Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N А68-12365/2013

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N А68-12365/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Королевой М.И. (доверенность от 20.01.2014 N 71 ТО 0626835), от ответчика - Павловой В.С. доверенность от 05.02.2014 N 05-749 АС), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Утенкова Ю.Е. на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2014 по делу А68-12365/2013 (судья Андреева Е.В.),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Утенков Юрий Евгеньевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 18.11.2013 N 71/2013-96551 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязав внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении целевого назначения земельного участка в соответствии с заявлением предпринимателя от 06.11.2013.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, индивидуальный предприниматель Утенков Юрий Евгеньевич обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, предусматривающий возможность органа кадастрового учета самостоятельно запросить в порядке информационного взаимодействия копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.07.2000 71-АА N 008746 Утенкову Ю.Е. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом общей полезной площадью 39,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. К.Маркса, д. 47.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2004 71-АА N 504367 Утенкову Ю.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 548 кв. м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками, кадастровый номер 71:30:030103:0013, адрес: установлен относительно ориентира одноэтажный деревянный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Тула, Пролетарский район, ул. Карла Маркса, д. 47.
Постановлением главы администрации Пролетарского района Управы г. Тулы от 31.07.2003 N 1501 Утенкову Ю.Е. было разрешено строительство и эксплуатация временного нестационарного торгового павильона для складирования и оптово-розничной торговли автозапчастями на вышеуказанном земельном участке, который был им построен и введен в эксплуатацию.
Государственным инспектором по использованию и охране земель в Тульской области Управления Росреестра по Тульской области 04.09.2013 была осуществлена проверка в отношении ИП Утенкова Ю.Е. по факту использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:030103:13, площадью 548 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. К. Маркса, д. 47. По результатам которой установлен факт использования данного земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к категории земель населенных пунктов и видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками, о чем составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Управления Росреестра по Тульской области 12.09.2013 было вынесено постановление по делу N 256-УР-Т/13, которым ИП Утенков Ю.Е. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Управления Росреестра по Тульской области ИП Утенкову Ю.Е. 12.09.2013 выдано предписание по делу N 256-УР-Т/13 об устранении допущенного нарушения, использовании земельного участка с кадастровым номером 71:30:030103:13 в соответствии с установленным видом разрешенного использования, либо изменении в установленном законом порядке вида разрешенного использования данного земельного участка.
ИП Утенков Ю.Е. 06.11.2013 обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:030103:13 в связи с изменением вида разрешенного использования участка.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области от 18.11.2013 N 71/2013-96551 заявителю было отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:03:030103:13.
ИП Утенков Ю.Е. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Тульской области о признании незаконным решения от 18.11.2013 N 71/2013-96551 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, понуждении внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении целевого назначения земельного участка в соответствии с заявлением предпринимателя от 06.11.2013 по основаниям, изложенным в заявлении.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета земельных участков осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), что установлено в статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частью 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в частности, об утверждении правил землепользования и застройки.
Согласно п. 4 указанной статьи перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3 данной статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее - порядок информационного взаимодействия).
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 указанной статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", что установлено п. 5 ст. 15 Закона о кадастре.
В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение об информационном взаимодействии), действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Следовательно, для внесения в государственный кадастр недвижимости данных о территориальной зоне в орган кадастрового учета необходимо предоставить оформленную соответствующим образом карту (план) такой зоны, содержащую сведения о координатах характерных точек границ соответствующей зоны. Обязанность по предоставлению таких документов, в силу изложенного, возложена на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), которая запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Закона о кадастре.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре предусмотрена возможность органа кадастрового учета самостоятельно запросить в порядке информационного взаимодействия копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Ссылка апеллянта на указанное положение Закона о кадастре отклоняется апелляционным судом поскольку данный пункт применяется в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании акта органа государственной власти, т.е. когда соответствующим органом принимается акт об изменении вида разрешенного использования конкретного земельного участка. В данном же случае какой-либо ненормативный правовой акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Утенкову Ю.Е., органом местного самоуправления не принимался, в связи с этим необходимость запроса данного документа отсутствовала.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании в учреждении доказательств того, что орган кадастрового учета запрашивал в органе местного самоуправления какие-либо сведения. Заявляя данное ходатайство, представитель заявителя не пояснил, какие именно сведения учреждение должно было запросить в администрации.
Согласно письму администрации МО г. Тула от 29.05.2014 г. N 6007-л карта (план) территориальной зоны территории ограниченной улицами Пролетарская, Епифанская, Степанова, К.Маркса в Пролетарском районе г. Тулы отсутствует.
Таким образом, факт направления либо не направления учреждением запроса в администрацию о наличии карты (плана) территориальной зоны, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 71:30:030103:13 никак не смогло бы повлиять на существо принятого учреждением решения, поскольку такая карта (план) до настоящего времени не изготовлена.
В силу вышеизложенного, необоснованным является также довод апеллянта о том, что запрос сведений Учреждением в порядке п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре мог восполнить недостающую в государственном кадастре недвижимости информацию.
Несостоятельны выводы заявителя о том, что отказывая в удовлетворении требований, суд фактически исходил из того, что у органа кадастрового учета отсутствовала обязанность по самостоятельному запросу сведений о видах разрешенного использования земельного участка при обращении Утенкова Ю.Е.
Как установлено судом, органом местного самоуправления - администрацией г. Тулы в орган кадастрового учета не были переданы сведения о координатах границ территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, следовательно, невозможно с достоверной точностью определить зону, к которой относится спорный земельный участок, а значит и виды разрешенного использования, установленные для данной зоны.
В настоящее время приняты и действуют Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71.
Согласно п. 5 данных Правил в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
В соответствии с п. 17 Правил обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящего Положения, карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Таким образом, осуществить кадастровый учет изменений земельного участка при изменении вида разрешенного использования по заявлению правообладателя возможно только в случае, если сведения о территориальной зоне, в которой находится данный земельный участок, внесены в государственный кадастр недвижимости.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время сведения о территориальной зоне, в которой находится земельный участок с кадастровым номером 71:30:030103:13, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке размещены индивидуальный жилой дом и временный торговый павильон, в связи с чем изменение вида разрешенного использования всего земельного участка с кадастровым номером 71:30:030103:13 не представляется возможным.
С учетом изложенного решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области от 18.11.2013 N 71/2013-96551 является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования Утенкова Ю.Е.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., при этом по данной категории дел подлежит уплате 100 руб. госпошлины. В связи с этим излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 900 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2014 по делу А68-12365/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Утенкову Юрию Евгеньевичу из федерального бюджета 1 900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)