Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" Шмелева А.В. по доверенности от 01.03.2013, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. по доверенности от 27.12.2013 N 47-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу А66-2703/2013 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) и Правительство Тверской области (далее - Правительство) обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу N А66-2703/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" (ОГРН 1086952006063; далее - Общество, ООО "Мегалюкс") к Министерству о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка Обществу и о возложении на Министерство обязанности в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора земельного участка, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования о предмете спора: администрации города Твери (далее - Администрация), Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери.
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании с решением суда не согласны. Полагают, что в соответствии с нормой статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации право выбора способа предоставления земельного участка под строительство принадлежит уполномоченному органу. Считают, что само по себе обращение гражданина или юридического лица за предоставлением земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не является безусловным основанием для предоставления земельного участка. Также полагают, что обоснованное предложение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении. Считают, что в силу того, что Обществом испрашивается часть земельного участка, ранее сформированного, спорный земельный участок не может быть предоставлен по процедуре с предварительным согласованием. Указывают на непредставление Обществом доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Правительство в апелляционной жалобе с решением суда не согласно. Со ссылкой на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что Министерство как уполномоченный орган вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного земельного участка действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Также как и Министерство указывает, что Обществом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением.
Администрация в отзыве на апелляционные жалобы Министерства и Правительства с доводами, изложенными в них согласна, решение суда считает подлежащим отмене.
Общество в возражениях на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании с доводами Министерства и Правительства не согласны. Считают, что вывод Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не соответствует фактическим обстоятельствам, а именно не соответствует видам разрешенного использования для данной зоны застройки. Указывают, что особенности владения, пользования и распоряжения Министерством как органом, уполномоченным собственником на распоряжение спорным земельным участком, в том числе и свобода осуществления данных полномочий, в данном случае устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации.
Правительство, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Министерства и Общества, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Общество 07.04.2011 обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (после реорганизации - Министерство: Постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп) с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, кадастровый номер квартала 69:40:0200045 под строительство магазина, площадью 15 - 20 соток, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (том 1, лист 18).
Заявление Общества было рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, которой принято решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1, листы 47 - 49), так как испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки. Испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ж-4 - зона многоквартирных жилых домов 4 - 12 этажей, по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
С учетом решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области (далее - Межведомственная комиссия) Министерством принято решение об отказе в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство, выраженное в письме от 29.11.2012 N 18740-09 (том 1, лист 19).
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны недействительным при одновременном наличии двух условий: если такие акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 указанного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 указанного Кодекса.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка, в силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь осуществляет в установленном порядке комитет по управлению имуществом Тверской области (после реорганизации - Министерство).
Постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления протокола заседания Межведомственной комиссии принимает одно из следующих решений:
а) о направлении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления;
б) об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При принятии решения Министерство учитывает предложения Межведомственной комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
Согласно пункту 2.15 Порядка Министерство в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.13 указанного Порядка, направляет заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 19.01.2012 N 1944 о взаимодействии между Правительством Тверской области и администрацией города Твери выбор земельного участка по обращению Министерства обеспечивает Администрация.
Как следует из материалов дела, решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1, листы 47 - 49) было обосновано тем, что испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки. Испрашиваемый земельный участок согласно карте градостроительного зонирования (том 1, лист 103, том 2, лист 25) Временных Правил землепользования и застройки г. Твери (Решение Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71) относится к зоне Ж-4 - зона многоквартирных жилых домов 4 - 12 этажей, по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
Между тем согласно статье 31 Временных Правил землепользования и застройки г. Твери в зоне многоквартирных жилых домов предусмотрено разрешенное использование в том числе под объекты торговли в соответствии с нормами градостроительного проектирования.
Согласно фрагменту основного чертежа Генерального плана г. Твери (том 2, лист 24) испрашиваемый земельный участок относится к жилой функциональной зоне многоэтажной застройки (до 16 этажа). При этом согласно пункту 2.1.3 Генерального плана г. Твери в составе жилой зоны в том числе предусмотрено размещение учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения микрорайонного уровня. Документация по планировке территории не разрабатывалась.
Довод Министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей с охранными зонами правомерно не принят судом первой инстанции в качестве основания нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка, так как пункт 2 статьи 31 ЗК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Охранные зоны устанавливаются также актом выбора. При этом согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ к акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Без схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора по представленным Министерством и третьими лицами документам (том 2, листы 62, 63, 64) с учетом представленных сторонами фотографий (том 2, листы 13 - 16, листы 123 - 131) невозможно сделать однозначный вывод о том, что именно по выбранному земельному участку будут проходить инженерные сети с охранными зонами.
Никаких других факторов нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка, кроме указанных выше, Межведомственной комиссией в протоколе при вынесении решения о нецелесообразности не названо.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что вывод о несоответствии испрашиваемой цели земельного участка зоне застройки противоречит нормам Временных правил землепользования и застройки г. Твери и Генеральному плану г. Твери.
В связи с этим довод апелляционных жалоб о том, что в данном случае обоснованное предложение Межведомственной комиссии о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении отклоняется апелляционным судом.
Министерство в соответствии с пунктами 2.13 и 2.15 Порядка должно было направить заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
Градостроительная документация о застройке на испрашиваемый земельный участок не разработана, что не оспаривается сторонами и третьими лицами, то есть, оснований для отказа по пункту 11 статьи 30 ЗК РФ нет.
Таким образом, Министерством нарушена процедура осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности осуществления выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
Довод подателей жалобы о невозможности предоставления спорного земельного участка по процедуре с предварительным согласованием по причине того, что Обществом испрашивается часть земельного участка, ранее сформированного, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200045:21 согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРКК по Тверской области (том 2 лист 73) были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании неутвержденных материалов инвентаризации земель по г. Твери.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК РФ, варианты выбора земельного участка разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участка, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, определенный в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ включает в себя в том числе выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета.
Тем самым принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, не может исключать в дальнейшем процедуру образования согласованного земельного участка с учетом положений статьи 11.9 ЗК РФ.
Невозможность раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200045:21 Министерством не доказана.
Довод Министерства о том, что он как уполномоченный орган вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного земельного участка действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, отклоняется апелляционным судом как основанный на ошибочном толковании норм права.
В силу положений пункта 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Таким образом, произвольное решение уполномоченным органом вопроса о возможности предоставления земельного участка тем или иным способом противоречит требованиям земельного законодательства Российской Федерации. В предоставлении земельного участка тем или иным способом может быть отказано лишь при наличии на то законных оснований, которых, с учетом обозначенного выше, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, несоблюдение Министерством процедуры осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, которое вправе ожидать от уполномоченного органа соблюдения установленного законом порядка предоставления земельного участка.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу N А66-2703/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2014 ПО ДЕЛУ N А66-2703/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. по делу N А66-2703/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" Шмелева А.В. по доверенности от 01.03.2013, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. по доверенности от 27.12.2013 N 47-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу А66-2703/2013 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) и Правительство Тверской области (далее - Правительство) обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу N А66-2703/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" (ОГРН 1086952006063; далее - Общество, ООО "Мегалюкс") к Министерству о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка Обществу и о возложении на Министерство обязанности в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора земельного участка, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования о предмете спора: администрации города Твери (далее - Администрация), Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери.
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании с решением суда не согласны. Полагают, что в соответствии с нормой статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации право выбора способа предоставления земельного участка под строительство принадлежит уполномоченному органу. Считают, что само по себе обращение гражданина или юридического лица за предоставлением земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не является безусловным основанием для предоставления земельного участка. Также полагают, что обоснованное предложение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении. Считают, что в силу того, что Обществом испрашивается часть земельного участка, ранее сформированного, спорный земельный участок не может быть предоставлен по процедуре с предварительным согласованием. Указывают на непредставление Обществом доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Правительство в апелляционной жалобе с решением суда не согласно. Со ссылкой на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что Министерство как уполномоченный орган вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного земельного участка действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Также как и Министерство указывает, что Обществом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением.
Администрация в отзыве на апелляционные жалобы Министерства и Правительства с доводами, изложенными в них согласна, решение суда считает подлежащим отмене.
Общество в возражениях на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании с доводами Министерства и Правительства не согласны. Считают, что вывод Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не соответствует фактическим обстоятельствам, а именно не соответствует видам разрешенного использования для данной зоны застройки. Указывают, что особенности владения, пользования и распоряжения Министерством как органом, уполномоченным собственником на распоряжение спорным земельным участком, в том числе и свобода осуществления данных полномочий, в данном случае устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации.
Правительство, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Министерства и Общества, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Общество 07.04.2011 обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (после реорганизации - Министерство: Постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп) с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, кадастровый номер квартала 69:40:0200045 под строительство магазина, площадью 15 - 20 соток, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (том 1, лист 18).
Заявление Общества было рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, которой принято решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1, листы 47 - 49), так как испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки. Испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ж-4 - зона многоквартирных жилых домов 4 - 12 этажей, по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
С учетом решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области (далее - Межведомственная комиссия) Министерством принято решение об отказе в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство, выраженное в письме от 29.11.2012 N 18740-09 (том 1, лист 19).
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны недействительным при одновременном наличии двух условий: если такие акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 указанного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 указанного Кодекса.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка, в силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь осуществляет в установленном порядке комитет по управлению имуществом Тверской области (после реорганизации - Министерство).
Постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления протокола заседания Межведомственной комиссии принимает одно из следующих решений:
а) о направлении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления;
б) об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При принятии решения Министерство учитывает предложения Межведомственной комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
Согласно пункту 2.15 Порядка Министерство в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.13 указанного Порядка, направляет заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 19.01.2012 N 1944 о взаимодействии между Правительством Тверской области и администрацией города Твери выбор земельного участка по обращению Министерства обеспечивает Администрация.
Как следует из материалов дела, решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1, листы 47 - 49) было обосновано тем, что испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки. Испрашиваемый земельный участок согласно карте градостроительного зонирования (том 1, лист 103, том 2, лист 25) Временных Правил землепользования и застройки г. Твери (Решение Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71) относится к зоне Ж-4 - зона многоквартирных жилых домов 4 - 12 этажей, по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
Между тем согласно статье 31 Временных Правил землепользования и застройки г. Твери в зоне многоквартирных жилых домов предусмотрено разрешенное использование в том числе под объекты торговли в соответствии с нормами градостроительного проектирования.
Согласно фрагменту основного чертежа Генерального плана г. Твери (том 2, лист 24) испрашиваемый земельный участок относится к жилой функциональной зоне многоэтажной застройки (до 16 этажа). При этом согласно пункту 2.1.3 Генерального плана г. Твери в составе жилой зоны в том числе предусмотрено размещение учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения микрорайонного уровня. Документация по планировке территории не разрабатывалась.
Довод Министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей с охранными зонами правомерно не принят судом первой инстанции в качестве основания нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка, так как пункт 2 статьи 31 ЗК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Охранные зоны устанавливаются также актом выбора. При этом согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ к акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Без схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора по представленным Министерством и третьими лицами документам (том 2, листы 62, 63, 64) с учетом представленных сторонами фотографий (том 2, листы 13 - 16, листы 123 - 131) невозможно сделать однозначный вывод о том, что именно по выбранному земельному участку будут проходить инженерные сети с охранными зонами.
Никаких других факторов нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка, кроме указанных выше, Межведомственной комиссией в протоколе при вынесении решения о нецелесообразности не названо.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что вывод о несоответствии испрашиваемой цели земельного участка зоне застройки противоречит нормам Временных правил землепользования и застройки г. Твери и Генеральному плану г. Твери.
В связи с этим довод апелляционных жалоб о том, что в данном случае обоснованное предложение Межведомственной комиссии о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении отклоняется апелляционным судом.
Министерство в соответствии с пунктами 2.13 и 2.15 Порядка должно было направить заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
Градостроительная документация о застройке на испрашиваемый земельный участок не разработана, что не оспаривается сторонами и третьими лицами, то есть, оснований для отказа по пункту 11 статьи 30 ЗК РФ нет.
Таким образом, Министерством нарушена процедура осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности осуществления выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
Довод подателей жалобы о невозможности предоставления спорного земельного участка по процедуре с предварительным согласованием по причине того, что Обществом испрашивается часть земельного участка, ранее сформированного, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200045:21 согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРКК по Тверской области (том 2 лист 73) были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании неутвержденных материалов инвентаризации земель по г. Твери.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК РФ, варианты выбора земельного участка разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участка, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, определенный в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ включает в себя в том числе выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета.
Тем самым принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, не может исключать в дальнейшем процедуру образования согласованного земельного участка с учетом положений статьи 11.9 ЗК РФ.
Невозможность раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200045:21 Министерством не доказана.
Довод Министерства о том, что он как уполномоченный орган вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного земельного участка действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, отклоняется апелляционным судом как основанный на ошибочном толковании норм права.
В силу положений пункта 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Таким образом, произвольное решение уполномоченным органом вопроса о возможности предоставления земельного участка тем или иным способом противоречит требованиям земельного законодательства Российской Федерации. В предоставлении земельного участка тем или иным способом может быть отказано лишь при наличии на то законных оснований, которых, с учетом обозначенного выше, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, несоблюдение Министерством процедуры осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, которое вправе ожидать от уполномоченного органа соблюдения установленного законом порядка предоставления земельного участка.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 4 декабря 2013 года по делу N А66-2703/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)