Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2014 N 33-5125

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 33-5125


Строка N 38
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего ФИО6
судей Глазовой Н.В., Федорова В.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО6
гражданское дело по иску ФИО7 к администрации городского округа <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании действий ДИЗО <адрес>, выразившихся в непризнании имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под индивидуальное жилищное строительство как многодетному гражданину и невключении в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, незаконными, обязании администрации городского округа <адрес> передать в ДИЗО <адрес> распоряжение N ... от ...2011 о постановке на очередь за N ..., доказательства включения в сводную очередь по городу Воронежу за N ..., а также предоставленные документы для постановки на очередь, включая заявление о выделении земельного участка, как многодетному гражданину и предоставления в суд доказательств такой передачи, обязании ДИЗО <адрес> включить в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, за соответствующим номером очереди, рассчитанным с даты обращения в <адрес> городского округа <адрес> с заявлением о постановке на льготную очередь по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно представленным администрацией городского округа <адрес> спискам, взыскании с ДИЗО компенсации морального вреда в размере ... руб.
по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности ФИО5
на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

установила:

ФИО7 обратился с иском к администрации городского округа <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, в котором указывает, что согласно <адрес> N 325-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании земельных отношений на территории <адрес>" он, имеющий льготы как многодетная семья, в <адрес> распоряжением N ... от ....2011 был включен в список на очередь на льготное предоставление земельных участков за N ... Указанные документы о постановке на очередь Управой были переданы в администрацию городского округа <адрес>, где он был включен в сводную ведомость по городу за N ... В середине 2013 г. ему стало известно, что льготники, которые вместе с ним состояли на очереди, получили земельные участки под строительство, в связи с чем он обратился за разъяснениями в Управу и администрацию городского округа <адрес>, где ему сообщили, что порядок предоставления земельных участков изменился, все документы переданы в ДИЗО <адрес>. При обращении к ответчику ему было сообщено, что он в очереди на льготное получение земельного участка не состоит, так как заявление в ДИЗО не подавал. Считает, что ответчик нарушил его права, так как он состоял на очереди и не обязан вновь обращаться в ДИЗО <адрес> в связи с внесенными в Закон изменениями, которые, он полагает, на него не распространяются. Все документы о его постановке на очередь администрацией были переданы в ДИЗО, и на их основании он должен быть включен в очередь. В связи с указанным, истец просил суд признать действия ДИЗО <адрес>, выразившиеся в непризнании имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под индивидуальное жилищное строительство как многодетному гражданину и невключении в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, незаконными, обязать администрацию городского округа <адрес> передать в ДИЗО <адрес> распоряжение N ... от ...2011 о постановке на очередь за N ..., доказательства включения в сводную очередь по городу Воронежу за N ..., а также предоставленные документы для постановки на очередь, включая заявление о выделении земельного участка как многодетному гражданину и предоставлении в суд доказательств такой передачи, обязать ДИЗО <адрес> включить в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, за соответствующим номером очереди, рассчитанным с даты обращения в <адрес> городского округа <адрес> с заявлением о постановке на льготную очередь по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно представленным администрацией городского округа <адрес> спискам, взыскать с ДИЗО компенсации морального вреда в размере ... руб.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по невключению ФИО7 в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
Возложена обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> включить ФИО7 в Реестр многодетных граждан <адрес>, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, за соответствующим номером очереди, рассчитанным с даты обращения в <адрес> городского округа <адрес> с заявлением о постановке на льготную очередь по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно представленным администрацией городского округа <адрес> спискам.
Взыскана с Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> компенсация морального вреда в размере ... руб. за счет средств бюджета субъекта.
В остальной части иска к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> отказано.
В иске к администрации городского округа <адрес> отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ДИЗО ВО по доверенности ФИО5 просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Считает, что для включения в Реестр многодетных граждан <адрес> ФИО7 должен обратиться с соответствующим заявлением и документами в ДИЗО, что не было учтено судом при вынесении решения; взыскание компенсации морального вреда не мотивировано.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда явились истец И., представитель ДИЗО - Ш.; другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории <адрес>" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 вышеназванного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ОЗ.
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим <адрес>, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством <адрес> (п. 5 указанной статьи).
Согласно п. 2 раздела III Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа <адрес>, утвержденных постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1536, учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа <адрес> в соответствии с имеющимся делением территории городского округа <адрес> на внутригородские районы. Указанные правила утратили силу в связи с изданием Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 640, вступившего в силу после официального опубликования - 18.07.2013.
В силу п. 2.1 и п. 2.2 Административного регламента администрации городского округа <адрес> по предоставлению муниципальной услуги "Учет граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства", утвержденного постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N и действовавшего до 16.08.2012, органом, предоставляющим муниципальную услугу "Учет граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства" являлась администрация городского округа <адрес>. Структурными подразделениями администрации городского округа <адрес>, ответственными за предоставление муниципальной услуги, являлись управы районов городского округа <адрес>. Указанный Административный регламент утратил силу в связи с изданием Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 676, вступившего в силу после официального опубликования - 16.08.2012.
В силу п. 1.3.1 Административного регламента администрации городского округа <адрес> по предоставлению муниципальной услуги "Учет граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства", утвержденного Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 676, органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация городского округа <адрес>. Структурным подразделением администрации городского округа <адрес>, обеспечивающим организацию предоставления муниципальной услуги, - департамент муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, в соответствие прилагаемому Порядку.
Согласно п. 2.7 указанного Порядка, многодетные граждане, обратившиеся в Департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве <адрес>, исполнительных органах государственной власти <адрес> или органах местного самоуправления.
Согласно п. 2.8 указанного Порядка, Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО7 имеет троих детей. Распоряжением <адрес> N ... и от ...2011 истец был включен в список граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность; администрацией городского округа <адрес> он был включен в сводную ведомость по городу за N ...
...2012 администрацией городского округа <адрес> произведено формирование сводного (единого) списка многодетных семей, изъявивших желание на бесплатное получение земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, который ...2012 направлен в ДИЗО ВО. В данном списке под N ... указан истец с датой постановки на учет ...2011.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеназванными нормами законодательства, и, учитывая обстоятельства дела, из которых следует, что истец был поставлен на учет и включен в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, до принятия нового Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 676, и Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 845, обоснованно пришел к выводу о незаконности действий ответчика по невключению ФИО7 в Реестр многодетных граждан в порядке очередности с даты обращения с заявлением в управу и постановки его на учет управой района.
Позиция ответчика, полагающего, что истец должен обратиться в ДИЗО ВО с самостоятельным заявлением о включении его в Реестр, была предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отвергнута, поскольку не основана на нормах вышеприведенного законодательства и противоречит им.
Оснований для отмены принятого судом решения в этой части не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда.
В силу ст. 151 ГПК РФ моральный вред возмещается при нарушении личных неимущественных прав гражданина либо других нематериальных благ.
В данном случае вред был причинен имущественным правам истца. Личным неимущественным правам гражданина, а также достоинству личности, здоровью, жизни и другим нематериальным благам истца ущерб причинен не был, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Нарушений, указанных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> компенсации морального вреда в размере ... рублей отменить.
Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)