Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года с участием представителя М. - Л. (по доверенности),
установила:
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ответ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности части объекта к территории общего пользования. Считает, что Департамент неправильно определил местоположение участка, в результате чего Министерство приняло незаконное решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Полагая свои права на приобретение земельного участка нарушенными, М. просила признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, выразившиеся в отнесении части земельного участка, площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования, отраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ N; признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении М. в собственность бесплатно указанного земельного участка; обязать Министерство в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда возобновить рассмотрение ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года заявление М. оставлено без удовлетворения.
М. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения. Ссылается на незаконность нанесения красных линий в том месте, где их отобразил Департамент на выкопировке из планшета.
В суде апелляционной инстанции представитель М. - Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующего в деле лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в настоящее время является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии с п. 2.4 данного Порядка министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство. К заявлению приложила, в том числе, уведомления Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, N об отсутствии сведений о предоставлении М. в период с 1992-1998 гг. каких-либо земельных участков, об отсутствии сведений о предоставлении кому-либо в период с 1992-1998 гг. испрашиваемого земельного участка, а также схему расположения границ земельного участка, составленную кадастровым инженером.
Из представленных в порядке межведомственного взаимодействия сведений Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок N площадью 638 кв. м, по адресу: <адрес>, расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
На основании данной информации Министерство ДД.ММ.ГГГГ отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Согласно ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Факт принадлежности части испрашиваемого заявителем земельного участка к территории общего пользования (проезду) подтверждается представленными в материалы дела выкопировками из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, выполненными в различных масштабах.
В силу ч. 1 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с Положением об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, утвержденным Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 N Д05-01-06/93, исключительные полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в г.о. Самара, содержащей, в числе прочего, информацию о наличии планировочных ограничений в виде красных линий, а также по предоставлению сведений, содержащихся в системе, принадлежат Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии ст. 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Таким образом, установление планировочных ограничений в виде красных линий к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не относится. Красные линии наносятся Департаментом на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, куда последние, в свою очередь, перенесены с топографического материала (планшетов).
Из представленных в материалы дела выкопировок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара усматривается, что красные линии нанесены Департаментом строго по границе территории общего пользования (проезда). Границы испрашиваемого земельного участка в настоящее время выходят за указанные линии, налагаясь тем самым на территорию общего пользования.
Сведений о том, что в отношении данной территории уполномоченным органом принимался проект планировки территории, устанавливающий иные границы территории общего пользования и соответствующие им красные линии, не имеется.
Самовольный вынос забора испрашиваемого земельного участка за границы территории общего пользования о незаконности действий Департамента по нанесению красных линий на основе существующего топографического материала не свидетельствует.
Ссылка заявителя в обоснование своих доводов об отсутствии пересечения границ испрашиваемого земельного участка с красными линиями на схему расположения границ земельного участка, изготовленную кадастровым инженером, является несостоятельной, поскольку такая схема (план) не является предусмотренным действующим законодательством документом градостроительного регулирования, фиксирующим расположение планировочных ограничений на топографической подоснове, содержат исключительно графическое описание земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара, предоставив сведения о том, что часть испрашиваемого М. земельного участка принадлежит к территории общего пользования, действовал законно, в рамках предоставленных полномочий.
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В связи с этим судом правильно указано, что при поступлении информации о принадлежности части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования Министерство имущественных отношений Самарской области обоснованно отказало М. в предоставлении участка в собственность. Оснований для признания действий Министерства незаконным и возложения обязанности возобновить работу по предоставлению земельного участка, у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном нанесении красных противоречат материалам дела. Как указано выше, красные линии нанесены по границе территории общего пользования, а именно по существующему между земельными участками проезду, что подтверждается выкопировками из информационной системы (л.д. 12, 44).
Нанесение Департаментом красных линий по границам территории общего пользования в отсутствие утвержденного проекта планировки территории является правильным, соответствует градостроительному законодательству. В этой связи доводы жалобы о том, что в отношении рассматриваемой территории, решение об утверждении проекта планировки города не принималось, и, следовательно, красные линии не устанавливались, не могут быть приняты во внимание, поскольку о незаконности действий Департамента не свидетельствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено. Отклонение ходатайств заявителя о проведении выездного судебного заседания и о назначении землеустроительной экспертизы таким нарушением не является и к неправильному разрешению дела не привело.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1935/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N 33-1935/2014
Судья Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года с участием представителя М. - Л. (по доверенности),
установила:
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ответ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности части объекта к территории общего пользования. Считает, что Департамент неправильно определил местоположение участка, в результате чего Министерство приняло незаконное решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Полагая свои права на приобретение земельного участка нарушенными, М. просила признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, выразившиеся в отнесении части земельного участка, площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования, отраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ N; признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении М. в собственность бесплатно указанного земельного участка; обязать Министерство в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда возобновить рассмотрение ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года заявление М. оставлено без удовлетворения.
М. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения. Ссылается на незаконность нанесения красных линий в том месте, где их отобразил Департамент на выкопировке из планшета.
В суде апелляционной инстанции представитель М. - Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующего в деле лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в настоящее время является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии с п. 2.4 данного Порядка министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 638 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство. К заявлению приложила, в том числе, уведомления Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, N об отсутствии сведений о предоставлении М. в период с 1992-1998 гг. каких-либо земельных участков, об отсутствии сведений о предоставлении кому-либо в период с 1992-1998 гг. испрашиваемого земельного участка, а также схему расположения границ земельного участка, составленную кадастровым инженером.
Из представленных в порядке межведомственного взаимодействия сведений Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок N площадью 638 кв. м, по адресу: <адрес>, расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
На основании данной информации Министерство ДД.ММ.ГГГГ отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Согласно ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Факт принадлежности части испрашиваемого заявителем земельного участка к территории общего пользования (проезду) подтверждается представленными в материалы дела выкопировками из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, выполненными в различных масштабах.
В силу ч. 1 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с Положением об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, утвержденным Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 N Д05-01-06/93, исключительные полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в г.о. Самара, содержащей, в числе прочего, информацию о наличии планировочных ограничений в виде красных линий, а также по предоставлению сведений, содержащихся в системе, принадлежат Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии ст. 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Таким образом, установление планировочных ограничений в виде красных линий к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не относится. Красные линии наносятся Департаментом на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, куда последние, в свою очередь, перенесены с топографического материала (планшетов).
Из представленных в материалы дела выкопировок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара усматривается, что красные линии нанесены Департаментом строго по границе территории общего пользования (проезда). Границы испрашиваемого земельного участка в настоящее время выходят за указанные линии, налагаясь тем самым на территорию общего пользования.
Сведений о том, что в отношении данной территории уполномоченным органом принимался проект планировки территории, устанавливающий иные границы территории общего пользования и соответствующие им красные линии, не имеется.
Самовольный вынос забора испрашиваемого земельного участка за границы территории общего пользования о незаконности действий Департамента по нанесению красных линий на основе существующего топографического материала не свидетельствует.
Ссылка заявителя в обоснование своих доводов об отсутствии пересечения границ испрашиваемого земельного участка с красными линиями на схему расположения границ земельного участка, изготовленную кадастровым инженером, является несостоятельной, поскольку такая схема (план) не является предусмотренным действующим законодательством документом градостроительного регулирования, фиксирующим расположение планировочных ограничений на топографической подоснове, содержат исключительно графическое описание земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара, предоставив сведения о том, что часть испрашиваемого М. земельного участка принадлежит к территории общего пользования, действовал законно, в рамках предоставленных полномочий.
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В связи с этим судом правильно указано, что при поступлении информации о принадлежности части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования Министерство имущественных отношений Самарской области обоснованно отказало М. в предоставлении участка в собственность. Оснований для признания действий Министерства незаконным и возложения обязанности возобновить работу по предоставлению земельного участка, у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном нанесении красных противоречат материалам дела. Как указано выше, красные линии нанесены по границе территории общего пользования, а именно по существующему между земельными участками проезду, что подтверждается выкопировками из информационной системы (л.д. 12, 44).
Нанесение Департаментом красных линий по границам территории общего пользования в отсутствие утвержденного проекта планировки территории является правильным, соответствует градостроительному законодательству. В этой связи доводы жалобы о том, что в отношении рассматриваемой территории, решение об утверждении проекта планировки города не принималось, и, следовательно, красные линии не устанавливались, не могут быть приняты во внимание, поскольку о незаконности действий Департамента не свидетельствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено. Отклонение ходатайств заявителя о проведении выездного судебного заседания и о назначении землеустроительной экспертизы таким нарушением не является и к неправильному разрешению дела не привело.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)