Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2015 в помещении суда апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области и индивидуального предпринимателя Савенкова Виталия Вячеславовича на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 по делу N А55-12964/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Савенкова Виталия Вячеславовича (ИНН 631202370837, ОГРН 315631300010501), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ИП Савенкова В.В. - Филина Т.В. (доверенность от 11.06.2015 N 63АА3175291),
представитель Министерства строительства Самарской области Сидоренко С.В. (доверенность от 06.02.2015 N 3-49/18),
представитель Управления Росреестра по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Савенков Виталий Вячеславович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 03.04.2015 N 63/001/001/2015-5355 об отказе в регистрации договора от 04.02.2015 N 952 об аренде земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу судебного решения по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя Савенкова В.В. путем принятия решения о государственной регистрации указанного договора аренды.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 по делу N А55-12964/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах Министерство строительства Самарской области и предприниматель Савенков В.В. просили отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей Управления Росреестра по Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители Министерства строительства Самарской области и предпринимателя Савенкова В.В. поддержали апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, выступлениях представителей Министерства строительства Самарской области и предпринимателя Савенкова В.В. в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, 01.07.2011 предприниматель Савенков В.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6406,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства и о предварительном согласовании места размещения открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.08.2014 N РД-1096 утверждена схема расположения земельного участка площадью 6406,00 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов) на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Указанный земельный участок расположен в пределах территории зоны специализированного коммерческого использования объектов общественно-транспортного назначения (Ц-4т), что подтверждается картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.10.2014 N 461-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6406,00 кв. м и предпринимателю Савенкову В.В. предварительно согласовано место размещения на испрашиваемом земельном участке открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 26.12.2014 N 537-п предпринимателю Савенкову В.В. предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер: 63:01:0418011:812) площадью 6406,00 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
04.02.2015 между Министерством строительства Самарской области и предпринимателем Савенковым В.В. заключен договор N 952 об аренде указанного земельного участка.
19.02.2015 предприниматель Савенков В.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации указанного договора аренды.
Сообщением от 03.04.2015 N 63/001/001/2015-5355 Управление Росреестра по Самарской области отказало предпринимателю Савенкову В.В. в государственной регистрации указанного договора аренды со ссылкой на несоблюдение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной Постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 639), в соответствии с которым в рассматриваемом случае предоставление земельного участка возможно только путем проведения торгов.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю Савенкову В.В. в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в регистрации договора аренды.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировался статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пункте 5 статьи 31 ЗК РФ указано, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением N 639, вступившим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанной даты вступил в силу нормативный правовой акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства - исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
В пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П указано, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Материалами дела подтверждается, что до 23.11.2012 предприниматель Савенков В.В. не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения Постановления N 639 не были применены. Само по себе заключение договора аренды от 04.02.2015 N 952 таким доказательством не является.
Суд первой инстанции учел, что на момент вступления в силу Постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал обоснованным довод Управления Росреестра по Самарской области о несоблюдении предпринимателем Савенковым В.В. процедуры предоставления земельного участка, установленной Постановлением N 639, в соответствии с которым в рассматриваемом случае предоставление земельного участка возможно только путем проведения торгов.
Выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2015 по делу N А55-26907/2014, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Савенкова В.В. расходы по оплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2015 года по делу N А55-12964/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 11АП-13742/2015 ПО ДЕЛУ N А55-12964/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А55-12964/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2015 в помещении суда апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области и индивидуального предпринимателя Савенкова Виталия Вячеславовича на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 по делу N А55-12964/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Савенкова Виталия Вячеславовича (ИНН 631202370837, ОГРН 315631300010501), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ИП Савенкова В.В. - Филина Т.В. (доверенность от 11.06.2015 N 63АА3175291),
представитель Министерства строительства Самарской области Сидоренко С.В. (доверенность от 06.02.2015 N 3-49/18),
представитель Управления Росреестра по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Савенков Виталий Вячеславович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 03.04.2015 N 63/001/001/2015-5355 об отказе в регистрации договора от 04.02.2015 N 952 об аренде земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу судебного решения по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя Савенкова В.В. путем принятия решения о государственной регистрации указанного договора аренды.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 по делу N А55-12964/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах Министерство строительства Самарской области и предприниматель Савенков В.В. просили отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей Управления Росреестра по Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители Министерства строительства Самарской области и предпринимателя Савенкова В.В. поддержали апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, выступлениях представителей Министерства строительства Самарской области и предпринимателя Савенкова В.В. в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, 01.07.2011 предприниматель Савенков В.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6406,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства и о предварительном согласовании места размещения открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.08.2014 N РД-1096 утверждена схема расположения земельного участка площадью 6406,00 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов) на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Указанный земельный участок расположен в пределах территории зоны специализированного коммерческого использования объектов общественно-транспортного назначения (Ц-4т), что подтверждается картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.10.2014 N 461-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6406,00 кв. м и предпринимателю Савенкову В.В. предварительно согласовано место размещения на испрашиваемом земельном участке открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 26.12.2014 N 537-п предпринимателю Савенкову В.В. предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер: 63:01:0418011:812) площадью 6406,00 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
04.02.2015 между Министерством строительства Самарской области и предпринимателем Савенковым В.В. заключен договор N 952 об аренде указанного земельного участка.
19.02.2015 предприниматель Савенков В.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации указанного договора аренды.
Сообщением от 03.04.2015 N 63/001/001/2015-5355 Управление Росреестра по Самарской области отказало предпринимателю Савенкову В.В. в государственной регистрации указанного договора аренды со ссылкой на несоблюдение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной Постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 639), в соответствии с которым в рассматриваемом случае предоставление земельного участка возможно только путем проведения торгов.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю Савенкову В.В. в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в регистрации договора аренды.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировался статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пункте 5 статьи 31 ЗК РФ указано, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением N 639, вступившим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанной даты вступил в силу нормативный правовой акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства - исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
В пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П указано, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Материалами дела подтверждается, что до 23.11.2012 предприниматель Савенков В.В. не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения Постановления N 639 не были применены. Само по себе заключение договора аренды от 04.02.2015 N 952 таким доказательством не является.
Суд первой инстанции учел, что на момент вступления в силу Постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал обоснованным довод Управления Росреестра по Самарской области о несоблюдении предпринимателем Савенковым В.В. процедуры предоставления земельного участка, установленной Постановлением N 639, в соответствии с которым в рассматриваемом случае предоставление земельного участка возможно только путем проведения торгов.
Выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2015 по делу N А55-26907/2014, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Савенкова В.В. расходы по оплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2015 года по делу N А55-12964/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)