Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.10.2014 N 3-12/2014

Требование: О признании недействующим со дня принятия распоряжения об изменении категории земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указал, что земельный участок находится в границах рекреационной зоны лесов, что не допускает его использование в целях жилищного строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N 3-12/2014


Белгородский областной суд в составе:
судьи Белгородского областного суда Безуха А.Н.
при секретаре А.Ю.Н.
с участием:
прокуроров - Б.В.Ю., Р.М.А.
представителя правительства Белгородской области - И.Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим со дня принятия Распоряжения Правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе",

установил:

17 декабря 2012 года Правительством Белгородской области принято Распоряжение N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" (далее - Распоряжение), которое было опубликовано 16 октября 2014 года в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области.
Пунктом 1 Распоряжения предусмотрено, земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером N, местоположение: <адрес> в границах Крутологского сельского поселения перевести из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", включив в границы населенного пункта села <адрес>; установлен вид разрешенного использования "для малоэтажного (индивидуального) жилищного строительства" (том 1 л.д. 16).
Заместитель прокурора Белгородской области в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании недействующим распоряжения со дня его принятия. Сослался на то, что земельный участок согласно генеральному плану Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области находится в границах рекреационной зоны лесов, что не допускает его использование в целях жилищного строительства и данное обстоятельство в силу положений пункта 2 ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" являлось основанием для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта <адрес>. Также сослался на неопубликование оспариваемого нормативного акта.
В рамках рассмотрения дела прокуроры, участвующие в деле, дополнили основание требований: сослались на то, что схемой территориального планирования Белгородского района не предусмотрено использование спорного земельного участка для малоэтажного строительства (том 1 л.д. 30).
В судебном заседании прокуроры, участвующие в деле, поддержали заявление по изложенным в нем доводам и просили об их удовлетворении.
Представитель Правительства Белгородской области заявленное требование не признала и просила отказать в его удовлетворении за необоснованностью. Сослалась на то, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Белгородской области как высшего органа исполнительной власти Белгородской области, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Белгородской области; оснований для отказа в переводе земельного участка из категории "земель сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" у Правительства Белгородской области не имелось.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив оспариваемый нормативный правовой акт по содержанию, компетенции принявшего его органа, проанализировав применительно к предмету заявленных требований действующее законодательство, исследовав доказательства, суд считает требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Оспариваемое распоряжение о переводе земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельных участков, так и всех иных лиц и, следовательно, распоряжение об изменении категории земель имеет нормативный характер. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2007 года N 5-В07-51, от 09.06.2010 года N 18-Г10-14, от 14 мая 2014 года N 1-АПГ14-6).
В силу положений частей 1 и 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как указано в пунктах 17, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования, соответствует ли содержание акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения к имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вопросы по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 3 статьи 2 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" к предмету совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 35 Устава Белгородской области Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области, который возглавляет Губернатор области.
Положениями части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право субъектов на принятие нормативных актов, которыми может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с указанной нормой положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлением Правительства Белгородской области от 13 октября 2006 года N 216-пп (далее - Постановление Правительства Белгородской области) утвержден порядок принятия решений и состав документации о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, отнесении земельных участков к землям определенной категории на территории Белгородской области. Названным порядком предусмотрено принятие акта о переводе земель из одной категории в другую в форме распоряжения (том 3 л.д. 164-168).
Подготовка проекта оспариваемого распоряжения проводилась в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Губернатора Белгородской области от 06 ноября 2007 года N 140 "Об утверждении регламента подготовки правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области". Проект оспариваемого распоряжения в соответствии с вышеупомянутым Постановлением Правительства Белгородской области был разработан Департаментом имущественных и земельных отношений по Белгородской области и прошел согласование в соответствующих департаментах области.
Таким образом, оспариваемый акт принят Правительством Белгородской области в пределах компетенции, соответствует установленной форме.
Данный нормативный акт введен в действие путем опубликования в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области N 51 от 16 октября 2014 года.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Как следует из материалов дела (том 1, л.д. 11-13), спорный земельный участок был сформирован распоряжением администрации Белгородского района от 24.02.2011 года N 198. Его площадь составила <данные изъяты> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, в границах Крутологского сельского поселения.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель находящихся в частной собственности (земель сельскохозяйственного назначения) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, действовавшим законодательством предусмотрена возможность включения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации земель сельскохозяйственного назначения в границы земель населенного пункта с изменением вида их разрешенного использования как до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, так и после утверждения.
Процедура, порядок и состав документов, с которыми необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта, регламентирован статьей 4.1 ФЗ.
Согласно частям 5, 13 - 14 указанной статьи орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении, само заявление и прилагаемые к нему документы. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты поступления ходатайства из органа местного самоуправления с приложенными документами направляет такие документы для согласования, в том числе в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками, в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение использования земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из земель лесного фонда. Проведение дополнительного согласования не допускается (пункт 15).
Распоряжением администрации Белгородского района Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 1935 согласован перевод спорного земельного участка с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с установлением вида разрешенного использования: для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства с включением в черту <адрес> (том 1 л.д. 14).
14 сентября 2012 года в администрацию Губернатора Белгородской области поступило ходатайство главы администрации Белгородского района об изменении категории спорного земельного участка с включением в черту села <адрес> (том 1 л.д. 15).
Согласно материалам дела во исполнение ходатайства главы администрации Белгородского района в исполнительный орган власти субъекта были предоставлены: заключение Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области о возможности осуществить перевод земельного участка и включить участок в черту населенного пункта <адрес> (том 3 л.д. 191); акт о согласовании границ земельного участка для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства, утвержденный коммунальными, эксплуатационными и иными службами, в том числе главой администрации Крутологского сельского поселения (том 3 л.д. 195-197); положительные заключения председателя комитета по строительству, транспорту и ЖКХ администрации Белгородского района (том 3 л.д. 199); начальника управления лесами - главного государственного лесного инспектора области (том 3 л.д. 200).
При наличии указанных заключений, рецензий исполнительных органов государственной власти, а также категории земельного участка, указанной в кадастровом паспорте, - "земли сельскохозяйственного назначения" (том 3 л.д. 178-190), суд считает соблюденной процедуру и порядок включения спорного земельного участка в черту населенного пункта с изменением разрешенного вида использования.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на пункт 2 части 19 статьи 4.1 ФЗ, указав, что генеральным планом Крутологского сельского поселения и схемой территориального планирования Белгородского района на спорном земельном участке предусмотрена рекреационная зона с наличием лесных насаждений.
В силу положений названной нормы исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.
В силу положений статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений.
Содержание схем территориального планирования их подготовка и утверждение, особенности согласования проекта схем закреплены в статьях 19 - 21 ГрК РФ.
По смыслу статей 19 и 23 ГрК Российской Федерации (как в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения, так и в действующей редакции), основное назначение документов территориального планирования муниципальных образований (как муниципальных районов, так и поселений), заключается в том, чтобы предусмотреть сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения соответствующего муниципального образования, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Данный вывод подтверждается также и тем, что в силу части 6 статьи 18 ГрК Российской Федерации генеральный план поселения может не утверждаться в случае, если на территории соответствующего поселения не предусматривается размещение в будущем каких-либо объектов федерального, регионального или местного значения, а также отсутствует программа социально-экономического развития и не предполагается изменения существующего использования территории.
Как усматривается из материалов дела, 16 июня 2010 года
Решением муниципального Совета Белгородского района N 298 постановлено: утвердить Схему территориального планирования муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, опубликовать настоящее решение в газете "Знамя" и разместить Схему территориального планирования муниципального района "Белгородский район" Белгородской области на официальном web-сайте муниципального района "Белгородский район" Белгородской области и органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (том 1 л.д. 163).
Данное решение было опубликовано в Белгородской районной общественно-политической газете "Знамя" N 81 от 07 июля 2010 года (том 1 л.д. 236).
В рамках рассмотрения дела в Муниципальном Совете Белгородского района Белгородской области была запрошена утвержденная схема территориального планирования муниципального района "Белгородский район" Белгородской области.
Согласно ответу Председателя Муниципального совета Белгородского района Схема территориального планирования муниципального района состоит из: решения Муниципального совета; Положение о территориальном планировании (2 том на 263 стр.); Положение о территориальном планировании (3 том на 116 стр. и 4 карты) (том 3 л.д. 207).
Указанные документы являются отчетом о научно-исследовательской работе по подготовке "Схемы территориального планирования муниципального образования Белгородского района Белгородской области". При этом этими документами не запланировано размещение в границах спорного земельного участка каких-либо объектов местного значения, а потому доводы заявителя о том, что рассматриваемым документом территориального планирования предусмотрено использование спорного земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении главы местной администрации об изменении его категории, не могут быть признаны обоснованными (том 1 л.д. 164-235; том 2 л.д. 1-250; том 3 л.д. 1-63).
Кроме того, схема территориального планирования, как и генеральный план, имеют признаки нормативно-правового акта (что не оспаривалось в суде прокурорами, участвующими в деле), поскольку издаются управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, содержат правовые нормы и правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых должностным органом или должностным лицом.
Из представленных материалов не усматривается, что на момент принятия оспариваемого распоряжения 17 декабря 2012 года схема территориального планирования была опубликована в полном объеме. В газете опубликована только часть текста без схем и текстового описания зон. В электронном виде опубликован только картографический материал.
При таких обстоятельствах утверждение прокурора о том, что на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта имелась утвержденная в установленном порядке схема территориального планирования Белгородского района, соответствующая по содержанию вышеупомянутым нормам ГрК, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Содержание генерального плана поселения и порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения предусмотрены статьями 23 и 24 ГрК РФ.
В обоснование наличия утвержденного генерального плана Крутологского сельского поселения прокурор ссылается на решения земского собрания Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 20 июня 2011 года N N 26/1, 26/2, 26/3, которые обнародованы 21 июня 2011 года путем размещения на общедоступных стендах в общедоступных местах Крутологского сельского поселения (школах, домах культуры, библиотеках, сельских клубах и т.д.) (том 3 л.д. 64-66).
С данным утверждением нельзя согласиться.
В силу положений п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений к которым относится генеральный план, а также утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Исходя из содержания названных норм, генеральный план и правила землепользования и застройки являются различными нормативными актами в области градостроительной деятельности, принятие которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из представленных решений, на которые ссылается прокурор, последними утверждены проекты Генерального плана застройки Крутологского сельского поселения, а именно отдельных сел: <адрес>. Каких-либо иных решений об утверждении единого генерального плана Крутологского сельского поселения, как того требуют положения статья 23 ГрК РФ, в материалы дела не представлено.
Иных доказательств того, что на момент принятия оспариваемого распоряжения имел место и был утвержден в установленном порядке Генеральный план Крутологского поселения, материалы дела не содержат.
Ввиду отсутствия Генерального плана заслуживают внимание доводы представителя Правительства о том, что он не мог быть обнародован.
Данный вывод подтверждается также служебной запиской главы администрации Крутологского сельского поселения от 10 октября 2014 года за N 533 на имя главы администрации Белгородского района, согласно которой информация, содержащаяся в письме от 06 августа 2014 года, не соответствует действительности (том 3 л.д. 202).
На основании представленных доказательств установлено, что генеральный план Крутологского сельского поселения, согласно информации из государственной информационной системы (ФГИС ТП), размещен на сайте 25.07.2013 года, то есть после принятия оспариваемого распоряжения (том 3 л.д. 201).
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения имелся ряд документов, однако утвержденного в установленном порядке генерального плана Крутологского сельского поселения не существовало. Кроме того, даже утвержденным после оспариваемого распоряжения генеральным планом, так же как и схемой территориального планирования, не предусмотрено какого-либо отличного от указанного в заявлении использования спорного земельного участка.
То обстоятельство, что документами территориального планирования спорный земельный участок включен в состав рекреационной зоны, не могло являться основанием для отказа во включении его в границы населенного пункта.
Так, в силу части 12 статьи 9 ГрК Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Следовательно, понятие рекреационной зоны, утвержденной документами территориального планирования, существенно отличается от понятия земель рекреационного назначения как категории земель, используемого в статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому запрет изменения целевого использования таких земель, предусмотренный статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации на спорный земельный участок не распространяется.
Вопреки доводам прокурора, отнесение земельных участков в составе рекреационных зон к землям населенных пунктов прямо предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы прокурора о том, что при включении спорного земельного участка в черту населенного пункта будет осуществлена вырубка зеленых насаждений, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Исходя из представленного Правительством Белгородской области проекта планировки территории микрорайона "Сосновый бор", который предполагалось разместить на спорном земельном участке, было предусмотрено строительство и размещение объектов индивидуального жилищного строительства без вырубки лесов, с предоставлением земельных участков различной конфигурации в местах отсутствия зеленых насаждений (приложение к материалам гражданского дела).
Пунктом 2 оспариваемого распоряжения рекомендовано администрации Белгородского района обеспечить предоставление земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством. В этой связи последующие действия, связанные с предоставлением земельных участков не в соответствии с их назначением, с иными нарушениями градостроительных норм и правил, а также нарушение градостроительных регламентов самими землепользователями, не могут влиять на законность оспариваемого распоряжения.
Более того, пунктом 5 статьи 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Крутологское сельское поселение" разрешены любые виды использования в рекреационных зонах, если их применение не сопровождается сокращением площади зеленых насаждений.
Также необходимо отметить, что Крутологским сельским поселением проведены публичные слушания о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Крутологского сельского поселения в отношении спорного земельного участка в части изменения территориальных зон ТР-1 и ТЖ-1 в целях обеспечения эффективного использования земельного участка и разработки проекта планировки территорий. По результатам публичных слушаний 30 августа 2013 года составлено заключение, которым представленный проект рекомендован к утверждению земским собранием.
В рамках рассмотрения дела установлено, что оспариваемое Распоряжение было опубликовано в официальном печатном издании Правительства Белгородской области 16 октября 2014 года (статья 2 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов") (том 3 л.д. 205-206). Факт неопубликования данного нормативного акта длительный срок со дня его подписания не может служить основанием к признанию его недействующим, поскольку на момент рассмотрения дела оспариваемый акт был опубликован в установленном порядке (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2014 года N 1-АПГ14-6).
При таких обстоятельствах у Правительства Белгородской области не имелось оснований для принятия решения об отказе в переводе земельного участка, включении в границы населенного пункта и установлению разрешенного вида использования "для малоэтажного (индивидуального) жилищного строительства". Оспариваемое распоряжение не противоречит федеральным законам или иным актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому оснований для признания его недействительным в силу положений ст. 253 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 195, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим со дня принятия Распоряжения Правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 27 октября 2014 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)