Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А32-15135/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А32-15135/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560), лица, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Кубанского управления Министерства культуры Российской Федерации, открытого акционерного общества "Агропромышленная фирма "Фанагория", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-15135/2012, установил следующее.
Администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконными отказов в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки площадью 808 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502009:143, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Античная, 1, площадью 807 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502009:142, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Античная, 3, площадью 808 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502009:141, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Античная, 5, площадью 807 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502009:140, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Античная, 7, площадью 808 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502009:139, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Античная, 9, площадью 1628 кв. м с кадастровым номером 23:30:0502006:132, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, ул. Мира 42Б, площадью 3819 кв. м с кадастровым номером 23:30:0603002:128, расположенный по адресу: Темрюкский район, ст. Тамань, ул. Лермонтова, на основании договоров купли-продажи от 14.11.2011 N 2994, от 14.11.2011 N 2995, от 14.11.2011 N 2996, от 14.11.2011 N 2997, от 14.11.2011 N 2998, от 22.06.2011 N 2829, от 27.12.2011 N 3041 (далее - земельные участки, договоры купли-продажи), о понуждении к осуществлению государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки (с учетом объединения дел N А32-15130/2012, N А32-15131/2012, N А32-15132/2012, N А32-15133/2012, N А32-15134/2012, N А32-15135/2012, N А32-15136/2012 в одно производство и изменения заявителем предмета первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества), управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее - управление охраны культурного наследия), Кубанское управление Министерства культуры Российской Федерации (далее - управление минкульта), открытое акционерное общество "Агропромышленная фирма "Фанагория" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием ограничений в обороте земельных участков в связи с их нахождением на территории памятников археологии федерального значения.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая недоказанным изъятие земельных участков из оборота, разрешенным размещение на земельных участках объектов недвижимости при условии выполнения охранно-спасательных мероприятий, соблюденной процедуру приватизации земельных участков.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что по результатам проведенных торгов, на основании распоряжений главы муниципального образования Темрюкский район администрацией и обществом заключены договоры купли-продажи земельных участков.
Факт нахождения земельных участков на территории указанных памятников археологии подтвержден заключениями (информацией) управления охраны культурного наследия от 12.03.2012, от 07.11.2011, от 17.01.2012, проектом зон охраны с определением границ территории объекта культурного наследия "Археологический комплекс "Фанагория", краткой формой отчета по определению границы территории объекта. Указание на расположение земельных участков на территории памятников археологии содержат пункты 3.3 договоров купли-продажи.
При формировании земельных участков с целью их последующего выставления на торги для индивидуального жилищного строительства, для строительства административного здания, для строительства культурно-развлекательного центра, администрацией испрашивались соответствующие согласования.
Из заключений управления охраны культурного наследия от 12.03.2012, от 07.11.2011 и от 17.01.2012 следует, что расположением земельных участков на территории памятника археологии обусловлена необходимость вынесения земельных участков за пределы памятника археологии с представлением схемы переноса на дополнительное согласование, а в случае невозможности переноса - необходимость выполнения охранно-спасательных мероприятий (раскопок) за счет средств заказчика.
Общество как покупатель обратилось в Темрюкский отдел управления Росреестра с заявлениями об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки.
Письмами от 23.04.2012 N 44/029/2012-108, от 23.04.2012 N 44/029/2012-109, от 23.04.2012 N 44/029/2012-111, от 23.04.2012 N 44/029/2012-107, от 23.04.2012 N 44/029/2012-113, от 16.01.2012 N 44/042/2011-998, от 23.04.2012 N 44/029/2012-114 Темрюкский отдел управления Росреестра известил общество о принятых решениях об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки по причине расположения последних на территории археологических комплексов "Фанагория" и "Гермонасса-Тмутаракань", являющихся памятниками археологии федерального значения (гос. N 3410, 3411) и, в этой связи, их ограничения в обороте в виде законодательного запрета на предоставление в частную собственность.
Считая названные решения Темрюкского отдела управления Росреестра незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Положениями статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, возложена обязанность по осуществлению проверки юридической силы представленных правоустанавливающих документов, законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица. В случае выявления несоответствия по форме или содержанию документов, представленных на государственную регистрацию прав, требованиям действующего законодательства, в силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано. Такой отказ может быть обжалован в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьей 27 Земельного кодекса предусмотрено осуществление оборота земельных участков в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом, а также установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и ограниченным в обороте отнесены участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Статьями 94, 99 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, отнесены к землям особо охраняемых территорий, их использование предписано осуществлять в строгом соответствии с их целевым назначением, запрещены изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации предусмотрено установление зоны охраны объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), статьей 5 которого в земли историко-культурного назначения включены земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия.
Целью государственной охраны объектов культурного наследия является предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима (статья 33 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, в который вошло городище "Фанагория", расположенное близ поселка Сенного на берегу Таманского залива (приложение N 1). Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 в названный список включен памятник археологии - некрополь "Фанагория" (VI век до н.э. - XI век н.э.), расположенный близ поселка Сенного на берегу Таманского залива на территории городища "Фанагория". В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 памятники истории и культуры, приведенные в приложении N 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 с дополнениями, содержащимися, в том числе в постановлении Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, признаны объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Расположение земельных участков на территориях (в границах) объектов археологического наследия ограничивает их в гражданском обороте и препятствует передаче в частную собственность, на что обоснованно указано в оспариваемых решениях органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. До проведения аукциона администрация должна была обеспечить выполнение необходимых охранно-спасательных мероприятий (либо сформировать земельные участки за пределами территории памятника). Возложение указанных обязанностей на покупателя участков противоречит закону. С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств судебные инстанции обоснованно заключили, что у Темрюкского отдела управления Росреестра отсутствовали законные основания для осуществления государственной регистрации перехода к обществу права собственности на земельные участки.
Статьей 49 Закона N 73-ФЗ установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Нахождение объекта археологического наследия в пределах земельного участка не препятствует собственнику последнего владеть, пользоваться и распоряжаться этим земельным участком с соблюдением установленных законом условий обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 13.03.2007 N 15355/06 и от 21.07.2009 N 3573/09 отметил, что факт нахождения на земельном участке объекта культурного наследия федерального значения не приводит к изъятию такого земельного участка из хозяйственного использования и не означает законодательного запрета на его гражданский оборот. Указанный вывод сделан применительно к случаю реализации юридическими лицами исключительного права на приобретение земельных участков под принадлежащими им объектами недвижимости и исполнения ими установленной законом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования. Фактические обстоятельства по настоящему делу не тождественны вышеприведенным обстоятельствам, земельные участки до их выставления на торги не были обременены правами иных лиц, на них отсутствовали принадлежащие таким лицам на праве собственности (ином праве) объекты недвижимости.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А32-15135/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)