Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-40087/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А56-40087/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: представителей Копылова Н.Г. (доверенность от 24.06.2013), Колесниченко Е.П. (доверенность от 24.06.2013)
от заинтересованного лица: представителя Мануиловой О.П. (доверенность от 18.03.2013)
от 3-го лица: представителя Мануиловой О.П. (доверенность от 11.09.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20878/2013) ООО "ПаркингИнвест 5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2013 по делу N А56-40087/2012 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ООО "ПаркингИнвест 5"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка для строительства,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПаркингИнвест 5" (далее - ООО "ПаркингИнвест 5", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 2600 кв. м, кадастровый номер 78:7:3207:25, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, участок 1 (севернее дома 37б, литера А по ул. Профессора Попова), для строительства многоэтажного гаража (паркинга) путем издания соответствующего постановления, и обязании правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка с определением инвестиционных условий на основании его инвестиционной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной и инвестиционной стоимости комплекса прав на объект недвижимого имущества от 19.06.2012 N 27/11-АК(ОИ), путем издания соответствующего постановления.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2013 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрения в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определением суда от 26.04.2013 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2013 в удовлетворении заявления отказано.
На данное решение ООО "ПаркингИнвест 5" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 15.08.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель в обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что нормами федерального законодательства прямо предусмотрена возможность принятия решения о предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в отсутствие установленных видов разрешенного использования. Заявитель также полагает несоответствующими действующему законодательству основания для возврата заявления Общества, указанные Комитетом по строительству.
В отзыве на апелляционную жалобу правительство Санкт-Петербурга, Комитет по строительству просили оставить судебный акт без изменения, полагая решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Правительства и Комитета по строительству возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Общество 07.02.2007 обратилось к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 2600 кв. м, кадастровый номер 78:7:3207:25, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, участок 1 (севернее дома 37б, литера А по ул. Профессора Попова), для строительства многоэтажного гаража (паркинга) с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Правительства от 20.08.2008 N 1056 данный участок был предоставлен заявителю для проведения изыскательских работ. Распоряжением от 03.06.2009 N 161-пр Комитет по градостроительству и архитектуре утвердил проект границ земельного участка.
Комитет по градостроительству и архитектуре распоряжением от 06.08.2009 N 2578 утвердил акт о выборе земельного участка для строительства, подготовленный на основании инженерно-градостроительной документации, включающей заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Управления садово-паркового хозяйства, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу. Данным актом в качестве функционального назначения объекта недвижимости (земельного участка) определено размещение многоэтажной автостоянки (паркинга).
Кадастровый учет земельного участка произведен 06.03.2012 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.03.2012 N 4734), участку присвоен кадастровый номер 78:7:3207:25, в качестве разрешенного использования названо размещение объектов транспорта (гаражей и автостоянок).
Согласно отчету от 16.07.2009 N 59/09-ОИ и положительному экспертному заключению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.07.2009 N 31-2-0533и/2009 в отношении земельного участка проведена оценка рыночной и инвестиционной стоимости.
В связи с истечением срока действия указанных отчета и заключения проведена новая оценка рыночной и инвестиционной стоимости земельного участка (отчет от 19.06.2012 N 27/11-АК(ОИ)).
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), Общество 25.06.2012 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив документы согласно требованиям пункта 3.13 Положения N 1813.
Комитет по строительству письмом от 28.06.2012 N 8949/12 заявление и документы возвратил, указав, в том числе на невозможность предоставления земельного участка без определения вида разрешенного использования объекта, поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признан недействующим Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки" в части установления градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия, в одной из которых расположен испрашиваемый земельный участок.
Полагая, что указанные обстоятельства являются незаконным бездействием Правительства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
При разрешении данного спора суд первой инстанции исходил из того, что частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований следует исходить из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Правительства обязанности предоставить Обществу названный земельный участок для строительства, исходя из следующего.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813.
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положением N 1813 определен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия. В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству. Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, применив приведенные пункты Положения N 1813 во взаимосвязи с установленными фактическими обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитет по строительству письмом от 28.06.2012 N 8949/12 возвратил заявителю документы на доработку, поскольку они не соответствовали указанным критериям.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался, в том числе нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга является согласно пункту 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план Санкт-Петербурга, включающий в себя сведения, предусмотренные статьей 23 названного Кодекса, карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оговорено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в составе правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга).

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2011 года указанное решение оставлено без изменения. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2011 года решение суда и определение судебной коллегии отменены в части указания времени признания недействующими указанных положений названных нормативных правовых актов, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.06.2012 по делу N 3-102/12 отдельные положения законов Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 и от 16.02.2009 N 29-10, признанные решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года недействующими, определено считать признанными таковыми с момента вступления данного решения в законную силу - с 16 марта 2011 года. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2012 N 78-АПГ12-19 указанное решение оставлено без изменения.
Таким образом, на момент государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления не подлежали применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона N 29-10 в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Суд первой инстанции, исходя из того, что до настоящего времени Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, соответствующий документ не принят, пришел к выводу об отсутствии у Правительства обязанности по предоставлению Обществу названного земельного участка для строительства.
Доводы жалобы подлежат отклонению с учетом положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что без определения вида разрешенного использования спорного земельного участка строительство невозможно. Поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
Ввиду того, что Правительство не допустило незаконного бездействия, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Следовательно, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2013 года по делу N А56-40087/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОРБИК

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)