Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОЙ СУДА ОТ 19.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-30/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N 3-30/2014


Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим подпункта 4 пункта 8 Порядка учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области", утвержденного постановлением администрации Костромской области от 10 декабря 2012 года N 514-а,
установил:

Постановлением администрации Костромской области от 10 декабря 2012 года N 514-а утвержден Порядок учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" (далее - Порядок).
Данное постановление было официально опубликовано в издании "СП - нормативные документы", N 52, 14 декабря 2012 года.
Пунктом 8 Порядка предусмотрены случаи снятия с учета граждан, принятых на учет в целях предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области".
Подпунктом 4 пункта 8 Порядка установлено, что гражданин, принятый на учет, подлежит снятию с учета в случае прекращения оснований для отнесения заявителя к категориям лиц, перечисленных в статье 3 Закона N 672-4-ЗКО.
Р. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 4 пункта 8 Порядка.
В обоснование указала, что Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" определены категории граждан, имеющих право на однократное получение в собственность бесплатно земельных участков. К ним, в частности, отнесены граждане, имеющие на момент подачи заявления о предоставлении в собственность земельного участка троих и более детей, в том числе старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях или проходящих военную срочную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Основания для снятия с учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, предусмотрены пунктом 8 Порядка, в соответствии с которым она была незаконно снята с учета в связи с достижением ее дочерью возраста 23 лет.
Полагает, что поскольку основания для принятия на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, предусмотрены Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области", этим же Законом должны быть установлены и основания для снятия граждан с такого учета.
В связи с изложенным считает не соответствующим статье 10 Конституции РФ, Закону Костромской области от 21 октября 2010 г. N 672-4-ЗКО, ст. 28 Устава Костромской области подпункт 4 пункта 8 Порядка, как предусматривающий возможность для органа исполнительной власти (администрация Костромской области) своим постановлением устанавливать перечень оснований (случаев) для снятия граждан с учета, подменяя тем самым законодательный орган.
В подтверждение нарушенных прав Р. ссылается на снятие ее с указанного учета 7 июля 2014 года главой Костромского муниципального района со ссылкой на оспариваемую норму.
В судебном заседании Р. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям.
Представитель администрации Костромской области С. с заявлением Р. не согласился, пояснил, что постановление администрации Костромской области от 10 декабря 2012 года N 514-а, которым утвержден Порядок учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области", определяет процедуры учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, принято в целях реализации указанного Закона и не влияет на принятие решения об отказе в предоставлении земельных участков, поскольку такого основания для отказа, как снятие с учета, не содержится в Перечне, утвержденном постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2011 г. N 321-а.
Согласно п. 4 Перечня неотнесение гражданина к категории граждан, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и основанием для отказа в принятии на учет.
Поскольку заявители, не относящиеся к указанной в ст. 3 Закона категории, не могут стоять на предусмотренном Законом учете и не имеют права на предоставление земельного участка, следовательно, ранее поставленные на учет заявители при прекращении оснований для отнесения их к категории лиц, перечисленных в ст. 3 Закона, подлежат снятию с учета.
Таким образом, снятие граждан с учета не может рассматриваться как процедура, не относящаяся к Порядку учета и рассмотрения заявления граждан, полномочия на определение которой прямо предоставлены администрации Костромской области абзацем 2 пункта 5 ст. 3 Закона.
В случае признания оспариваемой нормы недействующей граждане, не относящиеся к категориям, указанным в ст. 3 Закона, не могут быть сняты с учета, но в то же время предоставление им земельных участков будет противоречить действующему законодательству. В связи с указанными обстоятельствами подпункт 4 п. 8 Порядка содержит оспариваемую заявителем норму.
Поэтому утверждение заявителя о противоречии отдельных положений названного постановления требованиям действующего законодательства, а также ст. 28 Устава Костромской области является несостоятельным, администрация Костромской области при их принятии не вышла за пределы предоставленных Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО полномочий по определению Порядка учета и рассмотрения заявлений граждан.
Представитель Костромской областной Думы Г. считает заявление необоснованным по тем же основаниям, что и представитель администрации Костромской области. Дополнительно пояснила, что в случае отсутствия в постановлении администрации Костромской области оспариваемого положения имела бы место правовая неопределенность, поскольку лица, принятые на учет, не могли быть сняты с указанного учета, но в то же время в предоставлении земельных участков при решении этого вопроса им было бы отказано.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области К. с требованиями заявителя не согласна, пояснила, что гражданин в соответствии с Порядком учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО, принимается на учет по результатам рассмотрения поступившего от него заявления и прилагаемых к нему документов. Таким образом, основанием для принятия на учет гражданина является заявление (в котором указывается категория из числа лиц, установленных законом) и соответствующие документы.
Абзацем 3 части 5 ст. 3.1 Закона предусмотрено, что перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков в собственность бесплатно, порядок учета и рассмотрения заявлений определяются постановлением администрации Костромской области.
Таким образом, региональный законодатель делегировал администрации Костромской области право по установлению оснований для постановки на учет граждан. С учетом изложенного полагает, что основания для постановки на учет установлены постановлением администрации Костромской области, а не Законом.
В материалах дела имеются письменные объяснения по существу заявления от всех заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Р.Т., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Разрешая заявленные Р. требования, суд учитывает, что в силу подпунктов "в", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и изданных в соответствии с ними региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)