Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N А36-126/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N А36-126/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
- от крестьянского хозяйства "Емельянов": Емельянов Ю.А., паспорт;
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области: Кузьмина Н.В., представитель по доверенности от 09.09.2014, удостоверение; Агейчева Т.А., представитель по доверенности от 28.04.2014, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства "Емельянов" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.06.2014 по делу N А36-126/2014 (судья Тонких Л.С.) по заявлению крестьянского хозяйства "Емельянов" (ОГРН 1024800671213) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (ОГРН 1104823008696) об отмене постановления,

установил:

Крестьянское (фермерское) хозяйство "Емельянов" (далее - КФХ "Емельянов", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 273/13-ЗН от 10.01.2014 о привлечении КФХ "Емельянов" к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд посчитал доказанным факт административного правонарушения, вину Общества в его совершении и счел невозможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, КФХ "Емельянов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Считает, что проверка проведена административным органом с грубым нарушением требований закона, ссылается на то, что не препятствовал, а содействовал проведению проверки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КФХ "Емельянов" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представители Управления возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании приказа от 16.09.2013 N 671-АП Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства "Емельянов" (л.д. 36 - 41 - т. 1).
Должностным лицом Управления 8 ноября 2013 года в присутствии двух понятых и главы КФХ был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 48:11:1440201:159 площадью 27 га, расположенного на территории Покрово-Казацкого с\\п Лебедянского муниципального района Липецкой области,
В результате осмотра было установлено, что указанный земельный участок зарос многолетней сорной и древесной растительностью, на участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почв, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.
Составлен протокол осмотра (л.д. 53 - 57 - т. 1).
По результатам выявленных фактов государственным инспектором отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора в отношении К (Ф)Х "Емельянов" был составлен протокол N 273\\13-ЗН от 06.12.2013 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (л.д. 101 - 102 - т. 1).
Начальником отдела земельного надзора Управления 10 января 2014 года принято постановление по делу об административном правонарушении N 273/13-ЗН о привлечении К (Ф)Х "Емельянов" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (далее - постановление N 273/13-ЗН от 10.01.2014, л.д. 106 - 111 - т. 1).
К (Ф)Х "Емельянов", считая постановление N 273/13-ЗН от 10.01.2014 незаконным, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о его отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует бездействие, выражающееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Поскольку в Единого государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующая запись о принадлежности на праве собственности К (Ф)Х "Емельянов" земельного участка с кадастровым номером 48:11:1440201:159 имеется, доказательств оспаривания этой записи заявителем либо иными лицами не представлено, суд правомерно посчитал факт принадлежности указанного земельного участка К (Ф)Х "Емельянов" на указанном праве установленным.
Согласно правоустанавливающим документам указанный земельный участок является участком земель сельскохозяйственного назначения, видом его разрешенного использования является - "Для сельскохозяйственного производства".
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений земельного законодательства, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что К (Ф)Х "Емельянов" как собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:11:1440201:0159 было обязано использовать его исключительно по целевому назначению, осуществлять охрану земли, в том числе посредством недопущения деградации, загрязнения, зарастания сорными растениями, кустарниками и деревьями, проводить мероприятия по сохранения плодородия почвы.
Протоколом осмотра от 8 ноября 2013 года, актом проверки от 21.11.2013, протоколом от 06.12.2013 об административном правонарушении (см. л.д. 53 - 57, 98 - 102) подтверждается, что указанный земельный участок зарос многолетней сорной и древесной растительностью, на участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почв, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.
Протокол осмотра от 08.11.2013 составлен в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что для целей охраны земель сельскохозяйственного назначения факт неосуществления реальной хозяйственной деятельности собственником земельного участка не имеет правового значения, не освобождает заявителя от выполнения обязанностей собственника земельного участка (бремени собственника) и не свидетельствует об отсутствии правонарушения в бездействии К (Ф)Х "Емельянов" по охране качественного состояния земельного участка.
Право собственности на обследованный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Довод о том, что государственная регистрация права собственности юридического лица осуществлена незаконно, в связи с чем не порождает прав и обязанностей, суд считает несостоятельным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Юридическое лицо не отказалось от права собственности в установленном порядке.
В связи с чем, как собственник, обязан нести бремя его содержания.
К (Ф)Х "Емельянов" имело возможность для соблюдения требований земельного законодательства, поскольку оно, являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, могло принять меры по своевременному выполнению установленных обязанностей по охране почв и могло очистить земельный участок от деревьев, кустарников и сорных растений.
Полномочия государственного инспектора отдела земельного надзора Управления на составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ основаны на положениях статьи 23.15, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, приказа Россельхознадзора от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Кроме того, указанные полномочия подтверждаются пунктом 3.2.10 должностного регламента государственного инспектора (см. л.д. 125 - т. 1).
Процессуальные нарушения порядка привлечения К (Ф)Х "Емельянов" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ не допущены. Доводы заявителя по указанному поводу получили надлежащую оценку суда первой инстанции, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно в исключительном случае, предусмотрено не в качестве обязанности, а как право суда.
Таких обстоятельств судом не установлено, и с учетом норм действующего законодательства, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.06.2014 по делу N А36 - 126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)