Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.09.2014 ПО ДЕЛУ N А46-15465/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2014 г. по делу N А46-15465/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Омска (заинтересованного лица) и регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (заявителя) на решение от 10.09.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 23.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15465/2012 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по заявлению регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (644011, г. Омск, ул. 3-я Островская, 2, ОГРН 1105500000781, ИНН 5507400647) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004), замененного на администрацию города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) и департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Омской области (644099 г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Краснофлотская, 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003), общество с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корпус 3, ОГРН 1115543016929, ИНН 5503228280), общество с ограниченной ответственностью "ГеоТоп" (644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корпус 3, ОГРН 1115543016951, ИНН 5503228297), Малов Сергей Васильевич.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) приняли участие представители:
- от регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (заявителя) - Лизгунов О.Л. по доверенности от 11.04.2014 N 5;
- от администрации города Омска (заинтересованного лица) - Веселкова И.Л. по доверенности от 03.09.2013 N Исх-АГ/24-3538;
- от общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (третьего лица) - Мотос А.А. по доверенности от 28.11.2012;
- от общества с ограниченной ответственностью "ГеоТоп" (третьего лица) - Мотос А.А. по доверенности от 28.11.2012;
- от Малова Сергея Васильевича (третьего лица) - Панькин В.С. по доверенности от 27.08.2012 серии 55АА N 0489972.
Суд

установил:

региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (далее - региональное отделение ДОСААФ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными распоряжений:
- - от 06.12.2011 N 1236-р и от 13.12.2011 N 1256-р департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент архитектуры) об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- - от 19.01.2012 N 40-р и от 28.02.2012 N 338-р Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - управление по земельным ресурсам) о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- - от 07.03.2012 N 415-р управления по земельным ресурсам о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (далее - ООО "ГеоПартнер") в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска;
- - от 19.01.2012 N 39-р управления по земельным ресурсам о предварительном согласовании места размещения гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- - от 06.12.2011 N 1237-р департамента архитектуры об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории размещения гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- - от 01.12.2011 N 1836-р управления по земельным ресурсам о предварительном согласовании места размещения салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2а/4 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- - от 04.10.2011 N 988-р департамента архитектуры об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории западнее строения N 2а/4 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска;
- о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8 223 м 2, с кадастровым номером 55:36:110210:593 площадью 5 264 м 2, с кадастровым номером 55:36:000000:1541, площадью 1 275 м 2;
- об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541.
Заявленные требования со ссылкой на статью 198 АПК РФ, статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы несоответствием земельному законодательству оспариваемых распоряжений и нарушением ими прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений администрации города Омска, общество с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" (далее - ООО "ГеоПартнер"), общество с ограниченной ответственностью "ГеоТоп" (далее - ООО "ГеоТоп"), Малов Сергей Васильевич.
В качестве заинтересованного лица также привлечена кадастровая палата.
Решением от 10.09.2012 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 10.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда в порядке процессуального правопреемства произведена замена заинтересованного лица - управления по земельным ресурсам на администрацию города Омска (далее - администрация) и департамент архитектуры.
Постановлением от 23.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части оспаривания распоряжений от 13.12.2011 N 1256-р департамента архитектуры и от 28.02.2012 N 338-р управления по земельным ресурсам. В указанной части принят новый судебный акт о признании указанных распоряжений недействительными. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кроме того, апелляционный суд перечислил со своего депозита в пользу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Стройкомплекс" (далее - ООО "Партнер-Стройкомплекс") денежные средства в размере 116 700 руб.; в пользу регионального отделения ДОСААФ взыскал с администрации и департамента архитектуры судебные расходы по 60 850 руб. с каждого, а также в пользу ООО "Партнер-Стройкомплекс" по 79 119 руб. 20 коп. с каждого.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на статью 110 АПК РФ, пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 117), просит отменить постановление в части взыскания судебных расходов, составляющих стоимость экспертизы в размере 274 948 руб. 40 коп., просит принять в указанной части новый судебный акт о распределении судебных расходов пропорционально удовлетворенной части заявленных требований.
В кассационной жалобе региональное отделение ДОСААФ просит отменить решение суда первой инстанции полностью, постановление апелляционного суда в части оставления решения суда первой инстанции без изменения, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области в ином составе судей.
По мнению подателя жалобы, выводы апелляционного суда о праве, основанные на выводах судебной экспертизы, приняты с нарушением норм материального права и норм процессуального права.
Не согласен податель жалобы с оценкой апелляционным судом содержащимся в деле доказательствам, в том числе правоустанавливающим документам.
В отзывах на кассационные жалобы кадастровая палата, ООО "ГеоТоп", ООО "ГеоПартнер", Малов С.В., соглашаясь с доводами администрации, просят удовлетворить ее кассационную жалобу, а кассационную жалобу регионального отделения ДОСААФ оставить без удовлетворения.
Региональное отделение ДОСААФ в отзыве на кассационную жалобу администрации указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации, ООО "ГеоТоп", ООО "ГеоПартнер", Малов С.В. поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе администрации, против удовлетворения кассационной жалобы регионального отделения ДОСААФ возражали.
Представитель регионального отделения ДОСААФ просил удовлетворить кассационную жалобу истца, ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной жалобы нарушения норм материального и процессуального права.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела следует, что решением от 20.06.1965 N 301-5 исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Омскому областному комитету ДОСААФ (далее - комитет ДОСААФ) отведен земельный участок площадью 6 га под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта на левом берегу р. Иртыш в Кировском районе.
В соответствии с решением от 16.08.1972 N 373-7 исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся комитету ДОСААФ разрешено провести проектно-изыскательские работы для окончания строительства зданий и сооружений и комплексного участка на левом берегу Иртыша Кировского района.
Решением от 26.06.1974 N 306-15 исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся комитету ДОСААФ отведен земельный участок площадью 0,95 га под строительство школы технической подготовки в Кировском районе за счет изъятия земельных участков и сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности.
Распоряжением от 06.12.2011 N 1237-р департамент архитектуры утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 5 264 м 2 для строительства гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска.
Распоряжением от 19.01.2012 N 39-р управление по земельным ресурсам утвердило акт о выборе земельного участка для строительства объекта - гостиницы; предварительно согласовало место размещения гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска на формируемом земельном участке, площадью 5 264 м 2, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 06.12.2011 N 1237-р; предложило ООО "ГеоТоп" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет, после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Сформированный земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:593, площадью 5 264 +/-25 м 2, разрешенным использованием "для строительства гостиницы" 06.02.2012 поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт от 06.02.2012 N 55/201/12-11340).
Распоряжением департамента архитектуры от 06.12.2011 N 1236-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 8 223 м 2 для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска.
Распоряжением от 19.01.2012 N 40-р управление по земельным ресурсам утвердило акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса; предварительно согласовало место размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска на формируемом земельном участке, площадью 8 223 м 2, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 06.12.2011 N 1236-р; предложило ООО "ГеоПартнер" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет; после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Сформированный земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8 223 +/- 32м2, разрешенным использованием "для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса" 06.02.2012 был поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт от 06.02.2012 N 55/201/12-11349).
На основании заявления ООО "ГеоПартнер", распоряжения от 19.01.2012 N 40-р управление по земельным ресурсам издало распоряжение от 07.03.2012 N 415-р о предоставлении ООО "ГеоПартнер" в аренду сроком на три года земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8 223 м 2, местоположение которого установлено южнее строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Островская, д. 2, для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса.
Распоряжением департамента архитектуры от 04.10.2011 N 988-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1 275 м 2 для строительства салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2 "а"/4 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска.
Распоряжением от 01.12.2011 N 1836-р управлением по земельным ресурсам утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта - салона по продаже автотранспортных средств; предварительно согласовано место размещения салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2 "а"/4 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска на формируемом земельном участке, из земель общего пользования, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 04.10.2011 N 988-р; предложено Малову С.В. установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет; после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Сформированный земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541, площадью 1 275 +/-12 м 2, разрешенным использованием "для строительства салона по продаже автотранспортных средств" 09.02.2012 поставлен на кадастровый учет (кадастровая выписка от 07.08.2012 N 55/201/12-97494).
Распоряжением управления по земельным ресурсам от 07.03.2012 N 433-р Малову С.В. предоставлен в аренду испрашиваемый им земельный участок, а 16.03.2012 заключен договор N ДГУ/12-2599-К-35 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Омской области 27.03.2012 за N 55-55-01/059/2012-624.
Распоряжением департамента архитектуры от 13.12.2011 N 1256-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 10 300 м 2 для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска.
Распоряжением от 28.02.2012 N 338-р управлением по земельным ресурсам утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса; предварительно согласовано место размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска на формируемом земельном участке согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 13.12.2011 N 1256-р; предложено ООО "ГеоПартнер" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет; после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Региональное отделение ДОСААФ, полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541, а также земельный участок, местоположение которого установлено восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска, предоставлены третьим лицам с нарушением требований действующего законодательства, что нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 11.1, 29, пунктами 3, 5 статьи 30, пунктами 1, 2, 5, 6, 8 статьи 31, пунктами 1, 2 статьи 32, пунктом 3 статьи 33, пунктами 1, 7 статьи 36, статей 70, Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 16, частями 1, 2 статьи 20, частью 1 статьи 22, статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, утвержденным постановлением правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, исходил из того, что при формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:000000:1541, 55:36:110210:593 были соблюдены все требования закона, а также из отсутствия оформленных прав заявителя на объекты недвижимости, расположенные на отведенном ему земельном участке, доказательств, позволяющих идентифицировать переданный заявителю земельный участок, и доказательств пересечения спорных земельных участков с выделенным региональному отделению ДОСААФ земельным участком.
Отмену решения суда первой инстанции и удовлетворение требований в части оспаривания распоряжений от 13.12.2011 N 1256-р департамента архитектуры и от 28.02.2012 N 338-р управления по земельным ресурсам апелляционный суд обосновал тем, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110210:587 находится объект недвижимости - учебно-спортивная площадка площадью 8 239,8 м 2, собственником которого является региональное отделение ДОСААФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно из части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Обжалуя вышеупомянутые распоряжения, региональное отделение ДОСААФ указало, что земельные участки, схемы расположения которых утверждены этими распоряжениями, находятся в границах земельного участка, ранее отведенного заявителю в соответствии с решениями исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 29.06.1965 N 301-5 и от 16.08.1972 N 373-7.
Для проверки доводов заявителя в рассматриваемой части по ходатайству регионального отделения ДОСААФ определением от 29.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда назначена землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, проведение которой было поручено эксперту Западно-Сибирского филиала открытого акционерного общества "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (далее - ОАО "Госземкадастрсъемка") Зуевскому В.М., изготовившему по результатам экспертизы заключение от 28.05.2013.
Установив, что экспертиза проведена с нарушением закона, апелляционный суд исключил экспертное заключение от 28.05.2013 из числа доказательств.
Определением от 10.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по ходатайству регионального отделения ДОСААФ назначена комплексная землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, проведение которой было поручено экспертам Западно-Сибирского филиала ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Есину А.С., Столыпину А.Ю., Попову А.В.
В заключении от 15.03.2014 экспертами отмечено, что отсутствие в деле документов и данных об отводе или предоставлении земельного участка комитету ДОСААФ в решениях горисполкома, принятых после 1972 года, однозначно не позволяет ответить на вопрос об определении местонахождения земельного участка, ранее предоставленного комитету ДОСААФ земельного участка, границы которого определены в приложении к проекту решения об отводе.
Утверждение заявителя о выходе экспертами за их полномочия, что выразилось, по его мнению, в оценке доказательств, судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащее заключению, поскольку вопрос о предоставлении земельных участков, указанных в решении исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся и от 16.08.1972 N 373-7 и приложении к проекту решения об отводе земельного участка комитету ДОСААФ под строительство общежития в Кировском районе в 1972 году, эксперты оставили на разрешение суда (л.д. 96-149 т. 11).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение от 15.03.2014, апелляционный суд пришел к выводу, что единственным доказательством отвода земельного участка комитету ДОСААФ является план отвода земельного участка, утвержденный 07.01.1966 главным архитектором города Омска во исполнение решения горисполкома от 29.06.1965 N 301-5, однако из схемы размещения земельного участка, приложенной к названному решению, невозможно установить границы земельного участка площадью 6 га, предоставленного комитету ДОСААФ под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта; из содержания названного решения невозможно установить точные координаты означенного земельного участка; указания в данном решении на местоположение земельного участка - левый берег реки Иртыш и площадь - 6 га недостаточно для идентификации предоставленного ДОСААФ 29.06.1965 земельного участка с участками, предоставленными ООО "ГеоПартнер" и ООО "ГеоТоп".
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) 1970 года отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством СССР и РСФСР.
В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. При этом земельные участки из земель городов предоставляли исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов (статья 13 ЗК РСФСР 1970 года).
Аналогичные требования содержались в положениях статей 9 и 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 N 3401-IV (далее - Основы земельного законодательства), которыми предусматривалось, что земля предоставляется только в бессрочное (постоянное) или временное пользование в порядке отвода на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов.
В силу статьи 18 ЗК РСФСР 1970 года, статьи 10 Основ земельного законодательства право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.
Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей.
Исходя из статей 122, 123 ЗК РСФСР 1970 года землеустройство включало в себя, в том числе отвод и изъятие земельных участков; в процессе землеустройства составлялись землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьями 18 и 19 Кодекса; землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, составления проекта землеустройства, рассмотрения и утверждения проекта, перенесения проекта в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных документов, осуществления авторского надзора за выполнением проекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 4 Положения о главном архитекторе города, утвержденного приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 14.03.1972 N 34, отвод земельного участка подлежал утверждению главным архитектором города.
Исследовав решение исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1972 N 373-7 применительно к вышеупомянутым нормам права, апелляционный суд установил, что его текст касается продолжения проектно-изыскательских работ, поэтому счел неотносимым и недопустимым по делу документом (статьи 67, 68 АПК РФ), который мог бы служить доказательством отвода земельного участка комитету ДОСААФ.
По этому же мотиву не признано судом решением об отводе заявителю земельного участка приложение к архитектурно-планировочному заданию, разработанному группой генплана отдела по делам строительства и архитектуры города Омска.
Разработку проектной документации суд счел прямым подтверждением того, что решение исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1972 N 373-7 не являлось решением об отводе земельного участка, а представляло собой распорядительный акт о завершении разработки проекта строительства, оценка которого могла бы стать основанием для отвода в будущем.
Данный вывод суда основан на том, что в проекте строительства общежития указано на совершение следующих действий: оформление архитектурно-планировочного задания; определение красных линий и красных отметок при проектировании с учетом проектных решений проекта детальной планировки левобережной части центра города; разработку генерального плана территории в границах, указанных на приложении к архитектурно-планировочному заданию, включая участок, выделенный комитету ДОСААФ.
Ссылку истца на протокол заседания исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 15.08.1972 апелляционный суд отклонил с указанием на то, что данный документ не может заменить собой решение об отводе, поскольку в указанный день слушали и другие вопросы об отводе, поэтому из него не усматривается, что принималось решение об отводе спорного земельного участка.
Апелляционный суд также установил отсутствие в материалах дела доказательств наложения, пересечения границ кордодрома и других объектов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 3-я Островская, 2, с земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541.
Кроме того, учел зарегистрированное право аренды Малова С.В. на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541, площадью 1 275 м 2, предоставленный ему в аренду на основании договора аренды от 16.03.2012 N ДГУ/12-2599-К-35.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пунктах 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22/10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поэтому апелляционный суд обоснованно указал, что зарегистрированное право на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541 может быть оспорено только в порядке искового судопроизводства.
Установив, что материалами дела не подтверждено пересечение земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541 с земельным участком, выделенным комитету ДОСААФ, зарегистрированное право аренды Малова С.В. в установленном законом порядке не оспорено, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания недействительными оспариваемых региональным отделением ДОСААФ распоряжений от 04.10.2011 N 988-р, от 01.12.2011 N 1836-р, 06.12.2011 N 1236-р, 19.01.2012 NN 39-р и 40-р, 07.03.2012 N 415-р.
В то же время апелляционным судом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:587, площадью 10 036 м 2, поставленного на кадастровый учет 05.05.2011 (кадастровая выписка от 17.07.2012 N 55/201/12-86202), и земельного участка, занятого учебно-спортивной площадкой площадью 8 239,8 м 2, принадлежащей региональному отделению ДОСААФ (свидетельство о государственной регистрации права от 11.02.2010 серии 55АГ N 157775) пересекаются; площадь пересечения указанной площадки с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:587 составляет 8 168 м 2.
Принимая во внимание, что распоряжением от 13.12.2011 N 1256-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории восточнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса, согласно которой площадь участка составила 10 300 м 2 и в его границы включен ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:587, впоследствии распоряжением от 28.02.2012 N 338-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса, предварительно согласовано место его размещения и ООО "ГеоПартнер" предложено установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет, но не учтено нахождение на земельном участке учебно-спортивной площадки заявителя, чем нарушено исключительное право регионального объединения ДОСААФ на приватизацию земельного участка под объектом недвижимости и необходимого для его эксплуатации, апелляционный суд признал названные распоряжения недействительными ввиду несоответствия их в момент принятия статьям 30, 31, 32, 36 ЗК РФ.
Таким образом, апелляционным судом полно, всесторонне и объективно исследованы представленные в дело доказательства, установлены все обстоятельства дела, тогда как доводы регионального объединения ДОСААФ направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Помимо указанного, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/13, наложение зарегистрированного с определением границ земельного участка (сформированного земельного участка) на другой участок, границы которого не установлены, не является основанием для удовлетворения требований о снятии этого земельного участка с кадастрового учета.
К тому же требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, также должно рассматриваться в исковом порядке (пункты 52, 53, 56 постановления Пленума N 22/10).
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения требований регионального отделения ДОСААФ в полном объеме.
Что касается утверждения администрации со ссылкой на информационное письмо N 117, что при частичном удовлетворении требований неимущественного характера судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований, то оно несостоятельно.
Исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08).
Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Поэтому апелляционный суд правомерно взыскал с администрации наравне с департаментом архитектуры понесенные заявителем судебные расходы.
Поскольку нормы материального права апелляционным судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения постановления и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 23.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15465/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)