Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 ПО ДЕЛУ N А79-39/2008

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. по делу N А79-39/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.06.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.03.2008, принятое судьей Новожениной О.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремос-С" о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике - Олениной М.В. по доверенности от 30.05.2008 N 71.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Ремос-С", Республиканского специализированного государственного учреждения "Фонд имущества Чувашской Республики", муниципального образования "Канашский район Чувашской Республики" не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 15116, 15117, 15118).
Выслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремос-С" (далее - ООО "Ремос-С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Канашского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинская сельская администрация, придорожная полоса автодороги "Цивильск-Сызрань", 42 км, изложенного в письме от 15.06.2006 N 05/008/2006-314. Одновременно заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок и право собственности на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.03.2008 заявление Общества удовлетворено частично. Решение Канашского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике от 15.06.2006 N 05/008/2006-314 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинская сельская администрация, придорожная полоса автодороги "Цивильск - Сызрань", 42 км, признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части признания незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на недвижимое имущество, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремос-С", Республиканское специализированное государственное учреждение "Фонд имущества Чувашской Республики", муниципальное образование "Канашский район Чувашской Республики" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, юридическому лицу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.
В суде первой инстанции Управление заявляло ходатайство о пропуске Обществом трехмесячного срока для обращения в суд. Однако суд обоснованно признал такую позицию регистрирующего органа несостоятельной и рассмотрел требования по существу, поскольку заинтересованное лицо не представило доказательств, подтверждающих, что ООО "Ремос-С" с 15.06.2006 было известно об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок.
Установлено по делу, что 25.04.2006 ООО "Ремос-С" обратилось в Канашский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинская сельская администрация, придорожная полоса автодороги "Цивильск - Сызрань", 42 км, с кадастровым номером 21:11:14 03 07:0011.
Согласно расписке от 25.04.2006 на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации, договор купли-продажи земельного участка от 25.04.2006 N 82, кадастровый план земельного участка от 17.02.2006 N 11.2/06-207, выданный Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике, постановление администрации Канашского района Чувашской Республики от 23.01.2006 N 34 "О приватизации земельного участка" и иные документы, касающиеся юридического статуса общества.
15.05.2006 регистрационная служба вынесла решение о приостановлении государственной регистрации до 15.06.2006 на основании пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что ООО "Ремос-С" не представило документы, подтверждающие право собственности на здание АГЗС, расположенное на земельном участке.
15.06.2006 регистрационная служба вынесла решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимости в связи с тем, что в указанный в решении о приостановлении срок ООО "Ремос-С" не устранило причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.
Не согласившись с таким решением государственного регистратора, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" определяет, что Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Росрегистрация подведомственна Минюсту России.
К основным задачам Росрегистрации относится обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Росрегистрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.
Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации прав, и проверка законности сделки.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются:
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, когда не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Проанализировав содержание решения о приостановлении государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления нельзя признать соответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку Управление в материалы дела не представило доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что решение о приостановлении государственной регистрации направлялось заявителю для исполнения и было получено им.
Ссылка на то обстоятельство, что интересы Общества представляла Егорова О.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 07.03.2006, которой сообщалось при принятии документов и которой направлялась копия решения о приостановлении государственной регистрации, признается несостоятельной, поскольку в регистрационную службу обратилось ООО "Ремос-С", которое в данном случае и является заявителем.
Поскольку основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок послужило невыполнение ООО "Ремос-С" требований, установленных в решении о приостановлении государственной регистрации, при этом судом установлено, что заявитель не был надлежащим образом уведомлен о приостановлении государственной регистрации, поэтому не смог представить необходимые документы, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требования Общества в части признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимости.
Данное решение принято уполномоченным органом, не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы ООО "Ремос-С" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует оформлению прав на принадлежащее на праве собственности недвижимое имущество.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялась.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению судебного акта с учетом изменений, внесенных в мотивировочную часть судебного акта, отсутствуют.
Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам регистрирующего органа судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания обоснованными их не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.03.2008 по делу N А79-39/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)