Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от администрации муниципального образования город Харовск Цивилевой М.С. по доверенности от 09.01.2014, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области по Вологодской области Колпакова В.В. по доверенности от 11.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Харовск на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года по делу N А13-246/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
администрация муниципального образования город Харовск (ОГРН 1053500505520; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области по Вологодской области (далее - ГУ МЧС по Вологодской области, управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5 предписания отделения надзорной деятельности по Харовскому району от 15.11.2013 N 84/1/1 (с учетом уточнения требования, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 4 и 5 оспариваемого предписания и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой администрацией части.
Заслушав пояснения представителей администрации и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностными лицами отделения надзорной деятельности по Харовскому району ГУ МЧС по Вологодской области (далее - ОНД по Харовскому району) на основании распоряжения от 08.10.2013 N 84 в период с 23.10.2013 по 20.11.2013 проведена внеплановая проверка органа местного самоуправления с целью контроля исполнения администрацией ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 27.02.2013 N 11/1/1. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности администрацией, которые зафиксированы в акте проверки от 15.11.2013 N 84.
Начальником ОНД по Харовскому району УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Зайцевым В.С. вынесено предписание от 15.11.2013 N 84/1/1, которым предписано в срок до 01.10.2014 устранить нарушения правил пожарной безопасности, в том числе:
- на естественных водоисточниках реке Кубена (в районе улицы Набережной г. Харовск) и реке Пухманга (в районе улиц Болотная, Вологодская, Вокзальная г. Харовск) для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время (пункты 1 и 2);
- освободить проезды для пожарной техники на пересечении улиц Свободы - Восточная, между домами Ленинградская 19 - Ленинградская 21, ул. Ленинградская 22 а (со стороны ул. Ворошилова) (пункт 4);
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения районы улиц: Чкалова - Горького (д. 2 - 34), Гражданская - Московская, Маяковского - пер. Песчаный, Менжинского - пер. Песчаный, Пролетарская (д. 6 - 16), Герцена (д. 47 - 57), Северная (д. 1 - 15), Железнодорожная (д. 61 - 115), Набережная, Лесная, Центральная (д. 21 - 37), Болотная (д. 8 - 32) - Урицкого, пер. Дорожный (д. 3 - 11), пер. Полярный, пер. Зеленый (пункт 5).
Не согласившись с оспариваемым предписанием в части пунктов 1, 2, 4 и 5, администрация обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой администрацией в апелляционной жалобе части, правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС по Вологодской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования город Харовск невыполнение администрацией г. Харовска возложенных на нее функций, в частности, предусмотренных частью 1 пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1, части 4 статьи 6, статей 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 16, 75, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), пунктов 4.1, 5.1, раздела 9 СП 8.13130.2009.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяет Закон N 69-ФЗ.
В статье 3 Закона N 69-ФЗ определено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 части 1.1 статьи 6 Устава муниципального образования город Харовск, принятого решением Совета города Харовска от 09.08.2005 N 12 (далее - Устав г. Харовска, т. 2, л. 12 - 58).
Согласно статье 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 37 Закона N 131-ФЗ, статьями 33 и 35 Устава г. Харовска администрация города Харовска - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Харовска, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесены создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, разработка и включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно статье 21 Закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В статье 1 Закона N 123-ФЗ указано, что закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения названного закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В силу части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В порядке статьи 65 Закона N 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьей 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
В части 2 названной статьи указано, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В силу пункта 16 ППР, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 75 ППР руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
В пункте 4.1 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009), установлено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
На основании пункта 5.1 СП 8.13130.2009 расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт нарушения администрацией вышеприведенных норм.
Апелляционной инстанцией не принимаются доводы подателя жалобы о том, что оспариваемое предписание (в части пункта 4) неправомерно вынесено в отношении администрации, которая не является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельных участков (ул. Ленинградская 19, 21, 22а).
В силу положений статьи 19 Закона N 69-ФЗ, статей 6, 63, 65 Закона N 123-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления поселения отнесено обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара в соответствии с документами территориального планирования. Реализация полномочий органов местного самоуправления включает в себя решение вопросов организационно-правового обеспечения пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления отнесены к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, которая подразумевает совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
С учетом изложенного, требования пункта 4 оспариваемого предписания управлением правомерно предъявлены к органу местного самоуправления, администрации г. Харовска, что не исключает возможности одновременного предъявления требований к собственникам земельных участков. Органы местного самоуправления должны самостоятельно проводить мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования.
Апелляционной инстанцией отклоняются ссылки подателя жалобы на Генеральный план города Харовска, утвержденный решением Совета муниципального образования город Харовск от 28.09.2012 N 76 (далее - генеральный план, т. 2, л. 82 - 93, 143), которым, по мнению подателя жалобы, подтверждается факт отсутствия препятствий для проезда пожарной техники.
В данном случае управлением при проведении проверки установлен тот факт, что проезд для пожарной техники на спорных улицах не свободен (установлены бетонные блоки), доказательств, опровергающих данное обстоятельство, администрацией в материалы дела не представлено. Тот факт, что в указанном генеральном плане отсутствуют сведения о наличии спорных препятствий для проезда пожарной техники, сам по себе не свидетельствует о данном обстоятельстве, поскольку, как указано выше, управлением факт наличия спорных препятствий установлен при проведении проверки.
Кроме того, в материалы дела вместе с генеральным планом города Харовска представлены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Харовск, утвержденные решением Совета муниципального образования город Харовск от 11.01.2013 N 1 утверждены (т. 2, л. 94 - 98), постановление администрации г. Харовска от 30.12.2013 N 293 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Харовск" (т. 1, л. 67), План-схемы расположения источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО г. Харовск (т. 2, л. 69 - 81), справка от 16.04.2014 (т. 2, л. 3), которые подтверждают, что территория г. Харовска не обеспечена источниками наружного пожаротушения в соответствии с нормативами СП 8.13130.2009, что подателем жалобы не оспаривается.
Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, к спорным отношениям требования Закона N 123-ФЗ применению не подлежат. При этом апелляционная инстанция отмечает, что в обоснование администрация ссылается на часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в редакции, не действующей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Закон N 123-ФЗ вступил в силу 30.04.2009.
Организационные решения по обеспечению территории поселения источниками противопожарного водоснабжения должны излагаться в документах территориального планирования.
Генеральный план города Харовска утвержден решением Совета муниципального образования город Харовск от 28.09.2012 N 76, Правила землепользования и застройки муниципального образования город Харовск утверждены решением Совета муниципального образования город Харовск от 11.01.2013 N 1, то есть после вступления в силу Закона N 123-ФЗ.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, применение положений части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к отдельным объектам застройки противоречит смыслу иных норм Закона N 123-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 4 и 5 предписания от 15.11.2013 N 84/1/1.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года по делу N А13-246/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Харовск - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А13-246/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А13-246/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от администрации муниципального образования город Харовск Цивилевой М.С. по доверенности от 09.01.2014, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области по Вологодской области Колпакова В.В. по доверенности от 11.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Харовск на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года по делу N А13-246/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
администрация муниципального образования город Харовск (ОГРН 1053500505520; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области по Вологодской области (далее - ГУ МЧС по Вологодской области, управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5 предписания отделения надзорной деятельности по Харовскому району от 15.11.2013 N 84/1/1 (с учетом уточнения требования, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 4 и 5 оспариваемого предписания и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой администрацией части.
Заслушав пояснения представителей администрации и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностными лицами отделения надзорной деятельности по Харовскому району ГУ МЧС по Вологодской области (далее - ОНД по Харовскому району) на основании распоряжения от 08.10.2013 N 84 в период с 23.10.2013 по 20.11.2013 проведена внеплановая проверка органа местного самоуправления с целью контроля исполнения администрацией ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 27.02.2013 N 11/1/1. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности администрацией, которые зафиксированы в акте проверки от 15.11.2013 N 84.
Начальником ОНД по Харовскому району УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Зайцевым В.С. вынесено предписание от 15.11.2013 N 84/1/1, которым предписано в срок до 01.10.2014 устранить нарушения правил пожарной безопасности, в том числе:
- на естественных водоисточниках реке Кубена (в районе улицы Набережной г. Харовск) и реке Пухманга (в районе улиц Болотная, Вологодская, Вокзальная г. Харовск) для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время (пункты 1 и 2);
- освободить проезды для пожарной техники на пересечении улиц Свободы - Восточная, между домами Ленинградская 19 - Ленинградская 21, ул. Ленинградская 22 а (со стороны ул. Ворошилова) (пункт 4);
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения районы улиц: Чкалова - Горького (д. 2 - 34), Гражданская - Московская, Маяковского - пер. Песчаный, Менжинского - пер. Песчаный, Пролетарская (д. 6 - 16), Герцена (д. 47 - 57), Северная (д. 1 - 15), Железнодорожная (д. 61 - 115), Набережная, Лесная, Центральная (д. 21 - 37), Болотная (д. 8 - 32) - Урицкого, пер. Дорожный (д. 3 - 11), пер. Полярный, пер. Зеленый (пункт 5).
Не согласившись с оспариваемым предписанием в части пунктов 1, 2, 4 и 5, администрация обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой администрацией в апелляционной жалобе части, правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС по Вологодской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования город Харовск невыполнение администрацией г. Харовска возложенных на нее функций, в частности, предусмотренных частью 1 пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1, части 4 статьи 6, статей 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 16, 75, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), пунктов 4.1, 5.1, раздела 9 СП 8.13130.2009.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяет Закон N 69-ФЗ.
В статье 3 Закона N 69-ФЗ определено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 части 1.1 статьи 6 Устава муниципального образования город Харовск, принятого решением Совета города Харовска от 09.08.2005 N 12 (далее - Устав г. Харовска, т. 2, л. 12 - 58).
Согласно статье 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 37 Закона N 131-ФЗ, статьями 33 и 35 Устава г. Харовска администрация города Харовска - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Харовска, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесены создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, разработка и включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно статье 21 Закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В статье 1 Закона N 123-ФЗ указано, что закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения названного закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В силу части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В порядке статьи 65 Закона N 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьей 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
В части 2 названной статьи указано, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В силу пункта 16 ППР, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 75 ППР руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
В пункте 4.1 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009), установлено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
На основании пункта 5.1 СП 8.13130.2009 расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт нарушения администрацией вышеприведенных норм.
Апелляционной инстанцией не принимаются доводы подателя жалобы о том, что оспариваемое предписание (в части пункта 4) неправомерно вынесено в отношении администрации, которая не является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельных участков (ул. Ленинградская 19, 21, 22а).
В силу положений статьи 19 Закона N 69-ФЗ, статей 6, 63, 65 Закона N 123-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления поселения отнесено обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара в соответствии с документами территориального планирования. Реализация полномочий органов местного самоуправления включает в себя решение вопросов организационно-правового обеспечения пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления отнесены к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, которая подразумевает совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
С учетом изложенного, требования пункта 4 оспариваемого предписания управлением правомерно предъявлены к органу местного самоуправления, администрации г. Харовска, что не исключает возможности одновременного предъявления требований к собственникам земельных участков. Органы местного самоуправления должны самостоятельно проводить мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования.
Апелляционной инстанцией отклоняются ссылки подателя жалобы на Генеральный план города Харовска, утвержденный решением Совета муниципального образования город Харовск от 28.09.2012 N 76 (далее - генеральный план, т. 2, л. 82 - 93, 143), которым, по мнению подателя жалобы, подтверждается факт отсутствия препятствий для проезда пожарной техники.
В данном случае управлением при проведении проверки установлен тот факт, что проезд для пожарной техники на спорных улицах не свободен (установлены бетонные блоки), доказательств, опровергающих данное обстоятельство, администрацией в материалы дела не представлено. Тот факт, что в указанном генеральном плане отсутствуют сведения о наличии спорных препятствий для проезда пожарной техники, сам по себе не свидетельствует о данном обстоятельстве, поскольку, как указано выше, управлением факт наличия спорных препятствий установлен при проведении проверки.
Кроме того, в материалы дела вместе с генеральным планом города Харовска представлены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Харовск, утвержденные решением Совета муниципального образования город Харовск от 11.01.2013 N 1 утверждены (т. 2, л. 94 - 98), постановление администрации г. Харовска от 30.12.2013 N 293 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Харовск" (т. 1, л. 67), План-схемы расположения источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО г. Харовск (т. 2, л. 69 - 81), справка от 16.04.2014 (т. 2, л. 3), которые подтверждают, что территория г. Харовска не обеспечена источниками наружного пожаротушения в соответствии с нормативами СП 8.13130.2009, что подателем жалобы не оспаривается.
Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, к спорным отношениям требования Закона N 123-ФЗ применению не подлежат. При этом апелляционная инстанция отмечает, что в обоснование администрация ссылается на часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в редакции, не действующей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Закон N 123-ФЗ вступил в силу 30.04.2009.
Организационные решения по обеспечению территории поселения источниками противопожарного водоснабжения должны излагаться в документах территориального планирования.
Генеральный план города Харовска утвержден решением Совета муниципального образования город Харовск от 28.09.2012 N 76, Правила землепользования и застройки муниципального образования город Харовск утверждены решением Совета муниципального образования город Харовск от 11.01.2013 N 1, то есть после вступления в силу Закона N 123-ФЗ.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, применение положений части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к отдельным объектам застройки противоречит смыслу иных норм Закона N 123-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 4 и 5 предписания от 15.11.2013 N 84/1/1.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года по делу N А13-246/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Харовск - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)