Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 20АП-726/2015 ПО ДЕЛУ N А09-5428/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А09-5428/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" (г. Брянск, ОГРН 1023202141918, ИНН 3207011981) - Кондалеева В.В. (доверенность от 18.05.2014), от третьего лица - правительства Брянской области - Тихоновой Е.В. (доверенность от 31.12.2014), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 32500573653) и третьих лиц - муниципального образования г. Брянск в лице Брянской городской администрации, управления имущественных отношений Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2014 по делу N А09-5428/2014 (судья Земченкова Г.В.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление) об изменении кадастровой стоимости на рыночную стоимость следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 32:28:0041505:944, площадью 4 314 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2;
- с кадастровым номером 32:28:04:15:05:0074; площадью 10 000 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2;
- с кадастровым номером 32:28:0041505:945, площадью 55 962 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2;
- с кадастровым номером 32:28:0041505:113, площадью 15 055 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2;
- с кадастровым номером 32:28:0041505:82, площадью 9 261 кв. метра, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2 (т. 1, л.д. 3).
Определением суда от 30.05.2014 (т. 1, л.д. 1), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области (далее - правительство), муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (далее - администрация), управление имущественных отношений Брянской области.
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил отказ от требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков. Судом частичный отказ принят.
Решением суда от 22.12.2014 (т. 2, л.д. 143) исковые требования удовлетворены. Суд, оценив полученное в рамках рассмотрения спора заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости. При этом суд учел, что доказательств, опровергающих достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, не представлено.
В апелляционной жалобе правительство просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельных участков, поскольку является их арендатором. Это обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии оснований для проведения судебной экспертизы рыночной стоимости участков. Ссылается на то, что установление новой кадастровой стоимости приведет к изменению условий о размере арендной платы, согласованной сторонами в договоре.
В судебном заседании представитель правительства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель истца возражал против доводов жалобы, считая законным и обоснованным принятое решение.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. С учетом мнений представителей истца и правительства судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и правительства, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на праве аренды предоставлены земельные участки с кадастровым номером 32:28:0041505:944, площадью 4 314 кв. метров по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2, (договор аренды от 15.06.2012 N 46494), с кадастровым номером 32:28:04:15:05:0074, площадью 10 000 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2, (договор аренды от 24.10.2007 N 40896), с кадастровым номером 32:28:0041505:945, площадью 55 962 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2, (договор аренды от 15.06.2012 N 46493), с кадастровым номером 32:28:0041505:113, площадью 15 055 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2, (договор аренды от 11.01.2012 N 46128), с кадастровым номером 32:28:0041505:82, площадью 9 261 кв. метра, по адресу: г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 2 (договор аренды от 20.11.2009 N 44092).
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 32:28:0041505:944 составила 6 052 542 рубля, с кадастровым номером 32:28:04:15:05:0074-11 882 600 рублей, с кадастровым номером 32:28:0041505:945-78 514 686 рублей, с кадастровым номером 32:28:0041505:113-21 122 165 рублей, с кадастровым номером 32:28:0041505:82-12 993 183 рубля.
Считая, что указанная стоимость завышена, общество обратилось в ООО "БИ-НИКА, которое составило отчет об оценке. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельных участков на 01.01.2013 составила: с кадастровым номером 32:28:0041505:944-2 434 323 рублей 60 копеек, с кадастровым номером 32:28:04:15:05:0074-5 643 000 рублей, с кадастровым номером 32:28:0041505:945-31 578 492 рублей 20 копеек, с кадастровым номером 32:28:0041505:113-8 495 304 рублей, с кадастровым номером 32:28:0041505:82-5 225 839 рублей 30 копеек.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, применяемой к спорным правоотношениям, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Как установлено судом, кадастровая оценка спорных участков определена по состоянию на 01.01.2012, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112.
Определением суда от 23.09.2014 (т. 2, л.д. 52) по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено ООО "Центр судебно-экономических экспертиз "СУДЭКСПЕРТ".
В соответствии с заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041505:944-2 705 995 рублей 83 копеек, с кадастровым номером 32:28:04:15:05:0074-6 272 591 рубля 18 копеек, с кадастровым номером 32:28:0041505:945-35 102 674 рублей 75 копеек, с кадастровым номером 32:28:0041505:113-9 443 386 рублей 02 копеек, с кадастровым номером 32:28:0041505:82-5 809 046 рублей 69 копеек (приложение к делу).
Оценив экспертное заключение от 30.10.2014 N 24/10-2014, с учетом представленных экспертной организацией пояснений (т. 2, л.д. 91), суд первой инстанции противоречий в выводах эксперта и сомнений в их обоснованности не усмотрел и посчитал заключение эксперта соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 30.10.2014 N 24/10-2014, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 исходя из сведений экспертного заключения.
Возражений относительно результатов экспертизы, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы правительством не заявлено.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод правительства о том, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка, поскольку является его арендатором.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом арендаторы, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости (постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.01.2014 по делу N А35-1082/2013, от 05.02.2014 по делу N А35-12386/2012, от 24.03.2014 по делу N А14-2486/2012).
Ссылка заявителя на то, что установление новой кадастровой стоимости приведет к изменению условий о размере арендной платы, согласованной сторонами в договоре, не влияет на принятый судебный акт, поскольку ввиду изменения нормативным актом одного из показателей формулы расчета арендной платы (размера кадастровой стоимости земельного участка) у арендодателя возникает право требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного показателя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15534/13)).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2014 по делу N А09-5428/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)