Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N А55-2920/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N А55-2920/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Мураховская В.П., доверенность от 01.01.2013 г. N 89,
от ответчиков:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 г. по делу N А55-2920/2013 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными решения, действий,
установил:

Закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - заявитель, ЗАО "ННК", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области
- о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - первый ответчик, Росимущество), изложенного в письме от 17.12.2012 г. N ПП-10/57990, по обращению ЗАО "ННК" о предоставлении в собственность земельных участков от 01.03.2012 г. исх. N 13/140 в части отказа в предоставлении в собственность ЗАО "ННК" земельного участка площадью 59638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат";
- о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - второй ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) по возврату представленного комплекта документов по обращениям ЗАО "ННК" от 01.03.2012 г. исх. 13/140, изложенных в письме ТУ Росимущества в Самарской области от 16.01.2013 г. исх. N 96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0401007:4;
- об обязании Росимущество в лице ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ННК" путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО "ННК" земельного участка площадью 59638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", и направления в адрес ЗАО "ННК" проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ННК", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ННК" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- - ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов (сооружение инженерно-технического комплекса с бетонным основанием, земляными обвалованием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями, резервуарами, с инженерной сетями, со сливо-наливной эстакадой, сетью, с автодорогами, бетонными площадками и технологическими эстакадами) развернутой площадью 74108 кв. м;
- - здание кирпичное;
- - железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2011 г. N 04/012/2011-523 и N 04/012/2011-524, от 27.02.2012 г. N 04/001/2012-425 (т. 1 л.д. 52 - 54).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 площадью 59638 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72, отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.11.2012 г. N 63-00-102/12-426753 (т. 1 л.д. 34 - 50).
ЗАО "ННК" на праве собственности также принадлежат следующие объекты недвижимости:
- - факельное хозяйство парка Б-7-1А в составе цеха N 11 (сооружение инженерно-технического комплекса с земляным основанием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями) развернутой площадью 35499 кв. м;
- - автодорога участка хозяйственный протяженностью 626,54 п. м.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.02.2012 г. N 04/001/2012-422 и N 04/001/2012-423 (т. 1 л.д. 70 - 71).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0000000:2 площадью 235189 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под автомобильные дороги, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.12.2011 г. N 63-00-102/11-349310 (т. 1 л.д. 58 - 68).
Земельными участки с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2 находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2011 г. N 04/012/2011-297, N 04/012/2011-273 (т. 1 л.д. 51, 69).
01.03.2012 г. Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2 (т. 1 л.д. 22 - 33).
11.05.2012 г. указанное обращение вместе со всеми документами было направлено ТУ Росимущества в Самарской области в адрес Росимущества (т. 1 л.д. 18).
Росимущество письмом от 17.12.2012 N ПП-10/57990 отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2 (т. 1 л.д. 15 - 17).
В обоснование отказа указало на то, что на данных участках расположены железнодорожные пути и автомобильная дорога. Испрашиваемые земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, согласно п. п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в собственность в силу ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 16.01.2013 г. N 96 направило Обществу результаты рассмотрения Росимуществом заявки о предоставлении в собственность земельных участков, указав на невозможность их приватизации в связи с ограничением в обороте, и возвратило заявителю представленный им пакет документов (т. 1 л.д. 12 - 14).
Не согласившись с принятым решением Росимущества об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и действиями ТУ Росимущества в Самарской области по возврату представленных документов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию испрашиваемых участков.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основанием для отказа в предоставлении земельный участков в собственность явился довод Росимущества о том, что в связи с нахождением на испрашиваемых земельных участка железнодорожных путей и автомобильной дороги они относятся к земельным участкам, предоставленным для нужд организаций транспорта, и согласно п. п. 7 п. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 27 ЗК РФ указанные земельные участки ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в собственность.
Оценив указанный довод, и отклоняя его, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявитель не является организацией транспорта; Росимуществом не доказано вхождение земельных участков в перечень земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с п. п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Согласно п. п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта, для целей определения содержания этого понятия могут быть применены соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 14902/12.
Как следует из кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, данные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, доказательства отнесения указанного земельного участка к землям транспорта отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителя, приобретены по результатам приватизации Новокуйбышевского нефтехимического комбината. Железнодорожные пути, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4, используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга, то есть являются внутренними объектами для внутренних нужд предприятия.
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "ННК", примыкающего к станции "Жигули". Использование железнодорожных путей для собственных нужд заявителя также подтверждается тем, что они относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Автомобильная дорога, расположенная на земельном участке 63:04:0000000:2, используется для соединения Б-7-1А парка слива широкой фракции легких углеводородов в составе цеха N 11, принадлежащему заявителю, с автодорогой "Новокуйбышевск - Чапаевск".
Следовательно, собственники таких железнодорожных путей и автомобильных дорог не относятся к организациям транспорта.
С учетом изложенного земли, на которых расположены такие железнодорожные пути и автомобильные дороги, не подпадают под действие п. п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ и не относятся к ограниченным в обороте.
При этом из положений ст. 90 ЗК РФ не следует вывод о том, что собственник всякого объекта железнодорожного и автомобильного транспорта должен считаться организацией транспорта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росимущества в принятии решения о предоставлении в собственность земельных участков противоречит требованиям статей 27 и 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2013 г. по делу N А55-22899/2012.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконными действий ТУ Росимущества в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращениям ЗАО "ННК" от 12.12.2011 г. исх. N 13/61, от 01.03.2012 г. исх. N 13/140, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в нарушение положений ст. 36 ЗК РФ территориальное управление не рассмотрело по существу заявление собственника объектов недвижимого имущества и возвратило заявление и комплект документов, что в силу положений п. 4 названного Постановления является недопустимым и нарушает права заявителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, процедура возврата документов не предусмотрена ст. 36 ЗК РФ, а положениями Административного регламента по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 г. N 622, предусмотрен возврат только в случае представления неполного пакета документов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ТУ Росимущества в Самарской области об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельными участками.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В п. 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. N 278, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Системный анализ полномочий ТУ Росимущества в Самарской области, закрепленных в названном Положении, Административном регламенте по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 г. N 622, свидетельствует о том, что именно территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке ст. 36 ЗК РФ принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 г. по делу N А55-2920/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)