Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.04.2015 N 53-АПГ15-2

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявители ссылаются на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость участка, установленную в отчете, в связи с чем нарушаются их права и законные интересы как арендаторов, поскольку кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер арендной платы, уплачиваемой по договору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. N 53-АПГ15-2


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селина А.В., Селина Д.В. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Правительству Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 20 ноября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Селин А.В. и Селин Д.В. обратились в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, правый берег Красноярского водохранилища, 10 км от плотины, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для эксплуатации базы отдыха (далее - земельный участок), по состоянию на 1 января 2009 г. в размере его рыночной стоимости в сумме <...> рублей.
Обосновывая требования, заявители указали, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> рублей <...> копеек и значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в отчете N 57/14 об определении стоимости, составленном обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки и технической экспертизы объектов недвижимости" 4 августа 2014 г., в связи с чем нарушаются их права и законные интересы как арендаторов, поскольку кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер арендной платы, уплачиваемой по договору аренды от 28 февраля 2012 г. N 2, заключенному с администрацией г. Дивногорска.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) и Правительство Красноярского края, администрация г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрация г. Дивногорска, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Красноярскому краю, общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков".
Решением Красноярского краевого суда от 20 ноября 2014 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Селиным А.В. и Селиным Д.В. поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Администрацией г. Дивногорска в представленном в материалы дела отзыве поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Селин А.В., Селин Д.В., представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Правительства Красноярского края, администрации г. Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Дивногорска, федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Красноярскому краю, общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 названного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Анализ приведенных предписаний в их системном единстве свидетельствует о том, что физические лица, выступающие в качестве арендаторов земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и осуществляющие арендную плату, размер которой зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости, имеют самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Таким образом, Селин А.В. и Селин Д.В., будучи арендаторами земельного участка, собственником которого является муниципальное образование г. Дивногорск, обладают правом оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2009 г. с применением среднего показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов муниципального образования г. Дивногорска, утвержденного в приложении N 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 8 ноября 2011 г. N 674-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Красноярского края". Соответственно, установление рыночной стоимости участка именно на эту дату позволяет сопоставить оба вида стоимости.
Судебная коллегия полагает вывод суда ошибочным в связи с неправильным применением норм материального права.
Действительно, в силу прямого предписания федерального законодателя, содержащегося в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 поименованного Федерального закона при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания).
Как усматривается из материалов дела, используемый заявителем на праве аренды земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 2 августа 2011 г., сведения о его кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 10 января 2012 г.
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 2 августа 2011 г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Красноярского краевого суда от 20 ноября 2014 г. отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Селина А.В. и Селина Д.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)