Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" - Коркиной Аллы Петровны (доверенность от 21.01.2014 N 2),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" (ОГРН 1113850028698, г. Иркутск, далее - общество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, г. Иркутск, далее - правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, г. Иркутск, далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства от 15.11.2013 N 12744-24/2и в предоставлении в аренду путем предварительного согласования места размещения земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1 318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на нарушение сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства. Оспаривает вывод судов о невозможности размещения в территориальной зоне РЗ-502 спорного объекта.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 13.11.2014), своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.10.2011 общество обратилось с заявлением к губернатору Иркутской области о выборе земельного участка площадью 1 100 кв. м по адресу: Иркутск, проспект Маршала Жукова, напротив Ледокола Ангара, для строительства детского кафе.
Письмом от 15.11.2013 N 12744-24/2и министерство отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в том числе ссылаясь на нахождение земельного участка в пределах территориальной зоны N 09:06:40 в зоне парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 (далее - Правила землепользования и застройки), в состав территориальных зон планировочного микрорайона 09:06:00 включена зона парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Согласно указанным Правилам в зоне РЗ-502 основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является расположение объектов мест общего пользования, парков, скверов, бульваров; вспомогательным видом разрешенного использования является расположение вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха: бассейнов, фонтанов, малых архитектурных форм, сооружений, необходимых для организации пешеходного движения, подпорных стенок, площадок для мусоросборников, парковок для обслуживания территории зоны; условно разрешенным видом использования является размещение зданий, сооружений инженерно-технического обеспечения и коммуникаций для обслуживания рекреационной зоны.
Данными Правилами не предусмотрено использование земель рекреационно-общественной зоны для расположения предполагаемого к строительству объекта.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в том числе представленными Комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска фрагментами Правил застройки и землепользования города Иркутска, генерального плана г. Иркутска, испрашиваемый земельный участок находится зоне РЗ-502 - парков, скверов, бульваров. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны РЗ-502, градостроительный регламент которой не допускает использование земельного участка для размещения кафе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности решения министерства от 15.11.2013 N 12744-24/2и об отказе в предоставлении обществу истребуемого земельного участка.
При таких обстоятельствах ссылка общества на возможность размещения в территориальной зоне РЗ-502 детского кафе не состоятельна и подлежит отклонению.
Указание заявителя кассационной жалобы на то, что в ходе процедуры выбора земельного участка уполномоченным органом был нарушен срок рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен им.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не само по себе заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а принятое в установленном порядке после подачи указанного заявления решение о предварительном согласовании места размещения объекта служит основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Именно на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, уполномоченный орган должен определить, возможно ли последующее предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства определенного объекта в предлагаемом заявителем месте размещения.
В этой связи сама по себе ссылка заявителя на нарушение уполномоченным органом срока на обеспечение выбора земельного участка для строительства со дня поступления такого обращения не свидетельствует о том, что после вступления в силу решения Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, утвердившего Правила землепользования и застройки, имелись основания для принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения спорного объекта. Данных об оспаривании заявителем в суде бездействия уполномоченного органа и, соответственно, о наличии решения суда о возложении на уполномоченный орган обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта или решение о предоставлении земельного участка не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии с данной судами оценкой доказательств по делу, направлены на их переоценку, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.А.СОНИН
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А19-2823/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А19-2823/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" - Коркиной Аллы Петровны (доверенность от 21.01.2014 N 2),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" (ОГРН 1113850028698, г. Иркутск, далее - общество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, г. Иркутск, далее - правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, г. Иркутск, далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства от 15.11.2013 N 12744-24/2и в предоставлении в аренду путем предварительного согласования места размещения земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1 318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на нарушение сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства. Оспаривает вывод судов о невозможности размещения в территориальной зоне РЗ-502 спорного объекта.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 13.11.2014), своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.10.2011 общество обратилось с заявлением к губернатору Иркутской области о выборе земельного участка площадью 1 100 кв. м по адресу: Иркутск, проспект Маршала Жукова, напротив Ледокола Ангара, для строительства детского кафе.
Письмом от 15.11.2013 N 12744-24/2и министерство отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в том числе ссылаясь на нахождение земельного участка в пределах территориальной зоны N 09:06:40 в зоне парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 (далее - Правила землепользования и застройки), в состав территориальных зон планировочного микрорайона 09:06:00 включена зона парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Согласно указанным Правилам в зоне РЗ-502 основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является расположение объектов мест общего пользования, парков, скверов, бульваров; вспомогательным видом разрешенного использования является расположение вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха: бассейнов, фонтанов, малых архитектурных форм, сооружений, необходимых для организации пешеходного движения, подпорных стенок, площадок для мусоросборников, парковок для обслуживания территории зоны; условно разрешенным видом использования является размещение зданий, сооружений инженерно-технического обеспечения и коммуникаций для обслуживания рекреационной зоны.
Данными Правилами не предусмотрено использование земель рекреационно-общественной зоны для расположения предполагаемого к строительству объекта.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в том числе представленными Комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска фрагментами Правил застройки и землепользования города Иркутска, генерального плана г. Иркутска, испрашиваемый земельный участок находится зоне РЗ-502 - парков, скверов, бульваров. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны РЗ-502, градостроительный регламент которой не допускает использование земельного участка для размещения кафе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности решения министерства от 15.11.2013 N 12744-24/2и об отказе в предоставлении обществу истребуемого земельного участка.
При таких обстоятельствах ссылка общества на возможность размещения в территориальной зоне РЗ-502 детского кафе не состоятельна и подлежит отклонению.
Указание заявителя кассационной жалобы на то, что в ходе процедуры выбора земельного участка уполномоченным органом был нарушен срок рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен им.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не само по себе заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а принятое в установленном порядке после подачи указанного заявления решение о предварительном согласовании места размещения объекта служит основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Именно на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, уполномоченный орган должен определить, возможно ли последующее предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства определенного объекта в предлагаемом заявителем месте размещения.
В этой связи сама по себе ссылка заявителя на нарушение уполномоченным органом срока на обеспечение выбора земельного участка для строительства со дня поступления такого обращения не свидетельствует о том, что после вступления в силу решения Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, утвердившего Правила землепользования и застройки, имелись основания для принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения спорного объекта. Данных об оспаривании заявителем в суде бездействия уполномоченного органа и, соответственно, о наличии решения суда о возложении на уполномоченный орган обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта или решение о предоставлении земельного участка не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии с данной судами оценкой доказательств по делу, направлены на их переоценку, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.А.СОНИН
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)