Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области - Логинова А.М., доверенность от 09.01.2013 г. N 13,
от Национального совета по оценочной деятельности - извещен, не явился,
от Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" - Самошкина Н.В., доверенность от 09.01.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2013 года по делу N А72-11131/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509), г. Ульяновск,
заинтересованные лица:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Национальный совет по оценочной деятельности, (ОГРН 1087799029493), г. Москва,
- Открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт", (ОГРН 1027301405097), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 28.09.2012 N 73/05/2012-327,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения N 73/05/2012-327 от 28.09.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке от 23.01.2012 N 18/П.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом требования в полном объеме удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что стоимость арендных отношений и размера выкупа земельных участков напрямую зависит от кадастровой стоимости земельных участков вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Податель жалобы ссылается на то, что Управление полномочий на проведение оценки и заключение договора ОАО "Ульяновский речной порт" не предоставляло и, следовательно, представленный в Роскадастр отчет не может служить основанием для внесения каких-либо сведений в государственный кадастр.
Податель жалобы также указывает, что учитывая полную правовую осведомленность относительно рассматриваемого вопроса, принятие комиссией к рассмотрению пакета документов, и принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании такого пакета документов, в составе которого приложен отчет об оценке, в котором отсутствует прямое и однозначное указание на то, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:010402:3, расположенный по адресу г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, является объектом оценки и что его итоговая стоимость составляет 75961657,05 рублей следует рассматривать как действия комиссии противоречащие действующим нормам права и нарушающие законные права собственника имущества, так как в графе "Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки без учета НДС в руб." отчета Nс6755, представленного комиссии, составляет 85 868 139,48 руб.
Податель жалобы обращает внимание суда на страницу 6 отчета "Допущения и ограничительные условия" пункт 8: " Отчет об оценке достоверен лишь в полном объеме. Использование отдельных положений и выводов отчета является некорректным."
По мнению подателя жалобы, вывод суда о правомерности действия Комиссии по применению поэлементной стоимости в отношение составных частей объекта оценки, по каждому участку противоречит как нормам законодательства об оценке, так и материалам самого отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представители Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21-П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
28.08.2012 ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.
28.09.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке Управления Росреестра по Ульяновской области принято решение N 73/05/2012-327 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области требований о признании указанного решения об определении кадастровой стоимости объекта незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что указанная норма закона не предусматривает ограничения для лиц, обращающихся в Комиссию, в зависимости от объема прав на объект недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в течение одного месяца с даты его поступления.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 утвержден "Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок).
Согласно пункту 20 указанного Порядка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, -положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/18 от 23.01.2012 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, являющейся самостоятельным органом по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующим в соответствии с установленным для нее порядком работы.
ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось с заявлением от 28.08.2012 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Портовая, д. 25, с кадастровым номером 73:24:010402:3.
Перечень документов, необходимый для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, определен в статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Указанный перечень не включает в себя договоры на проведение оценки.
Судом верно установлено, что ОАО "Ульяновский речной порт" при подаче заявления были представлены все необходимые документы.
ОАО "Ульяновский речной порт" заключило договор с ЗАО "Многопрофильный деловой центр" на проведение оценки земельных участков. В соответствии с отчетом об оценке земельных участков Nс6755, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3 составляет 75 961 657 руб. 05 коп.
Постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21 -П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011, в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость определена в размере 244 548 093 руб.
Разница между кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012, и рыночной стоимость в соответствии с отчетом Nс6755 составила более 30%.
В отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 Nс6755, имеющем положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28, имеется заключение о рыночной стоимости земельных участков, а также приведена рыночная стоимость объектов оценки поэлементно, по каждому земельному участку, с указанием кадастровых номеров, адресов, площадей, однозначно позволяющих идентифицировать каждый из объектов недвижимости. В самом отчете от 01.08.201 Nс6755 также по каждому объекту недвижимости приведены идентифицирующие признаки, такие как площадь, местоположение, кадастровый номер (например, стр. 4, 5, 19, 20, 23, 24 Отчета).
Положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28 также содержит идентифицирующую информацию о трех объектах оценки. Вышеназванный отчет проверен экспертом на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ФСО N 1 утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, ФСО N 2 утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 и ФСО N 3 утверждение приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254. В том числе отчет проверен экспертом на соответствие Закону об оценке в части указания точного описания объекта оценки и им сделан вывод о его соответствии стандартам.
Суд, оценив представленные сторонами доводы и доказательства, пришел к правильному выводу о соответствии отчета оценки правилам Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральному закону N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом доказательств о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости объекта не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости заявителем не оспаривается, от проведения экспертизы по определению кадастровой стоимости спорного объекта лица, участвующие в деле отказались.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что поскольку Общество не является собственником спорных земельных участков, оно не обладает правом на заключение договора об оценке спорного земельного участка и подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статьи 6 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
В отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 10 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация).
С учетом положений указанных норм закона судом сделан правильный вывод о том, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект (с учетом обстоятельств настоящего дела).
Факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) у ОАО "Ульяновский речной порт" подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Судом верно отмечено в решении, что наличие у ОАО "Ульяновский речной порт" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, земельный налог за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости, и, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", установлено, что в силу ст. 12 Закона об оценке отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2012 г. по делу N А27-11680/2011; постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2012 г. по делу N А60-11824/2011; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 г. по делу N А72-9111/2012).
Таким образом, оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии с требованиями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Суд сделал верный вывод о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 г. N с6755 требованиям законодательства и федеральных стандартов оценки.
Также судом первой инстанции правильно применена ст. 24.19 ФЗ РФ "Об оценочной деятельности в российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. а также Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 г. N 263 не предусмотрено право или обязанность Комиссии, членов комиссии проводить повторную экспертизу, перепроверку отчета и экспертного заключения на предмет их соответствия требованиям законодательства.
Поскольку в случае установления кадастровой стоимости в размере рыночной, величина рыночной стоимости, определенная в отчете является обязательной, то ее оспаривание возможно только путем самостоятельно иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика.
Оспаривание достоверности величины рыночной стоимости в рамках иска о признании незаконным акта государственного органа является не возможным.
Кроме того, заявитель письменно отказался от проведения по делу экспертизы, а потому суд первой инстанции верно сделал вывод о том, что сами результаты оценки заявителем не оспариваются.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2013 года по делу N А72-11131/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А72-11131/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А72-11131/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области - Логинова А.М., доверенность от 09.01.2013 г. N 13,
от Национального совета по оценочной деятельности - извещен, не явился,
от Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" - Самошкина Н.В., доверенность от 09.01.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2013 года по делу N А72-11131/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509), г. Ульяновск,
заинтересованные лица:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Национальный совет по оценочной деятельности, (ОГРН 1087799029493), г. Москва,
- Открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт", (ОГРН 1027301405097), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 28.09.2012 N 73/05/2012-327,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения N 73/05/2012-327 от 28.09.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке от 23.01.2012 N 18/П.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом требования в полном объеме удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что стоимость арендных отношений и размера выкупа земельных участков напрямую зависит от кадастровой стоимости земельных участков вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Податель жалобы ссылается на то, что Управление полномочий на проведение оценки и заключение договора ОАО "Ульяновский речной порт" не предоставляло и, следовательно, представленный в Роскадастр отчет не может служить основанием для внесения каких-либо сведений в государственный кадастр.
Податель жалобы также указывает, что учитывая полную правовую осведомленность относительно рассматриваемого вопроса, принятие комиссией к рассмотрению пакета документов, и принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании такого пакета документов, в составе которого приложен отчет об оценке, в котором отсутствует прямое и однозначное указание на то, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:010402:3, расположенный по адресу г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, является объектом оценки и что его итоговая стоимость составляет 75961657,05 рублей следует рассматривать как действия комиссии противоречащие действующим нормам права и нарушающие законные права собственника имущества, так как в графе "Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки без учета НДС в руб." отчета Nс6755, представленного комиссии, составляет 85 868 139,48 руб.
Податель жалобы обращает внимание суда на страницу 6 отчета "Допущения и ограничительные условия" пункт 8: " Отчет об оценке достоверен лишь в полном объеме. Использование отдельных положений и выводов отчета является некорректным."
По мнению подателя жалобы, вывод суда о правомерности действия Комиссии по применению поэлементной стоимости в отношение составных частей объекта оценки, по каждому участку противоречит как нормам законодательства об оценке, так и материалам самого отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представители Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21-П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
28.08.2012 ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.
28.09.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке Управления Росреестра по Ульяновской области принято решение N 73/05/2012-327 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области требований о признании указанного решения об определении кадастровой стоимости объекта незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что указанная норма закона не предусматривает ограничения для лиц, обращающихся в Комиссию, в зависимости от объема прав на объект недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в течение одного месяца с даты его поступления.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 утвержден "Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок).
Согласно пункту 20 указанного Порядка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, -положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/18 от 23.01.2012 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, являющейся самостоятельным органом по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующим в соответствии с установленным для нее порядком работы.
ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось с заявлением от 28.08.2012 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Портовая, д. 25, с кадастровым номером 73:24:010402:3.
Перечень документов, необходимый для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, определен в статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Указанный перечень не включает в себя договоры на проведение оценки.
Судом верно установлено, что ОАО "Ульяновский речной порт" при подаче заявления были представлены все необходимые документы.
ОАО "Ульяновский речной порт" заключило договор с ЗАО "Многопрофильный деловой центр" на проведение оценки земельных участков. В соответствии с отчетом об оценке земельных участков Nс6755, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3 составляет 75 961 657 руб. 05 коп.
Постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21 -П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011, в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость определена в размере 244 548 093 руб.
Разница между кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012, и рыночной стоимость в соответствии с отчетом Nс6755 составила более 30%.
В отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 Nс6755, имеющем положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28, имеется заключение о рыночной стоимости земельных участков, а также приведена рыночная стоимость объектов оценки поэлементно, по каждому земельному участку, с указанием кадастровых номеров, адресов, площадей, однозначно позволяющих идентифицировать каждый из объектов недвижимости. В самом отчете от 01.08.201 Nс6755 также по каждому объекту недвижимости приведены идентифицирующие признаки, такие как площадь, местоположение, кадастровый номер (например, стр. 4, 5, 19, 20, 23, 24 Отчета).
Положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28 также содержит идентифицирующую информацию о трех объектах оценки. Вышеназванный отчет проверен экспертом на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ФСО N 1 утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, ФСО N 2 утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 и ФСО N 3 утверждение приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254. В том числе отчет проверен экспертом на соответствие Закону об оценке в части указания точного описания объекта оценки и им сделан вывод о его соответствии стандартам.
Суд, оценив представленные сторонами доводы и доказательства, пришел к правильному выводу о соответствии отчета оценки правилам Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральному закону N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом доказательств о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости объекта не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости заявителем не оспаривается, от проведения экспертизы по определению кадастровой стоимости спорного объекта лица, участвующие в деле отказались.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что поскольку Общество не является собственником спорных земельных участков, оно не обладает правом на заключение договора об оценке спорного земельного участка и подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статьи 6 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
В отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 10 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация).
С учетом положений указанных норм закона судом сделан правильный вывод о том, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект (с учетом обстоятельств настоящего дела).
Факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) у ОАО "Ульяновский речной порт" подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Судом верно отмечено в решении, что наличие у ОАО "Ульяновский речной порт" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, земельный налог за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости, и, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", установлено, что в силу ст. 12 Закона об оценке отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2012 г. по делу N А27-11680/2011; постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2012 г. по делу N А60-11824/2011; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 г. по делу N А72-9111/2012).
Таким образом, оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии с требованиями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Суд сделал верный вывод о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 г. N с6755 требованиям законодательства и федеральных стандартов оценки.
Также судом первой инстанции правильно применена ст. 24.19 ФЗ РФ "Об оценочной деятельности в российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. а также Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 г. N 263 не предусмотрено право или обязанность Комиссии, членов комиссии проводить повторную экспертизу, перепроверку отчета и экспертного заключения на предмет их соответствия требованиям законодательства.
Поскольку в случае установления кадастровой стоимости в размере рыночной, величина рыночной стоимости, определенная в отчете является обязательной, то ее оспаривание возможно только путем самостоятельно иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика.
Оспаривание достоверности величины рыночной стоимости в рамках иска о признании незаконным акта государственного органа является не возможным.
Кроме того, заявитель письменно отказался от проведения по делу экспертизы, а потому суд первой инстанции верно сделал вывод о том, что сами результаты оценки заявителем не оспариваются.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2013 года по делу N А72-11131/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)