Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Волкоморов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Сазоновой О.В.,
судей Гылкэ Д.И.,
Кормильцевой И.И.,
при секретаре судебного заседания Гребенщиковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 февраля 2014 года дело
по заявлению К. об оспаривании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившегося в неопубликовании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка, непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу, обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом <...> Л.
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга 30 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя заявителя К. - Г., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал следующее. <...> он обратился в Администрацию <...> с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером N расположенного в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, для индивидуального жилищного строительства в рамках прав предоставленных п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от <...> Администрация <...> указала ему, что с <...> полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает Министерство по управлению государственным имуществом <...> (далее - МУГИСО), и в этой связи его заявление о предоставлении земельного участка было направлено в данный орган государственной власти для рассмотрения по существу.
Заявитель указывает, что срок для принятия решения МУГИСО по его вопросу истек <...>, однако, в пределах этого срока решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка принято не было, сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка не опубликовано. С учетом этого просил признать незаконным бездействие МУГИСО, выразившееся в неопубликовании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах улиц <...> площадью 810 кв. м, непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу, а также возложить на МУГИСО обязанность устранить допущенное нарушение путем официального опубликования в периодическом печатном издании и на официальном сайте сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка.
Решением суда заявление К. удовлетворено. Признано незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившееся в неопубликовании сообщения о приеме заявления К. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка, в непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу. На Министерство по управлению государственным имуществом <...> возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем официального опубликования сообщения о приеме заявления К. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, с апелляционной жалобой обратился представитель заинтересованного лица МУГИСО Л. Автор жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что требования п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации МУГИСО были выполнены путем принятия решения о необходимости формирования земельного участка и дальнейшем проведении аукциона. Просит решение суда отменить.
Представитель заявителя Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражая против апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Заявитель К., заинтересованные лица МУГИСО, Администрация <...> в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия считает, что решение подлежит изменению в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
<...> К. обратился в Администрацию <...> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. <...> все обращения физических лиц, в том числе и заявление К., поступившие в Администрацию <...> до <...>, решения по которым не были приняты, в соответствии с ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 54-3 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и Соглашения от 17 мая 2012 года "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования <...> направлены в МУГИСО для дальнейшего их рассмотрения.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, имеет кадастровый номер N, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования <...>, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от <...> N, находится в территориальной зоне Ж-2 - зона индивидуальной жилой застройки городского типа, не сформирован, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, свободен от прав третьих лиц. Указанное лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Обращение К. было рассмотрено МУГИСО <...>, заявителю предоставлено решение данного органа исполнительной власти за N. В решении МУГИСО содержится указание на то, что комиссией Министерства по управлению государственным имуществом <...> по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городе Екатеринбурге, принято решение о проведении мероприятий, связанных с формированием земельного участка в целях предоставления на аукционе; информация о проведении аукциона будет размещена на официальном сайте в сети "Интернет".
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 данной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом <...>, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года N 824-ПП, Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности <...>, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, осуществляющим проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории <...>.
Пунктом 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что к полномочиям Министерства относится принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, в собственность, аренду либо в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам или гражданам, в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 мая 2013 года N 570 утвержден Административный регламент Министерства по управлению государственным имуществом <...> по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, под индивидуальное жилищное строительство по заявлению физическим лицам (л. д. 25 - 50), в разделе 3 которого указан состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению такой государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.
Организация предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, под индивидуальное жилищное строительство МУГИСО предусмотрена п. 3.1.1. Административного регламента и включает в себя следующие административные процедуры:
- прием от заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- анализ представленных документов;
- публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
- проведение работ по формированию земельного участка; изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- подготовка, согласование и издание приказа Министерства по управлению государственным имуществом <...> о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - подготовка договора аренды;
- выдача заявителю документов.
В соответствии с пунктом 3.2. Административного регламента основанием для начала административных действий для принятия решения о предоставлении земельного участка является обращение заявителя о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3.2.5. Административного регламента результатом настоящей административной процедуры является подготовка соответствующего заключения об отказе в предоставлении государственной услуги либо обеспечение выполнения дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом. Последующей административной процедурой согласно Административному регламенту является публикация сообщения о приеме заявлений на испрашиваемый земельный участок (п. 3.3).
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента МУГИСО в двухнедельный срок принимает решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка либо об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка по основаниям, предусмотренным в пункте 2.10.2 Административного регламента. Учитывая, что такого решения принято не было, суд правильно пришел к выводу о незаконном бездействии МУГИСО.
Вместе с тем, суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти. По правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе принимать юридически значимые решения за органы исполнительной власти, если указанные решения были предметом рассмотрения спора в суде. В данном же случае имеет место незаконное бездействие МУГИСО, выразившееся в непринятии такого юридически значимого решения, то есть - в нерассмотрении заявления К. по существу, в связи с чем способом восстановления прав заявителя в данном случае является возложение на уполномоченный орган обязанности рассмотреть по существу указанное заявление. При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно в рамках настоящего спора разрешил вопрос об отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 2.10.2 Административного регламента, и возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем публикации сообщения о приеме заявления К. По указанным основаниям судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 30 сентября 2013 года изменить.
Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления К. от <...> о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <...> обязанность устранить допущенное нарушение прав К. путем рассмотрения заявления по существу.
Председательствующий
О.В.САЗОНОВА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1356/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N 33-1356/2014
Судья Волкоморов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Сазоновой О.В.,
судей Гылкэ Д.И.,
Кормильцевой И.И.,
при секретаре судебного заседания Гребенщиковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 февраля 2014 года дело
по заявлению К. об оспаривании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившегося в неопубликовании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка, непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу, обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом <...> Л.
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга 30 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя заявителя К. - Г., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал следующее. <...> он обратился в Администрацию <...> с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером N расположенного в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, для индивидуального жилищного строительства в рамках прав предоставленных п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от <...> Администрация <...> указала ему, что с <...> полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает Министерство по управлению государственным имуществом <...> (далее - МУГИСО), и в этой связи его заявление о предоставлении земельного участка было направлено в данный орган государственной власти для рассмотрения по существу.
Заявитель указывает, что срок для принятия решения МУГИСО по его вопросу истек <...>, однако, в пределах этого срока решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка принято не было, сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка не опубликовано. С учетом этого просил признать незаконным бездействие МУГИСО, выразившееся в неопубликовании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах улиц <...> площадью 810 кв. м, непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу, а также возложить на МУГИСО обязанность устранить допущенное нарушение путем официального опубликования в периодическом печатном издании и на официальном сайте сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка.
Решением суда заявление К. удовлетворено. Признано незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившееся в неопубликовании сообщения о приеме заявления К. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка, в непринятии решения по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению физическому лицу. На Министерство по управлению государственным имуществом <...> возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем официального опубликования сообщения о приеме заявления К. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, с апелляционной жалобой обратился представитель заинтересованного лица МУГИСО Л. Автор жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что требования п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации МУГИСО были выполнены путем принятия решения о необходимости формирования земельного участка и дальнейшем проведении аукциона. Просит решение суда отменить.
Представитель заявителя Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражая против апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Заявитель К., заинтересованные лица МУГИСО, Администрация <...> в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия считает, что решение подлежит изменению в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
<...> К. обратился в Администрацию <...> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. <...> все обращения физических лиц, в том числе и заявление К., поступившие в Администрацию <...> до <...>, решения по которым не были приняты, в соответствии с ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 54-3 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и Соглашения от 17 мая 2012 года "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования <...> направлены в МУГИСО для дальнейшего их рассмотрения.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в <...> в границах улиц <...>, площадью 810 кв. м, имеет кадастровый номер N, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования <...>, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от <...> N, находится в территориальной зоне Ж-2 - зона индивидуальной жилой застройки городского типа, не сформирован, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, свободен от прав третьих лиц. Указанное лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Обращение К. было рассмотрено МУГИСО <...>, заявителю предоставлено решение данного органа исполнительной власти за N. В решении МУГИСО содержится указание на то, что комиссией Министерства по управлению государственным имуществом <...> по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городе Екатеринбурге, принято решение о проведении мероприятий, связанных с формированием земельного участка в целях предоставления на аукционе; информация о проведении аукциона будет размещена на официальном сайте в сети "Интернет".
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 данной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом <...>, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года N 824-ПП, Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности <...>, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, осуществляющим проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории <...>.
Пунктом 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что к полномочиям Министерства относится принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, в собственность, аренду либо в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам или гражданам, в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 мая 2013 года N 570 утвержден Административный регламент Министерства по управлению государственным имуществом <...> по предоставлению государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, под индивидуальное жилищное строительство по заявлению физическим лицам (л. д. 25 - 50), в разделе 3 которого указан состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению такой государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.
Организация предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром <...>, под индивидуальное жилищное строительство МУГИСО предусмотрена п. 3.1.1. Административного регламента и включает в себя следующие административные процедуры:
- прием от заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- анализ представленных документов;
- публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
- проведение работ по формированию земельного участка; изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- подготовка, согласование и издание приказа Министерства по управлению государственным имуществом <...> о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - подготовка договора аренды;
- выдача заявителю документов.
В соответствии с пунктом 3.2. Административного регламента основанием для начала административных действий для принятия решения о предоставлении земельного участка является обращение заявителя о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3.2.5. Административного регламента результатом настоящей административной процедуры является подготовка соответствующего заключения об отказе в предоставлении государственной услуги либо обеспечение выполнения дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом. Последующей административной процедурой согласно Административному регламенту является публикация сообщения о приеме заявлений на испрашиваемый земельный участок (п. 3.3).
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента МУГИСО в двухнедельный срок принимает решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка либо об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка по основаниям, предусмотренным в пункте 2.10.2 Административного регламента. Учитывая, что такого решения принято не было, суд правильно пришел к выводу о незаконном бездействии МУГИСО.
Вместе с тем, суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти. По правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе принимать юридически значимые решения за органы исполнительной власти, если указанные решения были предметом рассмотрения спора в суде. В данном же случае имеет место незаконное бездействие МУГИСО, выразившееся в непринятии такого юридически значимого решения, то есть - в нерассмотрении заявления К. по существу, в связи с чем способом восстановления прав заявителя в данном случае является возложение на уполномоченный орган обязанности рассмотреть по существу указанное заявление. При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно в рамках настоящего спора разрешил вопрос об отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 2.10.2 Административного регламента, и возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем публикации сообщения о приеме заявления К. По указанным основаниям судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 30 сентября 2013 года изменить.
Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом <...>, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления К. от <...> о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <...> обязанность устранить допущенное нарушение прав К. путем рассмотрения заявления по существу.
Председательствующий
О.В.САЗОНОВА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)