Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 10АП-12361/2014 ПО ДЕЛУ N А41-43829/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А41-43829/14


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд": Вареник С.В. по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-43829/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вудленд"
к федеральному государственному предприятию "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Ленинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Вудлэнд" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному предприятию "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области, в котором просит:
- - установить по состоянию на 01.01.13 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538, общей площадью 11 696 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Молоковский с/о, д. Мисайлово, уч. 5/1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, в размере рыночной стоимости, равной 43 188 182 рублям;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с момента вступления в силу судебного акта внести рыночную стоимость в размере 43 188 182 рубля по состоянию на 01.01.13 в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538 в государственный кадастр недвижимости;
- - установить по состоянию на 01.01.13 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542, общей площадью 24 279 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Молоковский с/о, д. Мисайлово, уч. 5/1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, в размере рыночной стоимости, равной 71 577 891 рублю;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с момента вступления в силу судебного акта внести рыночную стоимость в размере 71 577 891 рубль по состоянию на 01.01.13 в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542 в государственный кадастр недвижимости;
- - взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области расходы истца по госпошлине (т. 1, л.д. 4 - 7).
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, администрация Ленинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:538, определенная по состоянию на 01.01.13, была установлена в размере, равном рыночной стоимости равной 43 188 182 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:542,, определенная по состоянию на 01.01.13, в размере равном рыночной стоимости равной 71 577 891 рублей; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:538 в размере равном его рыночной стоимости - 43 188 182 рубля, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:542 в размере равном его рыночной стоимости - 71 577 891 рубль; с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в пользу ООО "Вудлэнд" было взыскано 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 147 - 150).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный суд Московской области с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 9 - 11).
Определением от 24 ноября 2014 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-43829/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции, поскольку данное дело в суде первой инстанции было рассмотрено в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (т. 2, л.д. 38).
В силу пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года подлежит отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Вудлэнд" поддержал доводы искового заявления, просил заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела и доводы искового заявления, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Вудлэнд" является собственником земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:21:0060310:538, общей площадью 11 696 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Молоковский с/о, д. Мисайлово, уч. 5/1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки (т. 1, л.д. 32);
- - с кадастровым номером 50:21:0060310:542, общей площадью 24 279 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Молоковский с/о, д. Мисайлово, уч. 5/1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки (т. 1, л.д. 33).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538 от 12.05.14 его кадастровая стоимость составляет 52 934 692 рубля 48 копеек (т. 1, л.д. 34 - 36).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542 согласно кадастровому паспорту от 12.05.14 составляет 109 883 840 рублей 52 копейки (л.д. 37 - 39).
Между тем, согласно отчету ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" N 162/1-э от 05.06.14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538 составляет 43 188 182 рубля, а земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542 - 71 577 891 рубль (т. 1, л.д. 40 - 129).
Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена неверно, ООО "Вудлэнд" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Приложением N 1 (таблица 50) к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" кадастровая стоимость земельных участков истца была установлена в размере:
- - 52 934 692 рубля 48 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538 (строка 19635);
- - 109 883 840 рублей 52 копейки для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542 (строка 19639).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 162/1-э об определении рыночной стоимости земельных участков от 05.06.14, подготовленному ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", и экспертном заключении N 024/2014/Москва от 09.06.14, подготовленном на указанный отчет ООО "Российское общество оценщиков" (т. 1, л.д. 40 - 140).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 162/1-э от 05.06.14 рыночная стоимость земельных участков истца по состоянию на 01.01.13 составляет 43 188 182 рубля для участка с кадастровым номером 50:21:0060310:538 и 71 577 891 рубль для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:542.
Статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчет об оценке, представленный в материалы дела, не оспорен сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, апелляционный суд полагает его надлежащим доказательством по настоящему делу.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ООО "Вудлэнд" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу N А41-43829/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:538, определенную по состоянию на 01.01.13 в размере равном рыночной стоимости равной 43 188 182 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:542, определенную по состоянию на 01.01.13 в размере равном рыночной стоимости равной 71 577 891 рубль.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:538 в размере равном его рыночной стоимости - 43 188 182 рублей, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:2160060310:542 в размере равном его рыночной стоимости - 71 577 891 рубль.
Взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области" в лице филиала по Московской области в пользу ООО "Вудлэнд" 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Председательствующий судья
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)