Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года по делу N А76-4623/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" Суворова И.С. (доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" (далее - заявитель, ООО "Трак Запчасть") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:19:0301005:7, выраженного в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Челябинской области) и обязании ТУ Росимущества в Челябинской области предоставить в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" земельный участок с кадастровым номером 74:19:03 01 005:7.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.07.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Трак Запчасть". По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения неправильно применены нормы материального права. Податель апелляционной жалобы указывает в частности на то, что нормы ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, тогда как, в рассматриваемой ситуации соответствующие основания отсутствуют. Арбитражным судом первой инстанции также не учтено то, что согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ, ограничения в отношении земель сельскохозяйственного назначения, содержащиеся в пункте 6 данной статьи, не распространяются на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Помимо данного, податель апелляционной жалобы полагает, что арбитражный суд первой инстанции, своим решением фактически возложил на общество обязанность по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание не направило и отзыв на апелляционную жалобу не представило.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие установленные фактические обстоятельства, не оспариваемые лицами, участвующими в деле.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" претендует на предоставление ему в аренду земельного участка с присвоенным кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007 местоположение: участок находится примерно в 26,2 км по направлению на автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона) от ориентира Челябинская обл., Сосновский р-он, расположенного за пределами участка; и с разрешенным использованием (назначением) - для сельскохозяйственного использования (л.д. 8-10).
В свою очередь, обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" на праве собственности принадлежит сооружение (Комплекс по заправке сельскохозяйственной техники, в составе: 1. Одноэтажное здание общей площадью 52,4 кв. м, 2. Резервуары с общим объемом хранимого топлива 100 куб. м, 3. Резервуар аварийного слива топлива 10 куб. м, 4. Резервуар для сбора очищенных стоков 25 куб. м, 5. Резервуар для противопожарного запаса воды 100 куб. м, 6. Отстойник 13 куб. м, 7. Фильтр 10 куб. м 0, назначение автозаправочная станция. Площадь застройки: 96,3 кв. м. Адрес (местоположение): Челябинская область, Сосновский район, 26,2 км Автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона); основание - договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.07.2013. Данное подтверждено имеющимся в материалах настоящего дела свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2013 серии 74 АД N 513765, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (л.д. 11).
Общество с ограниченной "Трак Запчасть" 12.11.2014 письмом N 181 (л.д. 36) обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:19:0301005:, указав при этом на то, что ООО "Трак Запчасть" является собственником сооружения Комплекса по заправке сельскохозяйственной техники, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0301005:7. Согласно перечню приложений, к данному письму заявителем прилагались следующие документы: 1) копия паспорта представителя юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 3) копия доверенности представителя юридического лица; 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке - Комплекса по заправке сельскохозяйственной техники; 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок; 6) сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении права.
Письмом от 03.12.2014 N 12860 (л.д. 6, 7) ТУ Росимущества в Челябинской области указало, что согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, таким образом, законодательством использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного использования, для размещения автозаправочной станции не предусмотрено. На основании данного, заинтересованное лицо, в письме от 03.12.2014 N 12860 указало, что ТУ Росимущества в Челябинской области вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:19: 0301005:7 после изменения вида разрешенного использования и перевода указанного земельного участка в иную категорию, предназначенную для размещения и эксплуатации автозаправочной станции.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для приобретения прав на земельный участок заинтересованные граждане или юридические лица, в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, что установлено частью 6 статьи 36 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Соответствующие условия в равной степени, закреплены в Законе Челябинской области от 28.08.2003 N 174-ЗО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области".
В силу условий пп. 8 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, из содержания вышеперечисленных норм следует, что земельный участок с целевым (разрешенным) видом использования (назначением) "для сельскохозяйственного использования", не может быть предоставлен в аренду в целях размещения и эксплуатации автозаправочной станции, вне зависимости от фактического размещения на земельном участке, предоставленном исключительно для сельскохозяйственного использования, указанной автозаправочной станции.
Действительно имеющиеся в материалах дела N А76-4623/2015 Арбитражного суда Челябинской области доказательства, свидетельствуют о том, что первоначально, распоряжением ТУ ФАУГИ по Челябинской области от 19.10.2007 N 1685-р (л.д. 50), со ссылкой на положения п. 2 ст. 9, ст. ст. 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП Учхоз "Заря" ЧГАУ на земельный участок общей площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, являющийся частью земельного участка, площадью 132990000 кв. м, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0006, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП Учхоз "Заря" ЧГАУ (п. 1). Пунктом 2 указанного распоряжения закрытому акционерному обществу "Старый Соболь и К", был предоставлен в аренду земельный участок площадью 7000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007, находящийся по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, для сельскохозяйственного использования, на срок 11 месяцев.
При этом ранее, распоряжением ТУ ФАУГИ по Челябинской области от 26.09.2007 N 1534-р (л.д. 49), со ссылкой на статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, был утвержден акт выбора земельного участка (л.д. 42, 43), находящегося в собственности Российской Федерации, площадью 7000 кв. м, для размещения АЗС (автозаправочной станции) на 26,2 км автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона).
В то же время, поскольку статус земельного участка в данном случае остался прежним, равно как не изменился вид разрешенного использования земельного участка, - вышеупомянутые обстоятельства, а также фактическое использование обществом с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть", не могут повлиять на законность оспариваемого письма ТУ Росимущества в Челябинской области, и на наличие оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка в целях предоставления его в аренду обществу.
Тот факт, что из содержания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 25, выданному закрытому акционерному обществу "Старый Соболь и К" (л.д. 39, 40) следует, что разрешен ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс по заправке сельскохозяйственной техники", для общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть", значения не имеет, равно как, не имеет значения то, будет ли осуществляться на соответствующей автозаправочной станции, заправка исключительно сельскохозяйственной техники, либо иных видов транспорта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения требований, заявленных обществом, отсутствует.
Нарушения либо неправильного применения норм материального права, таким образом, со стороны арбитражного суда первой инстанции, не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 19.08.2015 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ООО "Трак Запчасть" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года по делу N А76-4623/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.08.2015 N 8958 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
Е.В.БОЯРШИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2015 N 18АП-10689/2015 ПО ДЕЛУ N А76-4623/2015
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. N 18АП-10689/2015
Дело N А76-4623/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года по делу N А76-4623/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" Суворова И.С. (доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" (далее - заявитель, ООО "Трак Запчасть") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:19:0301005:7, выраженного в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Челябинской области) и обязании ТУ Росимущества в Челябинской области предоставить в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" земельный участок с кадастровым номером 74:19:03 01 005:7.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.07.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Трак Запчасть". По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения неправильно применены нормы материального права. Податель апелляционной жалобы указывает в частности на то, что нормы ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, тогда как, в рассматриваемой ситуации соответствующие основания отсутствуют. Арбитражным судом первой инстанции также не учтено то, что согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ, ограничения в отношении земель сельскохозяйственного назначения, содержащиеся в пункте 6 данной статьи, не распространяются на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Помимо данного, податель апелляционной жалобы полагает, что арбитражный суд первой инстанции, своим решением фактически возложил на общество обязанность по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание не направило и отзыв на апелляционную жалобу не представило.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие установленные фактические обстоятельства, не оспариваемые лицами, участвующими в деле.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" претендует на предоставление ему в аренду земельного участка с присвоенным кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007 местоположение: участок находится примерно в 26,2 км по направлению на автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона) от ориентира Челябинская обл., Сосновский р-он, расположенного за пределами участка; и с разрешенным использованием (назначением) - для сельскохозяйственного использования (л.д. 8-10).
В свою очередь, обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" на праве собственности принадлежит сооружение (Комплекс по заправке сельскохозяйственной техники, в составе: 1. Одноэтажное здание общей площадью 52,4 кв. м, 2. Резервуары с общим объемом хранимого топлива 100 куб. м, 3. Резервуар аварийного слива топлива 10 куб. м, 4. Резервуар для сбора очищенных стоков 25 куб. м, 5. Резервуар для противопожарного запаса воды 100 куб. м, 6. Отстойник 13 куб. м, 7. Фильтр 10 куб. м 0, назначение автозаправочная станция. Площадь застройки: 96,3 кв. м. Адрес (местоположение): Челябинская область, Сосновский район, 26,2 км Автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона); основание - договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.07.2013. Данное подтверждено имеющимся в материалах настоящего дела свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2013 серии 74 АД N 513765, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (л.д. 11).
Общество с ограниченной "Трак Запчасть" 12.11.2014 письмом N 181 (л.д. 36) обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:19:0301005:, указав при этом на то, что ООО "Трак Запчасть" является собственником сооружения Комплекса по заправке сельскохозяйственной техники, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0301005:7. Согласно перечню приложений, к данному письму заявителем прилагались следующие документы: 1) копия паспорта представителя юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 3) копия доверенности представителя юридического лица; 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке - Комплекса по заправке сельскохозяйственной техники; 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок; 6) сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении права.
Письмом от 03.12.2014 N 12860 (л.д. 6, 7) ТУ Росимущества в Челябинской области указало, что согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, таким образом, законодательством использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного использования, для размещения автозаправочной станции не предусмотрено. На основании данного, заинтересованное лицо, в письме от 03.12.2014 N 12860 указало, что ТУ Росимущества в Челябинской области вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:19: 0301005:7 после изменения вида разрешенного использования и перевода указанного земельного участка в иную категорию, предназначенную для размещения и эксплуатации автозаправочной станции.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для приобретения прав на земельный участок заинтересованные граждане или юридические лица, в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, что установлено частью 6 статьи 36 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Соответствующие условия в равной степени, закреплены в Законе Челябинской области от 28.08.2003 N 174-ЗО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области".
В силу условий пп. 8 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, из содержания вышеперечисленных норм следует, что земельный участок с целевым (разрешенным) видом использования (назначением) "для сельскохозяйственного использования", не может быть предоставлен в аренду в целях размещения и эксплуатации автозаправочной станции, вне зависимости от фактического размещения на земельном участке, предоставленном исключительно для сельскохозяйственного использования, указанной автозаправочной станции.
Действительно имеющиеся в материалах дела N А76-4623/2015 Арбитражного суда Челябинской области доказательства, свидетельствуют о том, что первоначально, распоряжением ТУ ФАУГИ по Челябинской области от 19.10.2007 N 1685-р (л.д. 50), со ссылкой на положения п. 2 ст. 9, ст. ст. 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП Учхоз "Заря" ЧГАУ на земельный участок общей площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, являющийся частью земельного участка, площадью 132990000 кв. м, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0006, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП Учхоз "Заря" ЧГАУ (п. 1). Пунктом 2 указанного распоряжения закрытому акционерному обществу "Старый Соболь и К", был предоставлен в аренду земельный участок площадью 7000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 74:19:03 01 005:0007, находящийся по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, для сельскохозяйственного использования, на срок 11 месяцев.
При этом ранее, распоряжением ТУ ФАУГИ по Челябинской области от 26.09.2007 N 1534-р (л.д. 49), со ссылкой на статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, был утвержден акт выбора земельного участка (л.д. 42, 43), находящегося в собственности Российской Федерации, площадью 7000 кв. м, для размещения АЗС (автозаправочной станции) на 26,2 км автодороги "Челябинск-Екатеринбург" (северная сторона).
В то же время, поскольку статус земельного участка в данном случае остался прежним, равно как не изменился вид разрешенного использования земельного участка, - вышеупомянутые обстоятельства, а также фактическое использование обществом с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть", не могут повлиять на законность оспариваемого письма ТУ Росимущества в Челябинской области, и на наличие оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка в целях предоставления его в аренду обществу.
Тот факт, что из содержания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 25, выданному закрытому акционерному обществу "Старый Соболь и К" (л.д. 39, 40) следует, что разрешен ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс по заправке сельскохозяйственной техники", для общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть", значения не имеет, равно как, не имеет значения то, будет ли осуществляться на соответствующей автозаправочной станции, заправка исключительно сельскохозяйственной техники, либо иных видов транспорта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения требований, заявленных обществом, отсутствует.
Нарушения либо неправильного применения норм материального права, таким образом, со стороны арбитражного суда первой инстанции, не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 19.08.2015 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ООО "Трак Запчасть" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года по делу N А76-4623/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трак Запчасть" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.08.2015 N 8958 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
Е.В.БОЯРШИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)