Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-3744/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, город Тюмень, улица Московский тракт, 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) об оспаривании распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок", Медведева Н.В., Продан М.М.
В заседании принял участие представитель администрации Тюменского муниципального района: Антипин Е.В. по доверенности от 28.04.2014 N 33.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тюменской области, управление) обратилось с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010.
Определениями от 17.04.2014, от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок" (далее - СНТ "Сапожок"), а также граждане Медведева Наталья Валерьевна (далее - Медведева Н.В.), Продан Мария Михайловна (далее - Продан М.М.).
Решением от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Тюменской области просит обозначенные решение и постановление суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела карты-схемы месторасположения и границ лесного участка с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, свидетельствующей о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации. Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.
В письменном отзыве Департамент выразил согласие с доводами жалобы и мнением о доказанности факта расположения спорного участка в границах участка лесного фонда.
В судебном заседании представитель администрации поддержал соответствующие возражения, изложенные в письменном отзыве.
Учитывая надлежащее извещение заявителя и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, жалоба рассматривается в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, распоряжением администрации Марченко Ю.Н. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13.
Департаментом в рамках полномочий, указанных в статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлен выезд на местность, проверка на месте и сопоставление с материалами лесоустройства. По результатам этого письмом от 30.12.2013 управление информировано о нарушении права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда. Департаментом подготовлена и предоставлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54 выдел 1,2,3.
По мнению заявителя, указанной картой-схемой подтверждается факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 на земли лесного фонда - участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Считая, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, заявитель обратился с заявлением о признании недействительным указанного выше распоряжения администрации.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что ТУ Росимущества в Тюменской области не представлено доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка, предоставленного оспариваемым распоряжением, в земли лесного фонда.
На основании части 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) было указано на возможность устранения возникшего наложения границ путем уточнения органом кадастрового учета местоположения условных границ ранее учтенного земельного участка либо посредством разрешения спора об установлении границ смежных земельных участков.
Кассационная инстанция считает выводы судов соответствующими нормам права и материалам дела.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:877, общей площадью 593 600 000 кв. м является собственностью Российской Федерации, сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно. В свою очередь границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, предоставленного оспариваемым распоряжением в аренду Марченко Ю.Н., определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства и огородничества и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Выводы судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 18.01.2013, является ранее учтенным лесным участком, идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся, соответствует нормам права (пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 1 статьи 45, части 6 статьи 47, части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ).
Довод заявителя о допустимости такого доказательства как карта-схема местоположения и границ лесного участка в границах выделов, совмещенная с информацией ГКН, судом отклоняется как несостоятельный. Соответствующий документ, как и карта-схема предоставленная департаментом, лишь фиксирует обозначенное наложение и сам по себе не может опровергнуть официальные данные кадастра в части спорного участка, предоставленного гражданину.
Кроме того, по результатам рассмотрения спора правильно отмечена несопоставимость методов определения границ указанного лесного и спорного земельных участков (геодезического и картометрического).
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет.
Кассационная жалоба ТУ Росимущества в Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3744/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2015 N Ф04-15605/2015 ПО ДЕЛУ N А70-3744/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А70-3744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-3744/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, город Тюмень, улица Московский тракт, 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) об оспаривании распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок", Медведева Н.В., Продан М.М.
В заседании принял участие представитель администрации Тюменского муниципального района: Антипин Е.В. по доверенности от 28.04.2014 N 33.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тюменской области, управление) обратилось с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010.
Определениями от 17.04.2014, от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок" (далее - СНТ "Сапожок"), а также граждане Медведева Наталья Валерьевна (далее - Медведева Н.В.), Продан Мария Михайловна (далее - Продан М.М.).
Решением от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Тюменской области просит обозначенные решение и постановление суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела карты-схемы месторасположения и границ лесного участка с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, свидетельствующей о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации. Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.
В письменном отзыве Департамент выразил согласие с доводами жалобы и мнением о доказанности факта расположения спорного участка в границах участка лесного фонда.
В судебном заседании представитель администрации поддержал соответствующие возражения, изложенные в письменном отзыве.
Учитывая надлежащее извещение заявителя и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, жалоба рассматривается в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, распоряжением администрации Марченко Ю.Н. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13.
Департаментом в рамках полномочий, указанных в статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлен выезд на местность, проверка на месте и сопоставление с материалами лесоустройства. По результатам этого письмом от 30.12.2013 управление информировано о нарушении права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда. Департаментом подготовлена и предоставлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54 выдел 1,2,3.
По мнению заявителя, указанной картой-схемой подтверждается факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 на земли лесного фонда - участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Считая, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, заявитель обратился с заявлением о признании недействительным указанного выше распоряжения администрации.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что ТУ Росимущества в Тюменской области не представлено доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка, предоставленного оспариваемым распоряжением, в земли лесного фонда.
На основании части 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) было указано на возможность устранения возникшего наложения границ путем уточнения органом кадастрового учета местоположения условных границ ранее учтенного земельного участка либо посредством разрешения спора об установлении границ смежных земельных участков.
Кассационная инстанция считает выводы судов соответствующими нормам права и материалам дела.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:877, общей площадью 593 600 000 кв. м является собственностью Российской Федерации, сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно. В свою очередь границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, предоставленного оспариваемым распоряжением в аренду Марченко Ю.Н., определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства и огородничества и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Выводы судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 18.01.2013, является ранее учтенным лесным участком, идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся, соответствует нормам права (пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 1 статьи 45, части 6 статьи 47, части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ).
Довод заявителя о допустимости такого доказательства как карта-схема местоположения и границ лесного участка в границах выделов, совмещенная с информацией ГКН, судом отклоняется как несостоятельный. Соответствующий документ, как и карта-схема предоставленная департаментом, лишь фиксирует обозначенное наложение и сам по себе не может опровергнуть официальные данные кадастра в части спорного участка, предоставленного гражданину.
Кроме того, по результатам рассмотрения спора правильно отмечена несопоставимость методов определения границ указанного лесного и спорного земельных участков (геодезического и картометрического).
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет.
Кассационная жалоба ТУ Росимущества в Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 05.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3744/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)