Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3267

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N 33-3267


Судья: Галкина Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Фролкиной С.В.
судей Титова Е.М и Мадатовой Н.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 марта 2014 года апелляционное представление заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 13 сентября 2013 года по делу по иску Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ТЭКА-СЕРВИС" о запрещении деятельности и приведении земельного участка в первоначальное состояние,
заслушав доклад судьи Титова Е.М.,
объяснения представителя ООО "ТЭКА-СЕРВИС" К.,
прокурора Томас А.К.

установила:

Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "ТЭКА-СЕРВИС" о запрещении деятельности и приведении земельного участка в первоначальное состояние, истец просил суд запретить деятельность ООО "ТЭКА-СЕРВИС" по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство вблизи <данные изъяты> на земельном участке с К. N 50:20:0090428:520, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Шарапово"; обязать ООО "ТЭКА-СЕРВИС" привести земельный участок с К. N 50:20:0090428:520, расположенный вблизи <данные изъяты> в первоначальное состояние, ссылаясь на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте с участием УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора проведена проверка по обращению Министра обороны РФ, по результатам которой в деятельности ООО "ТЭКА-СЕРВИС" выявлены нарушения законодательства об использовании воздушного пространства. Проверкой установлено, что ООО "ТЭКА-СЕРВИС" на основании договора подряда N 93/03-22В от 06.03.2006 г. выполняются работы по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство вблизи деревни Никольское на земельном участке с К. N 50:20:0090428:520, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Шарапово". В настоящее время ООО "ТЭКА-СЕРВИС" частично выполнены работы по строительству искусственного водоема на указанном участке. Согласно заключению старшего авиационного начальника аэродрома Кубинка от 14.02.2012 г. N 212 указанный карьер располагается на удалении 900 м от контрольной точки аэродрома (КТА) и 750 м от оси взлетно-посадочной полосы с азимутом 100 градусов от КТА. В нарушение требований законодательства размещение вышеуказанного объекта вблизи д. Никольское в Одинцовском районе и ведение деятельности по строительству искусственного водоема ООО "ТЭКА-СЕРВИС" с Министерством обороны РФ и со старшими авиационными начальниками аэродрома Кубинка не согласовано. 08.07.2011 г. старшим авиационным начальником аэродрома Кубинка в адрес генеральных директоров ООО "ТЭКА-СЕРВИС" и ЗАО "Шарапово" направлены письма N 655, N 652 "Об устранении причин, способствующих возникновению авиационных инцидентов, происшествий и катастроф", которые свидетельствуют об отсутствии согласования производимого строительства на земельном участке с К. N 50:20:0090428:520 с собственником аэродрома - Министерством обороны РФ и старшим авиационным начальником аэродрома Кубинка. Согласно указанных писем производимые карьерные разработки на земельном участке с К. N 50:20:0090428:520 фактически привели к появлению в пределах приаэродромной территории аэродрома Кубинка различных незаконно возведенных хозяйственно-бытовых помещений, ремонтных боксов и иных строений. Кроме того, разработка карьеров привела к образованию в пределах приаэродромной территории искусственных водоемов и заболоченных локальных участков земли, что способствует привлечению и массовому скоплению птиц в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Отсутствие у ответчика согласований подтверждается обращением Министра обороны РФ на имя генерального прокурора, согласно которому разработка и рекультивация отработанных карьеров в пределах приаэродромной территории ведутся без согласования с Минобороны России и влияют на безопасность полетов воздушных судов и создают помехи для работы радиотехнической системы аэродрома. В связи с допущенными нарушениями законодательства об использовании воздушного пространства прокуратурой в отношении ответчика 16.02.2012 г. возбуждено дело об административном правонарушении. Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом путем направления извещения, в судебное заседание не явился.
Представители ООО "ТЭКА-СЕРВИС" в судебное заседание явились, с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, просили в иске отказать, ссылаясь на то, что строительство искусственного водоема ведется ими по надлежаще утвержденному и согласованному проекту.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, согласившись с доводами истца.
Третье лицо: ЗАО "Шарапово" о времени и месте судебного разбирательства извещалось судом надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 13 сентября 2012 года в иске было отказано.
В апелляционном представлении заместителя Московского межобластного транспортного прокурора ставился вопрос об отмене решения городского суда, как вынесенного в нарушение закона.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2013 года решение городского суда было оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Московского областного суда N 577 от 25 декабря 2013 года определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда было отменено и дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия полагает, что решение городского суда подлежит отмене, а иск прокурора удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ТЭКА-СЕРВИС" на основании договора подряда N 93\\03-22В от 06 марта 2006 года выполняются работы по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство вблизи деревни Никольское Одинцовского района Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090428:520.
В результате проверки, проведенной Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте с участием УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора в связи с обращением Министра обороны Российской Федерации, в деятельности ООО "ТЭКА-СЕРВИС" при выполнении указанных работ выявлены нарушения законодательства об использовании воздушного пространства, влияющие на безопасность полетов воздушных судов. Разработка карьеров на земельном участке 50:20:0090428:520 привела к образованию в пределах приаэродромной территории искусственных водоемов и заболоченных локальных участков земли, что способствует привлечению и массовому скоплению птиц в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Деятельность ООО "ТЭКА-СЕРВИС" не была согласована со старшим авиационным начальником аэродрома Кубинка и Министерством обороны РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что прокурором не представлено доказательств, что проводимые ответчиком работы способствуют скоплению птиц, и на осуществление ответчиком деятельности по строительству искусственного водоема для рыбного хозяйства получены необходимые согласования Министерства обороны РФ и старшего авиационного начальника аэродрома Кубинка.
Между тем такие выводы суда не соответствуют материалам дела и требованиям закона.
В силу статьи 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением безопасности полетов воздушных судов.
Согласно пункту 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную и водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Пунктом 59 Правил установлен запрет на размещение в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объектов выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Установленный названной нормой перечень объектов, запрещенных к размещению, не является исчерпывающим, к таким объектам относятся и рыбные пруды.
Целью установления названного запрета является обеспечение безопасного использования воздушного пространства и предотвращение создания условий для авиационных инцидентов, происшествий и катастроф (пункт 1 Правил).
В связи с этим выводы суда о том, что прокурор не доказал того, что проводимые ответчиком работы способствуют массовому скоплению птиц, нельзя признать правильными, поскольку воздушным законодательством на уровне нормативного регулирования определено, что строительство водоемов под рыбное хозяйство в приаэродромной территории создает угрозу безопасности полетов, в силу чего введен прямой запрет на ее осуществление на такой территории.
Из материалов дела усматривается, что работы по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство на указанном выше земельном участке ведутся ответчиком при дальности 900 м от контрольной точки аэродрома и дальности 750 м от оси взлетно-посадочной полосы с азимутом 100 градусов от контрольной точки аэродрома. Данное обстоятельство подтверждено схемой состояния карьерных разработок и сообщением старшего авиационного начальника аэродрома.
Сделав вывод о законности проводимой ООО "ТЭКА-СЕРВИС" деятельности по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство на земельном участке, расположенном в приаэродромной территории аэродрома Кубинка, суд исходил только из необходимости согласования этой деятельности, оставив без внимания то обстоятельство, что указанные объекты размещены к контрольной точке аэродрома ближе, чем это определено нормативами.
Между тем, по смыслу пункта 59 Правил вне зависимости от согласования старшим авиационным начальником аэродрома запрещено размещение в приаэродромной территории на расстояниях ближе, чем указано в этом пункте, объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, к которым относятся и рыбные пруды.
Требование федерального воздушного законодательства в указанной части имеет императивный характер и не подлежит произвольному толкованию.
Таким образом, выводы суда о соблюдении ответчиком при строительстве искусственного водоема под рыбное хозяйство на земельном участке, расположенном в приаэродромной зоне аэродрома Кубинка, действующего законодательства, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, согласование от ФГУ ЦТУИО Министерства обороны РФ получено на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090218: 440, а не на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:520, который, как усматривается из ходатайства ответчика, имеющегося на л.д. 89 (том N 1), по договору N 2-А-11 от 30 ноября 2011 года находится в аренде у ответчика ООО "ТЭКА-СЕРВИС" по сегодняшний день добросовестно исполняется сторонами.
При таких данных решение городского суда подлежит отмене, а иск прокурора удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 13 сентября 2013 года отменить и принять по данному делу новое решение. Иск Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ТЭКА-СЕРВИС" о запрещении деятельности и приведении земельного участка в первоначальное состояние удовлетворить. Запретить деятельность ООО "ТЭКА-СЕРВИС" по строительству искусственного водоема под рыбное хозяйство вблизи деревни Никольское Одинцовского района Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090428:520, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Шарапово".
Обязать ООО "ТЭКА-СЕРВИС" привести земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:520, расположенный вблизи деревни Никольское Одинцовского района Московской области в первоначальное состояние.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)