Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" -
Толоконников А.В. генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ от 27.08.2013 N 05-ТКС, представитель Мухоид Н.Ф. по доверенности от 15.08.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Бадмаев С.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 211-Д,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования по Московской области, от Администрации городского округа Электросталь - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета имущественных отношений города Электросталь Московской области представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, закрытого акционерного общества "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2014 по делу N А41-58538/13, принятое судьей А.С. Шайдуллиной, заявлению закрытого акционерного общества "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об изменении кадастровой стоимости земельного участка на рыночную,
установил:
закрытое акционерное общество "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, а следовательно и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, определенную в соответствии со значением удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок и распространение кадастровой оценки на вновь образованные участки путем разделения существующего с кадастровыми номерами 50:46:0010201:500-50:46:0010201:506"; об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения, выразившиеся в применении удельного показателя кадастровой стоимости "земли, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 площадью 41927 кв. м, путем применения удельного показателя 893,38 руб. за 1 кв. м, соответствующий виду разрешенного использования N 9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Так применить УПКС в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м при кадастровой оценке вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500-50:46:0010201:506.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2014 по делу N А41-58538/13 исковые требования удовлетворены частично. Признано недостоверными результаты кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 в размере 3295,51 руб. за 1 кв. м и, рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500 в размере 75 701 160 рублей 21 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:501 в размере 17 393 701 рублей 78 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:502 в размере 3 661 311 рублей 61 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; - 50:46:0010201:503 в размере 4 442 347 рублей 48 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:504 в размере 8 456 278 рублей 66 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в период с 12.11.2012 по 31.12.2013 в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 удельный показатель кадастровой стоимости в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в период с 12.11.2012 по 31.12.2013 кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, рассчитанную на основании удельного показателя кадастровой стоимости, в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В иске к Управлению Росреестра по Московской области отказано (том 3, л.д. 109-118).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области, общество обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами в которых просили решение от 22.04.2014 отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства экологии и природопользования по Московской области, Администрации городского округа Электросталь, Комитета имущественных отношений города Электросталь Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение изменить в части отказа в удовлетворении требования по земельному участку с кадастровым номером 50:46:0010201:76, удовлетворить требования в данной части; возражали против удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области оставил рассмотрение апелляционной жалобы министерства на усмотрение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы общества просил отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционных жалоб в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2009 следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 (том 1, л.д. 29).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.03.2012 г. N Мо-12/ЗВ-186642 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 имел площадь 41927 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 3295 рублей 51 копеек, кадастровая стоимость определена в размере 138 170 847 рублей 77 копеек.
Согласно решению ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 27.12.2013 N МО-13/РКФ-690947 отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета 14.01.2013 (том 1, л.д. 139).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-8 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что из земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506.
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-4 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:500 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/050/2012-409 (том 1, л.д. 112).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647398 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:500 имеет площадь 22971 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 34 442 717 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 108).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-2 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:501 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/056/2012-110 (том 1, л.д. 116).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647324 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:501 имеет площадь 1111 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 1 665 833 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 113).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-3 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:502 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/055/2012-139 (том 1, л.д. 121).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647324 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:502 имеет площадь 1111 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 1 665 833 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 117).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-7 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:503 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/054/2012-179.
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647338 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:503 имеет площадь 1348 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 2 021 191 рублей 20 копеек (том 1, л.д. 122).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-5 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:504 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/056/2012-115 (том 1, л.д. 129).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647376 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:504 имеет площадь 2566 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 3 847 460 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 127).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-6 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:505 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/050/2012-411 (том 1, л.д. 134).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647351 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:505 имеет площадь 2787 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 4 178 827 рублей 80 копеек (том 1, л.д. 130).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-9 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:506 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/055/2012-141 (том 1, л.д. 138а).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647309 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:506 имеет площадь 5864 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 8 792 481 рублей 60 копеек (том 1, л.д. 135).
Из материалов дела следует, что указанная кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана на основании среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ.
До издания распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, была утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.11.2012, и рассчитана на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3295 рублей 51 копеек: 50:46:0010201:500 в размере 75 701 160 рублей 21 копеек, 50:46:0010201:501 в размере 17 393 701 рублей 78 копеек, 50:46:0010201:502 в размере 3 661 311 рублей 61 копеек, 50:46:0010201:503 в размере 4 442 347 рублей 48 копеек, 50:46:0010201:504 в размере 8 456 278 рублей 66 копеек, 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек, 50:46:0010201:506 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек.
При расчете кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области использовалось распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Согласно указанному распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 определена в размере 138 170 847 рублей 77 копеек.
Согласно приложению N 2 к указанному распоряжению, раздел N 33 "Средние взвешенные по площади значения удельных показателей кадастровой стоимости земель городской округ Электросталь" для кадастрового квартала 50:46:0010201 для 3 группы видом разрешенного использования "для использования гаражей и автостоянок" установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3 295 рублей 51 копеек, для 9 группы видов разрешенного использования "под промышленными объектами" установлен удельный показатель кадастровой стоимости 893 рублей 398 копеек.
Полагая, что при расчете кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 ответчиками был неверно избран вид разрешенного использования земельного участка, соответственно был применен неправильный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 и образованных из него путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 снят с государственного кадастрового учета 14.01.2013.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 указанного выше Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Пунктом 1 и 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (правопреемник - Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии), целью проведения оценки является определение кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 за N 9370 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Так, пункту 1.2.3 соответствует разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, пункту 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В соответствии с пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации) определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, являющимся приложением к приказу Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Технические рекомендации дают следующую расшифровку Типового перечня видов разрешенного использования: - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок - это земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок - это земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий; земельные участки других промышленных предприятий; земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК); земельные участки объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13 настоящего Перечня); земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; земельные участки кладбищ, крематориев; земельные участки баз и складов; земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из представленного в материалы дела устава следует, что предметом деятельности общества является перевозка грузов и транспортно - экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, населения; ремонт и обслуживание подвижного состава, узлов и агрегатов автомобилей предприятий, организаций, населения; производство и приобретение запасных частей, агрегатов и узлов для автомобилей предприятий, организации, населения; изготовление не стандартизированного оборудования для проведения ремонтных работ автомобилей и др. (том 1, л.д. 15-19).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.03.2012 N Мо-12/ЗВ-186642 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 имел площадь 41927 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта.
На земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76 находились объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, здание склада ГСМ площадью 37 кв. м, оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:500, здание автогаража с пристроенной механизированной мойкой площадью 4872 кв. м оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:501, производственно-складские и бытовые помещения площадью 967 кв. м оказались на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:502, здание административно-бытового корпуса площадью 1229 кв. м оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:503.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 снят с государственного кадастрового учета 14.01.2013, то есть до предъявления рассматриваемого иска, сведения о нем в ГКН ликвидированы.
Исключение сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76 из государственного кадастра недвижимости свидетельствует о том, что орган кадастрового учета в случае установления судом кадастровой стоимости такого земельного участка не сможет внести сведения о такой стоимости в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости данных о таком земельном участке.
Частью 2 статьи 25 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
На основании статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок до предъявления рассматриваемого иска, снят с кадастрового учета, сведения о нем в ГКН ликвидированы, не имелось оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76.
Таким образом, удовлетворение заявленного иска не приведет к восстановлению прав общества, которые оно считает нарушенными.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, ссылка общества на необходимость признания недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, исключения из сведений об УПКС земельного участка в размере 3 295 рублей 51 копеек за 1 кв. м и рассчитанную по данному по данному показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в размере 138 170 848 рублей, внесения изменений в сведения о земельном участке в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в размере 893 рублей 38 копеек отклоняется судебной коллегией, поскольку спорный земельный участок до предъявления рассматриваемого иска, снят с кадастрового учета, сведения о нем в ГКН ликвидированы.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 рассчитана путем умножения площади вновь образованных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, равный 3 295 рублей 51 копеек.
Поскольку установлено неверное применение размера удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в связи с ошибочным отнесением земельного участка к иной группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 является недостоверной и подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости, то есть с 12.11.2012 по 31.12.2013, то есть до момента внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013.
При расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 должен быть применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. Кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 893 рублей 38 копеек.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден план-график наделения федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Во исполнение вышеуказанного Приказа Росреестра полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата".
В соответствии с пунктом 1 приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик": с 01.03.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к Управлению Росреестра по Московской области.
Утверждение Министерства имущественных отношений о том, что на момент рассмотрения спора предмет и период реализации права установления кадастровой стоимости в размере рыночной установленной распоряжением 23.12.2009 N 121-РМ был утрачен, в связи с вступлением в силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ отклоняется судебной коллегией.
В данном случае удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорных земельных участков определены судом применительно к 9 группе видов разрешенного использования "под промышленными объектами" с момента внесения недостоверной записи в государственный кадастр недвижимости 12.11.2012 по 31.12.2013 - даты внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2014 года по делу N А41-58538/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-58538/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. по делу N А41-58538/13
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" -
Толоконников А.В. генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ от 27.08.2013 N 05-ТКС, представитель Мухоид Н.Ф. по доверенности от 15.08.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Бадмаев С.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 211-Д,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования по Московской области, от Администрации городского округа Электросталь - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета имущественных отношений города Электросталь Московской области представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, закрытого акционерного общества "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2014 по делу N А41-58538/13, принятое судьей А.С. Шайдуллиной, заявлению закрытого акционерного общества "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об изменении кадастровой стоимости земельного участка на рыночную,
установил:
закрытое акционерное общество "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, а следовательно и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, определенную в соответствии со значением удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок и распространение кадастровой оценки на вновь образованные участки путем разделения существующего с кадастровыми номерами 50:46:0010201:500-50:46:0010201:506"; об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения, выразившиеся в применении удельного показателя кадастровой стоимости "земли, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 площадью 41927 кв. м, путем применения удельного показателя 893,38 руб. за 1 кв. м, соответствующий виду разрешенного использования N 9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Так применить УПКС в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м при кадастровой оценке вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500-50:46:0010201:506.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2014 по делу N А41-58538/13 исковые требования удовлетворены частично. Признано недостоверными результаты кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 в размере 3295,51 руб. за 1 кв. м и, рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500 в размере 75 701 160 рублей 21 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:501 в размере 17 393 701 рублей 78 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:502 в размере 3 661 311 рублей 61 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; - 50:46:0010201:503 в размере 4 442 347 рублей 48 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:504 в размере 8 456 278 рублей 66 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013; 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек в период с 12.11.2012 по 31.12.2013. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в период с 12.11.2012 по 31.12.2013 в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 удельный показатель кадастровой стоимости в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. Суд обязал Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в период с 12.11.2012 по 31.12.2013 кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, рассчитанную на основании удельного показателя кадастровой стоимости, в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В иске к Управлению Росреестра по Московской области отказано (том 3, л.д. 109-118).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области, общество обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами в которых просили решение от 22.04.2014 отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства экологии и природопользования по Московской области, Администрации городского округа Электросталь, Комитета имущественных отношений города Электросталь Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение изменить в части отказа в удовлетворении требования по земельному участку с кадастровым номером 50:46:0010201:76, удовлетворить требования в данной части; возражали против удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области оставил рассмотрение апелляционной жалобы министерства на усмотрение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы общества просил отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционных жалоб в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2009 следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 (том 1, л.д. 29).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.03.2012 г. N Мо-12/ЗВ-186642 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 имел площадь 41927 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 3295 рублей 51 копеек, кадастровая стоимость определена в размере 138 170 847 рублей 77 копеек.
Согласно решению ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 27.12.2013 N МО-13/РКФ-690947 отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета 14.01.2013 (том 1, л.д. 139).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-8 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что из земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506.
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-4 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:500 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/050/2012-409 (том 1, л.д. 112).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647398 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:500 имеет площадь 22971 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 34 442 717 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 108).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-2 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:501 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/056/2012-110 (том 1, л.д. 116).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647324 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:501 имеет площадь 1111 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 1 665 833 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 113).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-3 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:502 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/055/2012-139 (том 1, л.д. 121).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647324 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:502 имеет площадь 1111 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 1 665 833 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 117).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-7 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:503 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/054/2012-179.
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647338 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:503 имеет площадь 1348 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 2 021 191 рублей 20 копеек (том 1, л.д. 122).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-5 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:504 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/056/2012-115 (том 1, л.д. 129).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647376 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:504 имеет площадь 2566 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 3 847 460 рублей 40 копеек (том 1, л.д. 127).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-6 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:505 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/050/2012-411 (том 1, л.д. 134).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647351 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:505 имеет площадь 2787 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 4 178 827 рублей 80 копеек (том 1, л.д. 130).
Согласно выписке из ЕГРП от 26.12.2013 N 46/038/2013-9 земельный участок кадастровым номером 50:46:0010201:506 принадлежит на праве собственности истцу, регистрационная запись от 27.12.2012 N 50-50-46/055/2012-141 (том 1, л.д. 138а).
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2012 N Мо-12/ЗВ-1647309 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:506 имеет площадь 5864 кв. м, местоположение: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, кадастровая стоимость определена в размере 8 792 481 рублей 60 копеек (том 1, л.д. 135).
Из материалов дела следует, что указанная кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана на основании среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ.
До издания распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, была утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.11.2012, и рассчитана на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3295 рублей 51 копеек: 50:46:0010201:500 в размере 75 701 160 рублей 21 копеек, 50:46:0010201:501 в размере 17 393 701 рублей 78 копеек, 50:46:0010201:502 в размере 3 661 311 рублей 61 копеек, 50:46:0010201:503 в размере 4 442 347 рублей 48 копеек, 50:46:0010201:504 в размере 8 456 278 рублей 66 копеек, 50:46:0010201:505 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек, 50:46:0010201:506 в размере 19 324 870 рублей 64 копеек.
При расчете кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области использовалось распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Согласно указанному распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 определена в размере 138 170 847 рублей 77 копеек.
Согласно приложению N 2 к указанному распоряжению, раздел N 33 "Средние взвешенные по площади значения удельных показателей кадастровой стоимости земель городской округ Электросталь" для кадастрового квартала 50:46:0010201 для 3 группы видом разрешенного использования "для использования гаражей и автостоянок" установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3 295 рублей 51 копеек, для 9 группы видов разрешенного использования "под промышленными объектами" установлен удельный показатель кадастровой стоимости 893 рублей 398 копеек.
Полагая, что при расчете кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 ответчиками был неверно избран вид разрешенного использования земельного участка, соответственно был применен неправильный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 и образованных из него путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами: 50:46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 снят с государственного кадастрового учета 14.01.2013.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 указанного выше Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Пунктом 1 и 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (правопреемник - Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии), целью проведения оценки является определение кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 за N 9370 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Так, пункту 1.2.3 соответствует разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, пункту 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В соответствии с пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации) определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, являющимся приложением к приказу Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Технические рекомендации дают следующую расшифровку Типового перечня видов разрешенного использования: - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок - это земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок - это земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий; земельные участки других промышленных предприятий; земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК); земельные участки объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13 настоящего Перечня); земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; земельные участки кладбищ, крематориев; земельные участки баз и складов; земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из представленного в материалы дела устава следует, что предметом деятельности общества является перевозка грузов и транспортно - экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, населения; ремонт и обслуживание подвижного состава, узлов и агрегатов автомобилей предприятий, организаций, населения; производство и приобретение запасных частей, агрегатов и узлов для автомобилей предприятий, организации, населения; изготовление не стандартизированного оборудования для проведения ремонтных работ автомобилей и др. (том 1, л.д. 15-19).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.03.2012 N Мо-12/ЗВ-186642 земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 имел площадь 41927 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., г. Электросталь, ул. Красная, д. 15, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта.
На земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76 находились объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, здание склада ГСМ площадью 37 кв. м, оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:500, здание автогаража с пристроенной механизированной мойкой площадью 4872 кв. м оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:501, производственно-складские и бытовые помещения площадью 967 кв. м оказались на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:502, здание административно-бытового корпуса площадью 1229 кв. м оказалось на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:503.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:46:0010201:76 снят с государственного кадастрового учета 14.01.2013, то есть до предъявления рассматриваемого иска, сведения о нем в ГКН ликвидированы.
Исключение сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76 из государственного кадастра недвижимости свидетельствует о том, что орган кадастрового учета в случае установления судом кадастровой стоимости такого земельного участка не сможет внести сведения о такой стоимости в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости данных о таком земельном участке.
Частью 2 статьи 25 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
На основании статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок до предъявления рассматриваемого иска, снят с кадастрового учета, сведения о нем в ГКН ликвидированы, не имелось оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:76.
Таким образом, удовлетворение заявленного иска не приведет к восстановлению прав общества, которые оно считает нарушенными.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, ссылка общества на необходимость признания недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, исключения из сведений об УПКС земельного участка в размере 3 295 рублей 51 копеек за 1 кв. м и рассчитанную по данному по данному показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в размере 138 170 848 рублей, внесения изменений в сведения о земельном участке в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в размере 893 рублей 38 копеек отклоняется судебной коллегией, поскольку спорный земельный участок до предъявления рассматриваемого иска, снят с кадастрового учета, сведения о нем в ГКН ликвидированы.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 рассчитана путем умножения площади вновь образованных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76, равный 3 295 рублей 51 копеек.
Поскольку установлено неверное применение размера удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 50:46:0010201:76 в связи с ошибочным отнесением земельного участка к иной группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 является недостоверной и подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости, то есть с 12.11.2012 по 31.12.2013, то есть до момента внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013.
При расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50: 46:0010201:500, 50:46:0010201:501, 50:46:0010201:502, 50:46:0010201:503, 50:46:0010201:504, 50:46:0010201:505, 50:46:0010201:506 должен быть применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 893 рублей 38 копеек за 1 кв. м. Кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 893 рублей 38 копеек.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден план-график наделения федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Во исполнение вышеуказанного Приказа Росреестра полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата".
В соответствии с пунктом 1 приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик": с 01.03.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к Управлению Росреестра по Московской области.
Утверждение Министерства имущественных отношений о том, что на момент рассмотрения спора предмет и период реализации права установления кадастровой стоимости в размере рыночной установленной распоряжением 23.12.2009 N 121-РМ был утрачен, в связи с вступлением в силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ отклоняется судебной коллегией.
В данном случае удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорных земельных участков определены судом применительно к 9 группе видов разрешенного использования "под промышленными объектами" с момента внесения недостоверной записи в государственный кадастр недвижимости 12.11.2012 по 31.12.2013 - даты внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2014 года по делу N А41-58538/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)