Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2015 N Ф05-4712/2015 ПО ДЕЛУ N А41-47920/14

Требование: О признании отсутствующим зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок проведена с нарушением требований закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N А41-47920/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен,
от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев 16 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 21 ноября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 24 февраля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А.,
по иску Администрации города Серпухова Московской области

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561); Комитет по управлению имуществом города Серпухова (ОГРН 1035008750490); Гаврилова Елена Васильевна,

установил:

Администрация города Серпухова Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:58:0040601:27, общей площадью 2 600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, между ул. Ворошилова и ул. Советская, около городского сквера по ул. Советская, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства 10-этажного жилого дома и благоустройства прилегающей территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет по управлению имуществом города Серпухова, Гаврилова Елена Васильевна.
Решением от 21 ноября 2014 года по делу N А41-47920/14 Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2015 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением судов, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права.
Участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что 25.07.2003 Главой г. Серпухова Московской области издано постановление N 1068 "О предоставлении земельного участка в аренду Некоммерческому партнерству "Строитель".
На основании данного постановления 22.08.2003 между Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова (арендодатель) и Некоммерческим партнерством "Строитель" (арендатор) заключен договор N 32222-I-2-2005 аренды земельного участка, предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым номером 50:58:0040601:27, общей площадью 2600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, между ул. Ворошилова и ул. Советская, около городского сквера по ул. Советская, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства 10-этажного жилого дома и благоустройства прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 10.1 данного договора договорные обязательства возникли с 01.08.2003, действуют в течение двух лет и прекращаются 31.07.2005.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 28.10.2003.
Дополнительным соглашением от 18.11.2005 к договору аренды N 32222-I-2-2005 от 22.08.2003 на основании Постановления Главы г. Серпухова от 18.11.2005 N 1943 срок аренды договора продлен на восемь месяцев, с 01.08.2005 по 31.03.2006.
Указанное дополнительное соглашение к договору аренды зарегистрировано в Московской областной регистрационной палате 13.01.2006.
Между Некоммерческим партнерством "Строитель" и ООО "МиКС" 14.01.2006 заключен договор N 1 согласно которому Некоммерческое партнерство "Строитель" передает ООО "МиКС" свои права и обязанности по договору аренды N 32222-I-2-2005 от 22.08.2003 в объеме и на условиях, существовавших на дату подписания договора N 1 со сроком аренды до 31.03.2006.
Указанный договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 09.03.2006.
Главой города Серпухова Московской области 15.07.2006 издано постановление N 1471 "О расторжении договора аренды земли от 22.08.2003 N 32222-I-2-2005". Между Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова и ООО "МиКС" 21.07.2006 заключено соглашение о расторжении договора аренды от 22.08.2003 N 32222-I-2-2005.
Главой города Серпухова Московской области 07.08.2006 издано постановление N 636 "Об утверждении акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 102".
Собственники помещений жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, обратились в Администрацию города Серпухова с заявлением о присвоении адреса земельному участку: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 102, и об изменении вида разрешенного использования с "для целей строительства 10-этажного дома и благоустройства прилегающей территории" на "многоэтажные многоквартирные жилые дома".
Между тем согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 30.07.2014 N 32/033/2014-218 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:58:0040601:27 является Российская Федерация.
Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"), действовавшего на момент регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратилась в суд с настоящими требованиями.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу положений пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавших на момент регистрации права собственности Российской Федерации, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об учреждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В рассматриваемом деле судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из акта обследования спорного земельного участка от 04.08.2014 следует, что на нем расположен 10-этажный многоквартирный дом, парковка, летняя веранда. Объектов, возможно находящихся в собственности Российской Федерации, на участке не обнаружено.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерации, внесенная в отсутствие на то правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению спорным земельным участком, относящимся к неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что спорный объект недвижимости относится к перечню земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и с учетом отсутствия доказательств его подтверждения материалами дела получил надлежащую оценку.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2014 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2015 года по делу А41-47920/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)