Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "02" марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года по делу N А57-13307/2014 (судья Ш.Б. Кулахметов)
по исковому заявлению Тимошенко Олега Федоровича, Саратовская область, г. Балаково
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва, ОГРН 1027700485757
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Управление Росреестра по Саратовской области, г. Саратов,
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
Федеральное Государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация -
Федеральное БТИ", г. Москва,
общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Оценка", г. Саратов,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", г. Москва,
установил:
- В Арбитражный суд Саратовской области обратился Тимошенко Олег Федорович (далее - Тимошенко О.Ф., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в сумме 1 485 000 рублей и обязании ответчика с момента вступления в законную силу судебного акта внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65 в размере 1 485 000 рублей;
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в сумме 1 995 000 рублей и обязании ответчика с момента вступления в законную силу судебного акта внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17 в размере 1 995 000 рублей. Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика расходы по проведению оценки рыночной стоимости земельных участков в размере 65 000 рублей и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 8 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.09.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное Государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Оценка", Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.12.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", равной рыночной стоимости земельного участка в сумме 1 485 000 рублей.
Суд первой инстанции обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65 в размере 1 485 000 рублей.
Установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, равной рыночной стоимости земельного участка в сумме 1 995 000 руб.
Суд первой инстанции обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17 в размере 1 995 000 рублей.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Тимошенко О.Ф. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 8 000 рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании расходов по проведению оценки рыночной стоимости земельных участков в размере 65 000 рублей отказано.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с обоснованием позиции по апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65. Договор аренды N 209 от 03.06.2010 заключен с Управлением земельных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на срок 49 лет, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, регистрационный округ N 64, г. Балаково, N регистрации: 64-64-26/080/2010-068 от 07.06.2010. Согласно договору земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:040901:65, расположен по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 5000 кв. м.
Также истец является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:041203:17, расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 7000 кв. м. Договор аренды N 210 от 03.06.2010 заключен с Управлением земельных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на срок 49 лет, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, регистрационный округ N 64, N регистрации: 64-64-26/080/2010-069 от 07.06.2010.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013).
В соответствии с приложением к распоряжению Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р кадастровая стоимость спорных земельных участков: с кадастровым номером 64:40:040901:65 утверждена в размере 3 714 600 рублей, с кадастровым номером 64:40:041203:17 - в размере 5 200 440 рублей.
Согласно отчету об оценке N 0123-2014 от 12.05.2014, подготовленному ООО "Комплекс-Оценка", по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:040901:65, расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 0,5 га, составила 1 485 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:041203:17, расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 0,7 га - 1 995 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере рыночной стоимости, истец обратился в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции рассмотрел заявленные требования по общим правилам искового производства.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В обоснование заявленной позиции истец представил суду первой инстанции отчет N 0123-2014 от 12.05.2014 по определению рыночной стоимости земельных участков: с кадастровыми номерами 64:40:040901:65, 64:40:041203:17, выполненный ООО "Комплекс-Оценка".
Судом первой инстанции установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что оценка рыночной стоимости земельных участков проведена по состоянию на 02.06.2012 и составила на дату оценки (02.06.2012) по земельному участку с кадастровым номером 64:40:040901:65-1 485 000 рублей, с кадастровым номером 64:40:041203:17-1 995 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 по делу N А57-19961/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что достоверность отчета N 0123-2014 от 12.05.2014 должна быть подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, либо экспертным заключением, полученным в рамках назначенной судом экспертизы.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР на отчет от 12.05.2014 N 0123-2014.
Оценка рыночной стоимости произведена экспертом Богачевым Константином Александровичем, имеющим специальное профессиональное образование, включенным в реестр членов Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" 20 октября 2010 г., регистрационный номер 0104 (свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков N 000104 от 28 февраля 2011 г., выдано Некоммерческим Партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет").
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что оценка рыночной стоимости земельных участков произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
Согласно выводам положительного экспертного заключения Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР отчет от 12.05.2014 N 0123-2014 по определению рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Ответчик в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные ООО "Комплекс-Оценка", не оспорил, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявил.
Поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при составлении отчета от 12.05.2014 N 0123-2014 по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, достоверность и правильность данного отчета подтверждена положительным экспертным заключением НП Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР, ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчик или третьи лица не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м в сумме 1 485 000 рублей и земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м в сумме 1 995 000 рублей.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно распределил судебные расходы истца на основании статей 101, 106, 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судом апелляционной инстанции, но в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Статьей 270 АПК РФ установлены основания отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, которых судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года по делу N А57-13307/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 12АП-111/2015 ПО ДЕЛУ N А57-13307/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А57-13307/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "02" марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года по делу N А57-13307/2014 (судья Ш.Б. Кулахметов)
по исковому заявлению Тимошенко Олега Федоровича, Саратовская область, г. Балаково
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва, ОГРН 1027700485757
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Управление Росреестра по Саратовской области, г. Саратов,
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
Федеральное Государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация -
Федеральное БТИ", г. Москва,
общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Оценка", г. Саратов,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", г. Москва,
установил:
- В Арбитражный суд Саратовской области обратился Тимошенко Олег Федорович (далее - Тимошенко О.Ф., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в сумме 1 485 000 рублей и обязании ответчика с момента вступления в законную силу судебного акта внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65 в размере 1 485 000 рублей;
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в сумме 1 995 000 рублей и обязании ответчика с момента вступления в законную силу судебного акта внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17 в размере 1 995 000 рублей. Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика расходы по проведению оценки рыночной стоимости земельных участков в размере 65 000 рублей и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 8 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.09.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное Государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Оценка", Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.12.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", равной рыночной стоимости земельного участка в сумме 1 485 000 рублей.
Суд первой инстанции обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65 в размере 1 485 000 рублей.
Установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, равной рыночной стоимости земельного участка в сумме 1 995 000 руб.
Суд первой инстанции обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17 в размере 1 995 000 рублей.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Тимошенко О.Ф. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 8 000 рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании расходов по проведению оценки рыночной стоимости земельных участков в размере 65 000 рублей отказано.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с обоснованием позиции по апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:040901:65. Договор аренды N 209 от 03.06.2010 заключен с Управлением земельных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на срок 49 лет, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, регистрационный округ N 64, г. Балаково, N регистрации: 64-64-26/080/2010-068 от 07.06.2010. Согласно договору земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:040901:65, расположен по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 5000 кв. м.
Также истец является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:041203:17, расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 7000 кв. м. Договор аренды N 210 от 03.06.2010 заключен с Управлением земельных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на срок 49 лет, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, регистрационный округ N 64, N регистрации: 64-64-26/080/2010-069 от 07.06.2010.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013).
В соответствии с приложением к распоряжению Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р кадастровая стоимость спорных земельных участков: с кадастровым номером 64:40:040901:65 утверждена в размере 3 714 600 рублей, с кадастровым номером 64:40:041203:17 - в размере 5 200 440 рублей.
Согласно отчету об оценке N 0123-2014 от 12.05.2014, подготовленному ООО "Комплекс-Оценка", по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:040901:65, расположенного по адресу: г. Балаково, район с/т "Радуга", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 0,5 га, составила 1 485 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:041203:17, расположенного по адресу: г. Балаково, энергорайон, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта (лодочная станция), площадью 0,7 га - 1 995 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере рыночной стоимости, истец обратился в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции рассмотрел заявленные требования по общим правилам искового производства.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В обоснование заявленной позиции истец представил суду первой инстанции отчет N 0123-2014 от 12.05.2014 по определению рыночной стоимости земельных участков: с кадастровыми номерами 64:40:040901:65, 64:40:041203:17, выполненный ООО "Комплекс-Оценка".
Судом первой инстанции установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что оценка рыночной стоимости земельных участков проведена по состоянию на 02.06.2012 и составила на дату оценки (02.06.2012) по земельному участку с кадастровым номером 64:40:040901:65-1 485 000 рублей, с кадастровым номером 64:40:041203:17-1 995 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 по делу N А57-19961/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что достоверность отчета N 0123-2014 от 12.05.2014 должна быть подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, либо экспертным заключением, полученным в рамках назначенной судом экспертизы.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР на отчет от 12.05.2014 N 0123-2014.
Оценка рыночной стоимости произведена экспертом Богачевым Константином Александровичем, имеющим специальное профессиональное образование, включенным в реестр членов Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" 20 октября 2010 г., регистрационный номер 0104 (свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков N 000104 от 28 февраля 2011 г., выдано Некоммерческим Партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет").
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что оценка рыночной стоимости земельных участков произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
Согласно выводам положительного экспертного заключения Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР отчет от 12.05.2014 N 0123-2014 по определению рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Ответчик в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные ООО "Комплекс-Оценка", не оспорил, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявил.
Поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при составлении отчета от 12.05.2014 N 0123-2014 по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, достоверность и правильность данного отчета подтверждена положительным экспертным заключением НП Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.05.2014 N Э-120514-САР, ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчик или третьи лица не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:40:040901:65 площадью 5 000 кв. м в сумме 1 485 000 рублей и земельного участка с кадастровым номером 64:40:041203:17, площадью 7 000 кв. м в сумме 1 995 000 рублей.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно распределил судебные расходы истца на основании статей 101, 106, 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судом апелляционной инстанции, но в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Статьей 270 АПК РФ установлены основания отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, которых судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года по делу N А57-13307/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)