Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-34/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что затрагивает его права и законные интересы, так как кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N 3-34/2014


Тверской областной суд
в составе председательствующего судьи Гришиной С.А.
при секретаре С.
представителя заявителя М.О.В.,
представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области
Т.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2
А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Б. в лице своего представителя М.О.В. обратился в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -для использования в общественно-деловых целях, общая площадь 4413 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 01.01.2014 года в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что, по мнению заявителя, затрагивает его права и законные интересы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления земельного налога. В обоснование заявитель сослался на ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела Б. уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 11 декабря 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области.
Заявитель Б., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял, передав полномочия по представлению своих интересов в суде М.О.В., которая поддержала уточненные требования по доводам, изложенным в заявлении, указала, что судебные расходы по делу заявитель возлагает на себя.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области Т. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, пояснила, что в качестве доказательства соответствия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, истцом представлена нормативно-методическая экспертиза. Однако в рамках данного дела оспаривается кадастровая стоимость земельного участка, поэтому заявитель должен был представить экспертизу отчета на подтверждение стоимости объекта оценки.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных суду возражений следует, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку на него не возложено полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменным возражениям, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости, утвержденной актом органа власти или установленной решением суда. Нормой статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что датой определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков является дата внесения сведений о нем в государственном кадастре недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости. Датой, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N является 11.12.2013 года.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и коммерческого банка "Юниаструм Банк" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений, ходатайств, возражений по существу заявленных требований суду не представили.
Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для использования в общественно-деловых целях, общая площадь 4413 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N, выданного на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Процедура проведения актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тверской области осуществлялась на основании государственного контракта от 23 июля 2007 года N 6 Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "<данные изъяты>".
Предоставление сведений о земельных участках для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов осуществлялось органами местного самоуправления на момент начала проведения работ по состоянию на июль 2007 года.
Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области были утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па.
Спорный земельный участок не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тверской области, вновь создан в 2013 году путем объединения трех земельных участков с кадастровыми номерами N, кадастровая стоимость которых определена исходя из актуальных показателей, утвержденных Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па.
Постановлением N 503-па утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует положениям п. 2 ст. 66 ЗК РФ.
В материалы дела представлен акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 11.12.2013 года, составленного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, на основании которого кадастровая стоимость спорного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ГКН на основании указанного акта 11.12.2013 года, что подтверждено кадастровой справкой от 19.08.2014 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N также следует, что кадастровая стоимость спорного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка неоправданно завышена и негативно влияет на размеры обязательных платежей, уплачиваемых собственником, заявитель полагает возможным установить ее равной рыночной стоимости.
Положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки любого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства заявителем представлен Отчет N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 11.12.2013 года, размер которой составил <данные изъяты> рублей. Оценка производилась оценщиком ООО Региональное агентство оценки "<данные изъяты>", имеющим право проведения указанных работ.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Статья 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающая правила определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, датой определения кадастровой стоимости такого объекта недвижимости указывает - дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Заявителем представлено заключение экспертного совета общероссийской общественной организации "<данные изъяты>" N от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым, отчет N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка заинтересованные лица не представили, равно, как не заявили ходатайства о назначении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка, не привели конкретных положений отчета, не соответствующих Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В связи с этим не состоятелен довод представителя Правительства Тверской области о том, что исследование представленных в материалы дела отчета об оценке, а также экспертного заключения в качестве единственных доказательств по делу является недостаточным и нецелесообразным, из экспертного заключения на отчет следует, что была осуществлена нормативно-методическая экспертиза, сама сумма рыночной стоимости земельного участка предметом экспертирования не являлась.
Действующее законодательство предусматривает возможность установления соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации посредством проведения нормативно-методической экспертизы такого отчета, которая позволяет подтвердить профессионализм проведенной рыночной оценки. Законодательство не содержит требований об обязательном проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки.
Отчет содержит обоснование выбранного оценщиком метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные оценщиком, им обоснованы надлежащим образом. Корректность методов и правильность проведения исследования подтверждена общероссийской общественной организацией оценщиков. Правительство Тверской области предметных возражений, свидетельствующих о недостоверности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости, представленном истцом, не заявило, достоверность отчета в установленном порядке не опровергло, не обращалось с ходатайством о назначении экспертизы, как того требует процессуальное законодательство.
Доводы заинтересованных лиц о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, отклоняются судом.
Замена стоимости кадастровой оценки земельного участка на рыночную затрагивает права и интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, а также Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области.
При этом суд исходит из того, что на земельную кадастровую палату возложены полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Земельная кадастровая палата подведомственна в своей деятельности Управлению Росреестра, который осуществляет контрольные функции по отношению к ней, ведет базу данных государственной кадастровой оценки земель.
Исходя из вышеизложенного, учитывая значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N над его рыночной стоимостью, кадастровая стоимость данного земельного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - 11 декабря 2013 года.
Руководствуясь, статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Б. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для использования в общественно-деловых целях, с кадастровым номером N, площадью 4413 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 декабря 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
С.А.ГРИШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)