Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N А69-3717/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N А69-3717/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Магда О.В., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 24 февраля 2014 года по делу N А69-3717/2013, принятое судьей Сырыглар Д.В.

установил:

индивидуальный предприниматель Ламажаа Белек-Байыр Биче-оолович (ИНН 170106244163, ОГРНИП 304170115900084) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва (ИНН 7705401340, ОГРН 1084141000470) об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующие возражения против удовлетворения иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал о том, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства о том на какую дату установлена кадастровая стоимость земельного участка и на какую дату определена его рыночная стоимость. Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва не является надлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 22.04.2014.
В судебном заседании 22.04.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв до 12 часов 45 минут 28.04.2014. Об объявленном перерыве судом сделано публичное извещение путем размещения информации на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru). По окончании перерыва рассмотрение дела продолжено с участием представителя истца.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16.05.2014.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Ламажаа Белек-Байыр Биче-оолович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Республике Тыва в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304170115900084, ИНН 170106244163, по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 94, кв. 13.
Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, по адресу: 107078, г. Москва, пер.Орликов, д. 10, копр. Стр. 1.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о филиале федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, филиал федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва создан решением федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с пунктом 23 устава Учреждения, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 г. N П/331, в целях осуществления функций Учреждения, представления его интересов и их защиты на территории Республики Тыва.
Согласно пункту 2.1. Положения о филиале федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, целью деятельности Филиала является осуществление на территории Республики Тыва полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.11.2010 г. 17-АВ N 077520 земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную территорию, общей площадью 13 896,51 кв. м, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, д. 13/5 принадлежит Ламажаа Белек-Байыру Биче-ооловичу на праве собственности.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 и опубликованы в газете "Тувинская правда" от 12.01.2013.
Кадастровая оценка используется для налогообложения земельных участков.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 08.02.2013 N 17/13-1-5850 (л.д. 63) кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105050:55, общей площадью 13 896,51 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, д. 13/5 составляет 14 929 993 рубля 45 копеек.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 07.05.2013 N 289/13, выполненному индивидуальным предпринимателем Тас-оол З.К. по заказу Ламажаа Б-Б.Б., рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 13 896,51 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105050:55, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, д. 13/5 составляет 8 029 000 рублей.
В соответствии с экспертным заключением N 1104/2013-3 на отчет N 289/13 от 07.05.2013, выполненный экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет" Карцевым П.В., отчет N 289/13 от 07.05.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 13 896,51 кв. м с кадастровым номером 17:18:0105050:55, принадлежащего Ламажаа Б-Б.Б., расположенного по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, ул. Мира, д. 13/5 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с указанным судебным актом арбитражного суда первой инстанции, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной, в размере 8 029 000 рублей.
Апелляционный суд полагает указанный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении норм материального права и установлении обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации истец, как собственник земельного участка и плательщик земельного налога, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно отчету об оценке от 07.05.2013 N 289/13 рыночная стоимость оцениваемого земельного участка: общей площадью общей площадью 13 896,51 кв. м с кадастровым номером 17:18:0105050:55 расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, д. 13/5 составила 8 029 000 рублей.
Рыночная стоимость установлена по состоянию на 30.05.2012, что соответствует дате установления государственной кадастровой стоимости земельных участков, которая определяется на дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки (пункт 8 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4).
Соответствующие сведения подтверждены Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва по запросу суда от 29.04.2014 (приложение к письму от 12.05.2014 - протокол удостоверения перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих кадастровой оценке на территории Республики Тыва).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в частности отчетом N 289/13, экспертным заключением общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1104/2013-3 на отчет N 289/13 от 07.05.2013, суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка на 30.05.2012 в размере 8 029 000 рублей, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы не подлежит удовлетворению.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 289/13 от 07.05.2013 по состоянию на 30.05.2012.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, пунктом 2.1. Положения о филиале федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, суд пришел к правильным выводам о том, что кадастровая палата является надлежащим ответчиком по требованию об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в части 4 названной статьи в качестве основания возложения обязанности учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, которым является ответчик.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворены правомерно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 февраля 2014 года по делу N А69-3717/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Д.В.ЮДИН

Судьи
О.В.МАГДА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)