Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6131/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под некапитальный объект складского назначения.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на поступление заявления о предоставлении этого же земельного участка от другого лица, в связи с чем необходимо проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N 33-6131/2015


Судья Федотов О.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Елецких О.Б.
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 марта 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в предоставления земельного участка площадью 1902 кв. м, расположенного по адресу: <...> под некапитальный объект складского назначения под технологическое оборудование, автозапчасти для размещения временного объекта некапитального выраженный в письме N <...> от 17 октября 2014 года.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление о предоставлении М. земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1902 кв. м, по адресу: <...>, под некапитальный объект, сроком на 4 года 11 месяцев".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения представителя заявителя К.М., судебная коллегия

установила:

Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 17 октября 2014 года N <...> М. отказано в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (под некапитальный объект складского назначения), площадью 1902 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, со ссылкой на поступление заявления о предоставлении этого же земельного участка от другого лица, в связи с чем необходимо проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
М. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного отказа, считая его неправомерным с учетом того, что письмом от 06 августа 2013 года N <...> Департамент выразил согласие на предоставление указанного земельного участка, после чего была утверждена схема расположения земельного участка, участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера <...>.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, считая оспариваемый отказ законным и обоснованным: срок действия первоначального ответа о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка истек на момент подачи кадастрового паспорта, возможность предоставления земельного участка под некапитальный объект складского назначения не предусмотрена, поступление заявления от другого лица, намеренного также приобрести земельный участок, предполагает необходимость проведения торгов.
В своем отзыве на апелляционную жалобу М. просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя К.М. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 04 июля 2013 года М. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1942 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в аренду под некапитальный объект, сроком на 4 года 11 месяцев.
Письмом от 06 августа 2013 года N <...> Департамент земельных отношений сообщил заявителю о принятии решения о возможности предоставления ему испрашиваемого земельного участка в аренду на срок 4 года 11 месяцев при условии формирования с учетом земельного участка, в отношении которого принято решение о возможности предоставления по обращению К.А. В этом же письме М. разъяснил условия предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, о необходимости предоставления в Департамент на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
22 августа 2014 года Департаментом была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 02 сентября 2014 года земельный участок, расположенный по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет.
05 сентября 2014 года после выполнения необходимых условий для предоставления земельного участка в аренду М. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о заключении договора аренды, приложив кадастровый паспорт земельного участка, однако оспариваемым ответом ему было в этом отказано.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая отказ в предоставлении ему земельного участка незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта некапитального типа подлежало рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не могло повлечь нарушения прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка. Следовательно отсутствовали правовые основания для принятия решения об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка. Суд указал, что после принятия решения о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, Департамент был обязан завершить процедуру предоставления земельного участка на тех же условиях, которые действовали на момент принятия решения. Кроме того, суд посчитал недоказанным факт публикации в 2013 году информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка заявителю.
Коллегия считает возможным согласиться с выводами суда об обоснованности требований заявителя и неправомерности оспариваемого отказа в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления о предоставлении земельного участка либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми.
Согласно пункту 2.9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о возможности предоставления земельного участка заявителю в аренду) уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
В дальнейшем Порядок был дополнен пунктами 2.9-1 и 2.9-2, предусматривающими последствия поступления в установленный Порядком срок после опубликования сообщения заявлений от других лиц о предоставлении этого же земельного участка в виде предоставления земельного участка посредством проведения торгов, а также устанавливающими годичный срок действия решения о возможности предоставления земельного участка с момента публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2.11 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения.
Решением Пермской городской Думы от 28 января 2014 года N 10 внесены изменения в пункт 1.8.1 Порядка, предусматривающий возможное целевое назначение предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов, согласно которым стало возможным предоставление земельного участка для открытого складирования (в частности, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.п.) только на территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному заявителю для целей строительства.
Таким образом, основания, по которым Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, возникли после принятия решения о возможности предоставления заявителю земельного участка, г. е. после того, как стала осуществляться процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми в редакции, действовавшей на тот момент, в результате изменения правового регулирования данного вопроса.
Соответственно вывод суда о том, что названные Департаментом основания для отказа нельзя признать правомерными, является обоснованным.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что установленный органом местного самоуправления порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в любом случае не может входить в противоречие с аналогичным порядком, установленным федеральным законом, в частности, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств несвоевременного предоставления заявителем в Департамент на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не представлено.
Апелляционная жалоба не. содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)