 04.02.2013 N 38-06-97.
Требования со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, (далее - Правила землепользования), части 2, 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) мотивированы нарушением оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент имущественных отношений).
Решением от 04.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения, постановлением от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены; оспариваемый отказ признан незаконным; администрация в лице департамента градостроительной политики обязана в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласовать акт о выборе земельного участка для строительства от 18.12.2012 N 624.
В кассационной жалобе администрация просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно истолковали нормы Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управлении государственными землями Тюменской области" и не учли, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется решением уполномоченного органа в лице департамента имущественных отношений.
Администрация считает, что получение согласования департамента градостроительной политики по вопросам его компетенции является промежуточным этапом, обеспечивающим принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и в конечном итоге утверждение акта о выборе земельного участка осуществляет департамент имущественных отношений на основании решения совместной комиссии.
Заинтересованное лицо также полагает, что доказательства нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности в материалах дела отсутствуют.
Отзывы на кассационную жалобу общество и третье лицо в установленном законом порядке не представили.
Общество, департамент имущественных отношений о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в департамент градостроительной политики с заявлением от 11.01.2013 N 01 о предварительном согласовании размещения объектов транспортной инфраструктуры: автогазозаправочной станции на земельном участке площадью 0,05 га, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Кишиневская, приложив к заявлению акт от 18.12.2012 N 624 о выборе земельного участка для строительства и характеристики земельного участка (приложение N 1).
Департамент градостроительной политики письмом от 04.02.2012 N 38-06-97 сообщил обществу об отказе в предварительном согласовании акта от 18.12.2012 N 624 о выборе земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок находится за пределами красных линий застройки, размещение объектов за которыми не допускается в соответствии с пунктом 23 Правил землепользования.
Общество оспорило в арбитражный суд данный отказ.
При удовлетворении требований заявителя суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у департамента градостроительной политики правовых оснований для отказа в согласовании акта о выборе земельного участка и нарушения таким отказом прав и законных интересов общества.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В пункте 8.11 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение N 144-п), предусмотрено, что департамент имущественных отношений при отсутствии оснований для отказа в приеме документов принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается департаментом имущественных отношений в случае, если размещение объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории; предоставление земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах (пункт 8.13 Положения N 144-п).
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте градостроительной политики, утвержденного распоряжением администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 895, департамент градостроительной политики является отраслевым органом администрации, который создан с целью решения вопросов градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
На основании пункта 3.3.3 указанного Положения департамент градостроительной политики подготавливает предложения о разрешенном использовании земельных участков, предоставляемых с предварительным согласованием места размещения объекта.
Руководствуясь пунктом 11 статьи 1, частями 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ, статьями 12, 23 Правил землепользования, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, действующей в части, не противоречащей ГрК РФ, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе письмо департамента градостроительной политики от 25.03.2013 N 38-06-1430, согласно которому утверждение проекта планировки 9-го планировочного района "Южный" в составе комплексного проекта по разработке градостроительной документации на территорию города Тюмени планируется в третьем квартале 2013 года, суды пришли к выводу, что отказ в согласовании акта о выборе земельного участка по причине нахождения испрашиваемого земельного участка за пределами красных линий застройки не основан на конкретных документах, так как доказательства об установлении красных линий на территории испрашиваемого обществом земельного участка, а также утвержденные проекты планировки данной территории и проекты ее межевания администрация не представила, вследствие чего у департамента градостроительной политики отсутствовали правовые основания для отказа обществу в согласовании акта о выборе земельного участка.
Поскольку согласование департаментом градостроительной политики акта о выборе земельного участка в рамках его компетенции в ходе проверки соблюдения градостроительных норм и правил является обязательным для дальнейшего рассмотрения департаментом имущественных отношений в соответствии со статьей 29 ЗК РФ и пунктом 8.13 Положения N 144-п вопроса о согласовании места размещении объекта, то суды верно отметили, что незаконный отказ департамента градостроительной политики влечет последующий отказ департамента имущественных отношений в предварительном согласовании места размещения объекта и влияет на права и законные интересы общества.
С учетом изложенного суды на основании статьи 198 АПК РФ обоснованно признали незаконным отказ администрации в лице департамента градостроительной политики, выраженный в письме 04.02.2013 N 38-06-97, об отказе в согласовании акта от 18.12.2012 N 624 о выборе земельного участка.
Довод администрации о том, что оспариваемый отказ не является окончательным решением уполномоченного органа о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании размещения объекта, подлежит отклонению, так как не опровергает вывод судов о его незаконности.
К тому же податель жалобы не указал норму права, запрещающую оспорить отказ в согласовании акта о выборе земельного участка лица, уполномоченного давать заключение на его соответствие или несоответствие градостроительным нормам и правилам.
Таким образом, аргументы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права судами не допущено Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5565/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)