Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2015 N 82-АПГ15-16

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель, являясь арендатором спорных участков, полагает, что их кадастровая стоимость значительно выше рыночной стоимости, тем самым нарушаются его права плательщика арендной платы, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. N 82-АПГ15-16


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Смирнова П.И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на решение Курганского областного суда от 29 апреля 2015 года, которым заявленные Смирновым П.И. требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Смирнов П.И. обратился в Курганский областной суд с заявлением (с учетом изменений) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м и с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <...> область, город <...>, ул. <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытого склада строительных материалов, склада продовольственных товаров, равной их рыночной стоимости, в размере <...> рублей и <...> рублей соответственно.
В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором данных земельных участков, кадастровая стоимость которых значительно выше рыночной стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика. Тем самым нарушаются его права как арендатора - плательщика арендной платы, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительство Курганской области, департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, администрация города Кургана.
Решением Курганского областного суда от 29 апреля 2015 года заявленные требования Смирнова П.И. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В апелляционных жалобах Правительство Курганской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, полагая неправильным определение их статуса - заинтересованных лиц по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что заявитель является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и рыночная стоимость объектов недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Смирнов П.И. является арендатором земельных участков с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м и с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <...> область, город <...>, ул. <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытого склада строительных материалов, склада продовольственных товаров.
Кадастровая стоимость данных участков определена по состоянию на 1 января 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 г. N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" и составляет <...> рубль <...> копеек и <...> рублей соответственно.
По ходатайству заявителя судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости данных земельных участков. В соответствии с заключением эксперта рыночная стоимость указанных участков установлена по состоянию на 01 января 2010 года в размере <...> рублей и <...> рублей. Возражений относительно данного заключения экспертизы лицами, участвующими в деле, не представлено.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы Правительства Курганской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, приведенные в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, заявлявшимся в судебном заседании, которые являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Курганского областного суда от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)