Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3912/2015

Требование: О признании постановления незаконным.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель считает, что не может быть лишен права участвовать в аукционе по приобретению права на земельный участок наравне с иными претендующими на такое право лицами.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N 33-3912/2015


Судья Пчелинцева С.Н.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2015 года апелляционную жалобу П. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 ноября 2014 года по делу по заявлению П. о признании Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района незаконным.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя П. - Т., представителя Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Я.,
установила:

Заявитель П. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района N 1271-ПГ от 04 августа 2014 года, обязании предоставить подписанный договор аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель пояснил, что 05 октября 2012 года он обратился в Администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, примерной площадью 1200 кв. м, из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 29 апреля 2013 года N 274-НР утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала П.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ П. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером 50:05:0040228:218 из земель населенных пунктов по адресу: <...> для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04 августа 2014 года N 1271-ПГ отменено Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства".
Представитель заявителя пояснил, что Глава муниципального района не имел права принимать Постановление N 1271-ПГ от 04 августа 2014 года об отмене ранее принятого им же Постановления от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ о предоставлении в аренду П. земельного участка площадью 1200 кв. м, поскольку нарушаются субъективные права П. Помимо этого, земельный участок был предоставлен в аренду П. без аукциона на законных основаниях, так как информация о предоставлении в аренду земельного участка была опубликована в специальном выпуске газеты "Вперед", где публикуются и акты администрации. Других заявлений на спорный участок не поступало, в связи с чем и было принято Постановление от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ о предоставлении в аренду П. земельного участка, оснований отменять которое не имелось. Просил суд признать Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04 августа 2014 года N 1271-ПГ "Об отмене постановлений Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" в части отмены постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства" незаконным. Обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района предоставить П. подписанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:218, расположенного по адресу: <...>, площадью 1200 кв. м, из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 10 лет.
Представитель администрации Сергиево-Посадского муниципального района заявленные требования считал необоснованными. Пояснил, что нормами действующего законодательства Глава администрации муниципального района наделен правом в порядке самоконтроля на отмену им же изданных муниципальных правовых актов, если последние изданы с нарушением норм законодательства, а поскольку при проверке обстоятельств предоставления в аренду заявителю земельного участка были выявлены факты нарушения законодательства, то Постановление о предоставлении земельного участка заявителю в аренду было отменено. Полагал, что заявляя данные требования, П. пытается ограничить Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в гражданских правах, как участника правоотношений, что противоречит основополагающим началам и принципам гражданского законодательства. Поскольку у Администрации Сергиево-Посадского района не имелось оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду П. без проведения аукциона, просил в иске отказать, отметив, что П. не лишен права участвовать в аукционе по приобретению права на земельный участок наравне с иными претендующими на такое право лицами.
Решением Сергиево-Посадского городского суда от 21 ноября 2014 года заявленные требования П. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку оно основано на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Материалами дела установлено, что 05 октября 2012 года П. обратился в Администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, примерной площадью 1200 кв. м, из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 29 апреля 2013 года N 274-НР утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала П.
18 июня 2013 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с установленными границами, что подтверждается материалами дела.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ П. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером 50:05:0040228:218 из земель населенных пунктов по адресу: <...> для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04 августа 2014 года N 1271-ПГ отменено Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства".
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Из материалов дела видно, что 10 октября 2012 года в муниципальной общественно-политической газете Сергиево-Посадского района "Вперед" N 39с (14871с) было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов устанавливается в уставе муниципального образования. Уставом муниципального образования предусмотрено, что нормативные акты органов местного самоуправления муниципального образования, непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы граждан, вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования в средствах массовой информации.
Официальное опубликование нормативного акта имеет формально-юридическое значение и заключается в придании органом местного самоуправления определенному печатному изданию статуса официального, доведении до всеобщего сведения полного и точного текста принятого нормативного акта путем его помещения в этом издании и направлении обязательных экземпляров документа в организации, перечень которых устанавливается действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.5 Положения "О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области", утвержденного Решением Сергиево-Посадского муниципального района МО от 08.10.2009 г. N 168-МЗ, публикация извещений о проведении торгов, об отказе от их проведения, а также публикация информации о результатах торгов обязательна в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование нормативных актов муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области".
В силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 16 марта 2010 года N 336-ПГ "О порядке размещения информационных материалов о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в муниципальной общественно-политической газете "Вперед" официальным печатным изданием Сергиево-Посадского муниципального района, осуществляющим опубликование информации о предоставлении земельных участков в аренду, определена муниципальная общественно-политическая газета "Вперед".
Материалами дела подтверждается, что информация о предоставлении земельного участка в аренду была опубликована в специальном выпуске газеты "Вперед" от 10 октября 2012 года N 39с (14871с), тиражом 250 экз., распространение которых производится только по подписке.
Таким образом, в нарушение Порядка размещения информационных материалов о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в муниципальной общественно-политической газете "Вперед" информация о предоставлении земельных участков в аренду не была опубликована в официальном печатном издании, доступном широкому кругу граждан.
Размещение информационных сообщений о предоставлении земельных участков в аренду в специальном выпуске газеты "Вперед" от 10 октября 2012 года N 39с (14871с) привело к ограничению числа претендентов на земельный участок, поскольку не обеспечило наибольшей доступности информации о предоставлении земельного участка, потенциально заинтересованных в его приобретении, что указывает на то, что специальный выпуск газеты не является средством массовой информации - периодическим печатным изданием. И соответственно размещение в нем информации не влечет наступления правовых последствий предусмотренных земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Из указанной нормы следует, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В данном случае публикация о наличии земельного участка для предоставления в аренду не была опубликована в официальном печатном издании, доступном широкому кругу граждан.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Доводы заявителя о том, что администрация до настоящего времени размещает сообщения о предоставлении земельных участков в аренду в спецвыпуске газеты "Вперед", не имеют правового значения для разрешения спора.
Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли (п. 2 ст. 28 ЗК РФ). Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, позиция собственника земельного участка - администрации муниципального района - реализовать право на земельный участок на аукционе, является обоснованной и не противоречащей ст. 30.1 ЗК РФ, на которую заявитель ссылается в обоснование своих требований. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) введении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Судом также установлено, что постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства" принято без учета действовавшего на тот момент Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 апреля 2008 года N 290, которым было установлено, что предоставление вновь выделяемых земельных участков на территории муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области" в собственность и аренду осуществляется только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов). Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления от 16 апреля 2014 года N 642-ПГ (л.д. 35).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04 августа 2014 года N 1271-ПГ "Об отмене постановлений Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" в части отмены постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства" является законным и обоснованным.
Доводы заявителя о том, что Глава муниципального района не наделен правом на отмену им же изданного постановления о предоставлении в аренду земельного участка П. суд обоснованно нашел несостоятельными, поскольку ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Та же норма заложена в п. 10 ст. 44 Устава муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области".
Так как суд не нашел оснований для признания незаконным Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04 августа 2014 года N 1271-ПГ "Об отмене постановлений Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" в части отмены постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 03 октября 2013 года N 2191-ПГ "О предоставлении в аренду П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства", то требования заявителя об обязании администрации Сергиево-Посадского муниципального района предоставить П. подписанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:218, расположенного по адресу: <...>, площадью 1200 кв. м, также не подлежат удовлетворению. П. не лишен права участвовать в аукционе по приобретению права на земельный участок наравне с иными претендующими на такое право лицами.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)