Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Афанасьевой Е.В.
Стасюк Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клепиковой Т.Н. с применением средств аудиозаписи,
от истца: представителя Ярцевой Е.Г. по доверенности N 8-198-2014 от 09.09.2014, удостоверение,
от ответчика: представителя Бондаренко О.Ю. по доверенности N 182 от 31.12.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу от Департамента лесного хозяйства Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 (судья Наумова Т.А.)
по иску Прокурора Новосибирской области к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, Открытому акционерному обществу "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" об оспаривании условий договора аренды лесного участка
установил:
Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент) и Открытому акционерному обществу "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" (далее - Общество) с требованием о признании недействительным (ничтожным) пункта 3.4.7 договора аренды лесного участка от 10.10.2011 N 11/17-л в части, предусматривающей обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что договор аренды лесного участка от 10.10.2011 N 11/17-л заключен между департаментом и ОАО "Сургутнефтегаз" по форме примерного договора аренды лесного участка (приложение N 2 к Приказу Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48) в действовавшей на момент его подписания сторонами редакции. Подписав договор, ОАО "Сургутнефтегаз" выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, и, следовательно, добровольно принял на себя обязательство по его исполнению.
Вывод суда первой инстанции о том, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, ошибочен. Законодатель не ограничивает органы государственной власти, уполномоченные представлять интересы собственника лесного участка, в праве привлечь к выполнению работ по тушению лесных пожаров, в том числе, и лиц использующих леса (арендаторов лесных участков).
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В суде апелляционной инстанции представитель истца и ответчика поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что решение арбитражного суда законно и обоснованно.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.10.2011 года между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 11/17л аренды лесного участка, зарегистрирован в установленном законом порядке 29.11.2011.
По условиям договора Обществу в аренду передан лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Площадь участка 4,35 га, участок является частью лесного участка площадью 6431710000 кв. м с условным кадастровым номером 11504413, Новосибирск, Кыштовский район Кыштовское Лесничество, Верх-Тарский лесохозяйственный участок квартал N 9 выдел 22, номер в реестре 517-2011-08.
Условиями пункта 3.4.7 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству указанного пункта, Прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора), привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 4, 5 Правил пожарной безопасности в лесах (в редакции, действующей на дату заключения договора, далее - Правила), установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Подпунктом "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Установив, что ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" не является специализированной противопожарной организацией, арбитражный суд, с учетом анализа вышеприведенных норм права, пришел к правомерному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. В связи с чем признал включение такой обязанности в договоры аренды не соответствующей закону.
В настоящее время пункты 1, 2 статьи 53.8 Лесного кодекса утратили силу.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не влечет возможности возложения таких функций на арендатора и в настоящее время, поскольку иные нормы, указанные выше, обязанностей специализированных органов государственной власти по тушению пожаров не исключили.
Кроме того, в пункте 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень обязанностей арендатора при обнаружении лесного пожара, среди которых нет обязанности по его тушению. Концепция Лесного кодекса построена на том, что тушение лесных пожаров является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и на переданных в аренду лесных участках.
Соответственно законодательство, действующее на период заключения договора аренды лесного участка от 10.10.2011 и законодательство, действующее в настоящее время, не предусматривает передачу обязанности по тушению лесных пожаров арендаторам лесных участков.
Данный вывод также подтверждается пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому лицензированию подлежит, в частности, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.
Как правильно указал суд первой инстанции, введение данной нормы только с 01.01.2012 не влияет на вывод суда о незаконности оспариваемого пункта, в том числе и на момент заключения договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск и признал соответствующее условие договора недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть 1 статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом первой инстанции оспариваемого пункта договора подлежат отклонению, как не свидетельствующие о нарушении судом норм материального или процессуального права. Толкование указанного пункта договора дано арбитражном судом в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Ссылка Департамента на соответствие спорного пункта договора Типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, отклоняется, как не имеющая правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вышеуказанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 26.08.2011 года N 283 в котором соответствующий пункт типового договора изложен в иной редакции.
Приведенные Департаментом в апелляционной жалобе доводы выражают его несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств и не указывают на неправильное применение судом первой инстанции норм права, регулирующих основания признания сделки недействительной.
Арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Т.Е.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2014 N 07АП-7945/14 ПО ДЕЛУ N А45-7736/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 07АП-7945/14
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Афанасьевой Е.В.
Стасюк Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клепиковой Т.Н. с применением средств аудиозаписи,
от истца: представителя Ярцевой Е.Г. по доверенности N 8-198-2014 от 09.09.2014, удостоверение,
от ответчика: представителя Бондаренко О.Ю. по доверенности N 182 от 31.12.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу от Департамента лесного хозяйства Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 (судья Наумова Т.А.)
по иску Прокурора Новосибирской области к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, Открытому акционерному обществу "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" об оспаривании условий договора аренды лесного участка
установил:
Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент) и Открытому акционерному обществу "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" (далее - Общество) с требованием о признании недействительным (ничтожным) пункта 3.4.7 договора аренды лесного участка от 10.10.2011 N 11/17-л в части, предусматривающей обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что договор аренды лесного участка от 10.10.2011 N 11/17-л заключен между департаментом и ОАО "Сургутнефтегаз" по форме примерного договора аренды лесного участка (приложение N 2 к Приказу Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48) в действовавшей на момент его подписания сторонами редакции. Подписав договор, ОАО "Сургутнефтегаз" выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, и, следовательно, добровольно принял на себя обязательство по его исполнению.
Вывод суда первой инстанции о том, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, ошибочен. Законодатель не ограничивает органы государственной власти, уполномоченные представлять интересы собственника лесного участка, в праве привлечь к выполнению работ по тушению лесных пожаров, в том числе, и лиц использующих леса (арендаторов лесных участков).
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В суде апелляционной инстанции представитель истца и ответчика поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что решение арбитражного суда законно и обоснованно.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.10.2011 года между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 11/17л аренды лесного участка, зарегистрирован в установленном законом порядке 29.11.2011.
По условиям договора Обществу в аренду передан лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Площадь участка 4,35 га, участок является частью лесного участка площадью 6431710000 кв. м с условным кадастровым номером 11504413, Новосибирск, Кыштовский район Кыштовское Лесничество, Верх-Тарский лесохозяйственный участок квартал N 9 выдел 22, номер в реестре 517-2011-08.
Условиями пункта 3.4.7 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству указанного пункта, Прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора), привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 4, 5 Правил пожарной безопасности в лесах (в редакции, действующей на дату заключения договора, далее - Правила), установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Подпунктом "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Установив, что ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" не является специализированной противопожарной организацией, арбитражный суд, с учетом анализа вышеприведенных норм права, пришел к правомерному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. В связи с чем признал включение такой обязанности в договоры аренды не соответствующей закону.
В настоящее время пункты 1, 2 статьи 53.8 Лесного кодекса утратили силу.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не влечет возможности возложения таких функций на арендатора и в настоящее время, поскольку иные нормы, указанные выше, обязанностей специализированных органов государственной власти по тушению пожаров не исключили.
Кроме того, в пункте 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень обязанностей арендатора при обнаружении лесного пожара, среди которых нет обязанности по его тушению. Концепция Лесного кодекса построена на том, что тушение лесных пожаров является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и на переданных в аренду лесных участках.
Соответственно законодательство, действующее на период заключения договора аренды лесного участка от 10.10.2011 и законодательство, действующее в настоящее время, не предусматривает передачу обязанности по тушению лесных пожаров арендаторам лесных участков.
Данный вывод также подтверждается пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому лицензированию подлежит, в частности, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.
Как правильно указал суд первой инстанции, введение данной нормы только с 01.01.2012 не влияет на вывод суда о незаконности оспариваемого пункта, в том числе и на момент заключения договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск и признал соответствующее условие договора недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть 1 статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом первой инстанции оспариваемого пункта договора подлежат отклонению, как не свидетельствующие о нарушении судом норм материального или процессуального права. Толкование указанного пункта договора дано арбитражном судом в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Ссылка Департамента на соответствие спорного пункта договора Типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, отклоняется, как не имеющая правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вышеуказанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 26.08.2011 года N 283 в котором соответствующий пункт типового договора изложен в иной редакции.
Приведенные Департаментом в апелляционной жалобе доводы выражают его несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств и не указывают на неправильное применение судом первой инстанции норм права, регулирующих основания признания сделки недействительной.
Арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-7736/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Т.Е.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)