Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 17АП-5275/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26607/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N 17АП-5275/2015-ГК

Дело N А50-26607/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - Зайцев А.Н. (паспорт, доверенность от 19.02.2015),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Чайковского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 марта 2015 года
по делу N А50-26607/2014,
принятое судьей Елизаровой И.В.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Восток" (ОГРН 1105920000295, ИНН 5920033334)
к Администрации Чайковского муниципального района
о признании решения незаконным,

установил:

Дачный потребительский кооператив "Восток" (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Чайковского муниципального района (ответчик) о признании незаконным решения о невозможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:12:0740202:2 площадью 140020 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Чайковский район, территория Большебукорского сельского поселения, БНП Кукарка.
Решением суда от 12.03.2015 (резолютивная часть от 04.03.2015) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 12.03.2015 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на порядок предоставления земельных участков, предусмотренный ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ФЗ N 66-ФЗ). Ответчик считает, что заявителем не обоснован размер испрашиваемого земельного участка, процедура предоставления земельного участка, установленная ФЗ N 66-ФЗ, не соблюдена. Также ответчик считает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, обязав его рассмотреть заявление в порядке ст. 34 ЗК РФ, ссылается на снятие земельного участка с кадастровым номером 59:12:0740202:2 с кадастрового учета, на необходимость привлечения к участию в деле Администрации Большебукорского сельского поселения.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 12.03.2015 без изменения. Заявитель указывает, что дачный потребительский кооператив "Восток" состоит из 37 членов, испрашиваемый земельный участок не превышает предельные размеры, установленные для предоставления садоводам. Заявитель не согласен с необходимостью участия в рассмотрении дела Администрации Большебукорского сельского поселения, считает, что нормы процессуального и материального права применены судом первой инстанции верно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.06.2014 заявитель обратился в Администрацию Большебукорского сельского поселения с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 59:12:0740202, с разрешенным использованием - садоводство, по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Большебукорское сельское поселение.
Постановлением главы Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края от 17.06.2014 N 89 утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 59:12:0740202, из состава земель сельскохозяйственного назначения, в зоне садоводства, общей площадью 140 020 кв. м, с разрешенным использованием - садоводство, расположенного по адресу: Пермский край, Чайковский район, территория Большебукорского сельского поселения, БНП "Кукарка".
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:12:0740202:2.
08.10.2014 заявитель обратился к ответчику заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:12:0740202:2 в аренду на 49 лет.
Письмом N 01/03-09-2092вх от 27.10.2014 ответчик сообщил о невозможности принятия положительного решения, указав на то, что дачный потребительский кооператив "Восток" организован преждевременно, без определения потребности граждан в земельных участках, а также без соблюдения процедуры выбора земельного участка из фонда перераспределения земель.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит закону, заявитель обратился в арбитражный с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что ФЗ N 66-ФЗ не исключает применения общих правил предоставления земельных участков при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу, а также возможности обращения такого объединения с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду ответчиком не доказана.
Указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
Процедура предоставления земельного участка для ведения садоводства была начата заявителем при обращении в Администрацию Большебукорского сельского поселения 05.06.2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 ФЗ N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В статье 13 ФЗ N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 ЗК РФ).
В определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 по делу N А47-10068/2013 сформулирована правовая позиция, согласно которой в правоотношениях, связанных с предоставлением земельного участка для дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями ФЗ N 66-ФЗ. Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований ФЗ N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 ФЗ N 66-ФЗ.
Суду не представлено сведений об учете граждан, учредивших дачный потребительский кооператив "Восток", а также других членов этого кооператива в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков администрацией района.
Согласно протоколу общего собрания от 10.02.2010 на момент создания кооператива в его состав входило три человека. Доказательств утверждения этого списка органом местного самоуправления заявителем не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что расчет площади земельного участка был произведен исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. При этом списочное количество граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства, является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. Именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры кооператива.
Таким образом, соблюдение требований ст. 13 ФЗ N 66-ФЗ при создании дачного потребительского кооператива "Восток" и определении площади испрашиваемого земельного участка материалами дела не подтверждено.
В связи с чем, оснований для вывода о том, что принятое ответчиком решение об отказе в предоставлении земельного участка противоречит закону, у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания принятого ответчиком решения незаконным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, решение суда от 12.03.2015 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2015 года по делу N А50-26607/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)