Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2015 N 18АП-1251/2015 ПО ДЕЛУ N А07-16616/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. N 18АП-1251/2015

Дело N А07-16616/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2014 по делу N А07-16616/2014 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель заявителя: индивидуального предпринимателя Романова Дмитрия Ивановича - Устюжанина Екатерина Андреевна (доверенность от 02.03.2015 б/н).

Индивидуальный предприниматель Романов Дмитрий Иванович (далее - ИП Романов Д.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан(далее - администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) об отказе выполнения процедур по выбору земельного участка, выраженного в письме N 7-5943/Ю от 19.06.2014, об обязании администрации в месячный срок с момента вступления в силу решения суда осуществить действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно, обеспечить выбор земельного участка, проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, оформить акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных администрацией схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 17.12.2014) требования предпринимателя удовлетворены.
Суд признал незаконным, не соответствующим требованиям ст. 28, 29, 31 ЗК РФ, решение администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженное в письме N 7-5943/Ю от 19.06.2014 об отказе выполнения процедур, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ; обязал администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ, а именно: осуществить выбор земельного участка, проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, по результатам исследования мнения населения принять решение о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных схем расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (л.д. 94-107).
С указанным решением суда не согласилась администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав заявителю в удовлетворении его требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела (л.д. 110-111).
Податель апелляционной жалобы считает, что предпринимателю правомерно отказано в подготовке акта выбора земельного участка, так как он расположен в границах территории, зарезервированной для муниципальных нужд решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 23/15. Отсутствие в перечне зарезервированных земельных участков кадастрового номера испрашиваемого земельного участка обусловлено тем, что он не сформирован.
Также администрация указывает, что суд в решении не указал, каким требованиям законодательства не соответствует решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд".
Кроме того, по мнению апеллянта, постановление от 16.12.2008 N 7444 об утверждении проекта планировки жилого района Зинино-Нагаево не является нормативным правовым актом, а потому не подлежит опубликованию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия заинтересованного лица и третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.06.2014 ИП Романов Д.И. обратился в администрацию с заявлением, в котором просил осуществить выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и выдать акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево, пересечение улиц Лесная и Рощинская, в целях строительства на земельном участке торгового павильона и автостоянки на прилегающей территории (л.д. 15).
К заявлению были приложены схема, а также свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Администрация письмом от 19.06.2014 N 7-5943/Ю сообщила ИП Романову Д.И. о невозможности рассмотрения его вопроса ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий улицы - территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12 в целях размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на территории, где постановлением администрации от 16.12.2008 N 7444 об утверждении проекта планировки жилого района Зинино-Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотрено размещение зеленых насаждений общего пользования (л.д. 14).
Считая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией в нарушение норм ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не обеспечен выбор земельного участка, чем нарушены права заявителя. Основания для отказа в выборе земельных участков, указанные администрацией, признаны судом необоснованными, поскольку решение Совета городского округа города Уфы РБ от 22.10.2012 N 10/12 не соответствует требованиям Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение), не содержит сведений о резервировании испрашиваемого земельного участка, а постановление администрации от 16.12.2008 N 7444 не опубликовано в установленном порядке.
Поскольку администрацией не совершены действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ (по выбору земельного участка, определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования), в ходе осуществления которых и разрешается вопрос о возможности или невозможности строительства на испрашиваемом земельном участке, в отсутствие притязаний третьих лиц на такой участок, при отсутствии доказательств невозможности совершения указанных действий, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении администрацией норм земельного законодательства, выразившихся в отказе в осуществлении действий по выбору испрашиваемого земельного участка для строительства, что свою очередь привело к нарушению прав предпринимателя. Доказательств, суду заинтересованным лицом представлено не было (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы администрации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из содержания ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка для целей строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта урегулирована нормами ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, из содержания которых следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду под строительство обладает лицо, в пользу которого с соблюдением законом процедуры органом местного самоуправления осуществлен выбор земельного участка под строительство.
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления. При этом при соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность отказа органа местного самоуправления от оформления акта о выборе земельного участка для строительства ЗК РФ не предусмотрены.
Суду надлежит оценивать основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.
Как видно из материалов дела 02.06.2014 ИП Романов Д.И. обратился в администрацию с заявлением, в котором просил осуществить выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и выдать акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево, пересечение улиц Лесная и Рощинская, в целях строительства на земельном участке торгового павильона и автостоянки на прилегающей территории (л.д. 15).
Таким образом, заявителем была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Отказывая в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого по заявлению от 02.06.2014 земельного участка, Администрация сослалась на расположение испрашиваемого участка в границах красных линий улицы - территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12 в целях размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на территории, где постановлением администрации от 16.12.2008 N 7444 об утверждении проекта планировки жилого района Зинино-Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотрено размещение зеленых насаждений общего пользования (л.д. 14).
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ N 7444 от 16 декабря 2008 года утверждена корректировка проекта планировки жилого района "Зинино-Нагаево" в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ площадью 453,2 га в составе чертежей корректировки проекта согласно приложению N 1, 2, 3, 4 (л.д. 47-55, 58-61).
В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории являются элементами документации по планировке территории.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно ч.ч. 2 - 5 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:1) схему расположения элемента планировочной структуры;2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;4) схему границ территорий объектов культурного наследия;5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
На основании ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
В силу ч. 5 указанной статьи проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13 ст. 46 ГрК РФ).
В силу ч. 14 ст. 46 ГрК РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В нарушение указанной нормы Администрацией не представлено доказательств надлежащего опубликования проекта планировки жилого района "Зинино-Нагаево" в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ площадью 453,2 га, включая его основную часть и графические формы.
Ссылки апеллянта на то, что указанный правовой акт не является нормативным, в силу чего не подлежит публикации, отклоняются как противоречащие норме ч. 14 ст. 46 ГрК с учетом толкования данной нормы, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6254/11 от 13.09.2011.
С учетом изложенного, ввиду неопубликования в установленном порядке проекта планировки и межевания территории суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным отказ Администрации в осуществлении выбора заявителю испрашиваемого земельного участка со ссылками на постановление администрации от 16.12.2008 N 7444.
Как усматривается из материалов дела, в выборе испрашиваемого земельного участка Администрацией также было отказано в связи с расположением испрашиваемого участка в границах красных линий улицы - территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12 в целях размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Действительно, пунктом 2 решения Совета городского округа г. Уфа РБ N 32/15 от 23 декабря 2010 года (в редакции решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12) утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для государственных и муниципальных нужд. В пункте 3 указанного Решения определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, согласно приложению 2 к Решению. Согласно 4 пункту Решения установлен срок резервирования до 01 января 2015 года.
Испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, объективно не мог быть включен в перечень участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Проверяя отказ Администрации по указанному основанию, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (п. 1 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно п. 2 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
По смыслу норм ст. 8, 9, 18 ГрК РФ разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 данного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 18.06.2013 N 136/13, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, разработка красных линий в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Согласно приложениям 1 и 2 к решению Совета городского округа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12 испрашиваемый земельный участок попадает в границы красных линий районов, в отношении которых разработаны проекты планировки территории.
Указанный выше нормативный правовой акт содержит раздел: "Корректировка проекта планировки жилого района Зинино - Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан"
При принятии решения о резервировании перечисленных в разделе земельных участков и соответствующей территории, орган местного самоуправления руководствовался документами территориального планирования, утвержденными постановлением администрации от 16.12.2008 N 7444.
Поскольку проект планировки жилого района Зинино - Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан не был опубликован в установленном порядке, апелляционный суд полагает необоснованным включение указанной территории в состав зарезервированных для муниципальных нужд земель.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание то обстоятельство, что срок резервирования территорий, поименованных в решении Совета городского округа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/12 истек 01.01.2015.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств наличия правовых оснований для отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта, а обжалуемый отказ Администрации является незаконным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют конкретным обстоятельствам и материалам дела; имеющимся в деле письменным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2014 по делу N А07-16616/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
И.Ю.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)