Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре М.Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области",
Смоленской областной Думой 27 сентября 2012 года принят закон Смоленской области N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области", подписанный Губернатором области 28 сентября 2012 года и официально опубликованный в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в силу части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з, полагая, что они противоречат федеральному законодательству - статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части, исключающей предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска.
По мнению прокурора Смоленской области, не предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для жилищного строительства на территории города Смоленска ограничивает право данной категории граждан на свободный выбор места жительства и места пребывания.
В судебном заседании представитель прокурора Смоленской области Н.И.С. поддержала заявленные требования.
Представитель Смоленской областной Думы Г.В.В. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что оспариваемые положения областного закона основаны на нормах действующего федерального законодательства и вопросы выбора гражданами места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации не являются предметом правового регулирования областного закона, поэтому оспариваемые положения закона не могут ограничивать право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Представитель Губернатора Смоленской области Г.Е.А. указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Смоленской области.
Выслушав объяснения представителя прокурора Смоленской области, представителей Смоленской областной Думы и Губернатора Смоленской области, проверив материалы дела, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Как следует из материалов дела, законом Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области" установлены правила (случаи и порядок) предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области в целях бесплатного предоставления таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно на территории Смоленской области, а также предельные размеры предоставляемых земельных участков.
Частью 2 статьи 2 названного закона предусмотрено, что в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в общую долевую собственность гражданина (граждан, имеющих трех и более общих детей) (далее - гражданин) и его детей (их общих детей) в равных долях без торгов и предварительного согласования места размещения объектов в населенных пунктах, расположенных на территориях муниципальных образований Смоленской области (за исключением административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска), в первоочередном порядке по отношению к гражданам, имеющим право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области".
Пункт 2 части 1 статьи 3 закона в качестве порядка предоставления земельного участка определяет, что гражданин (его представитель) представляет в письменной форме заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (далее - заявление) в орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Смоленской области (далее - орган местного самоуправления), для предоставления земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальных образованиях Смоленской области (за исключением административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска).
Проанализировав вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий между статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положениями закона Смоленской области, исключающими предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории города Смоленска.
Данная позиция суда основана на том, что оспариваемые положения закона Смоленской области, исключающие предоставление земельных участков данной категории граждан в городе Смоленске, не лишают возможности таким гражданам, реализовать свое право на получение земельных участков на территории Смоленской области.
Областной закон регулирует правоотношения, связанные с предоставлением льготной категории граждан земельных участков. В силу статьи 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 земельные участки не являются ни местом пребывания, ни местом жительства, а поэтому вопросы выбора гражданами места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации не являются предметом правового регулирования областного закона и соответственно оспариваемые нормы закона не могут ограничивать право граждан на свободный выбор места жительства и места пребывания.
Помимо этого, закон Смоленской области не ставит возможность бесплатного предоставления гражданам земельного участка в зависимость от места их постоянного жительства на территории Смоленской области (гражданин, проживающий на территории одного муниципального образования вправе приобрести земельный участок на территории другого муниципального образования) и тем самым не ограничивает их конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Смоленской области.
Кроме того, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность субъекту Российской Федерации в своем законе определять случаи и порядок предоставления земельных участков. Исключив возможность предоставления земельных участков для данной категории граждан в льготном порядке в городе Смоленске, представительный орган субъекта Российской Федерации воспользовался предоставленным данной нормой правом установления соответствующего исключения из перечня возможных случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков путем установления запрета на реализацию упомянутого права в отношении земельных участков определенного муниципального образования.
Таким образом, оспариваемые положения закона Смоленской области не ограничивают при реализации права данной категории граждан на получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства их право на свободный выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о правомерности действий Смоленской областной Думы по принятию данного закона N 67-з, поскольку оспариваемые положения закона Смоленской области приняты Смоленской областной Думой в пределах предоставленных ей федеральным законодательством полномочий; нормативный правовой акт официально опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
На основании вышеизложенного суд делает вывод о том, что содержание закона Смоленской области соответствует действующему федеральному законодательству, в частности части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и оснований для удовлетворения заявления прокурора Смоленской области не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 253 ГПК РФ, Смоленский областной суд,
в удовлетворении заявления прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области" в части, исключающей предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска, отказать.
В течение месяца со дня принятия в окончательной форме настоящее решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.04.2013 N 3-21/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N 3-21/2013
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре М.Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области",
установил:
Смоленской областной Думой 27 сентября 2012 года принят закон Смоленской области N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области", подписанный Губернатором области 28 сентября 2012 года и официально опубликованный в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в силу части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з, полагая, что они противоречат федеральному законодательству - статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части, исключающей предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска.
По мнению прокурора Смоленской области, не предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для жилищного строительства на территории города Смоленска ограничивает право данной категории граждан на свободный выбор места жительства и места пребывания.
В судебном заседании представитель прокурора Смоленской области Н.И.С. поддержала заявленные требования.
Представитель Смоленской областной Думы Г.В.В. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что оспариваемые положения областного закона основаны на нормах действующего федерального законодательства и вопросы выбора гражданами места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации не являются предметом правового регулирования областного закона, поэтому оспариваемые положения закона не могут ограничивать право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Представитель Губернатора Смоленской области Г.Е.А. указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Смоленской области.
Выслушав объяснения представителя прокурора Смоленской области, представителей Смоленской областной Думы и Губернатора Смоленской области, проверив материалы дела, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Как следует из материалов дела, законом Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области" установлены правила (случаи и порядок) предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области в целях бесплатного предоставления таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно на территории Смоленской области, а также предельные размеры предоставляемых земельных участков.
Частью 2 статьи 2 названного закона предусмотрено, что в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в общую долевую собственность гражданина (граждан, имеющих трех и более общих детей) (далее - гражданин) и его детей (их общих детей) в равных долях без торгов и предварительного согласования места размещения объектов в населенных пунктах, расположенных на территориях муниципальных образований Смоленской области (за исключением административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска), в первоочередном порядке по отношению к гражданам, имеющим право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области".
Пункт 2 части 1 статьи 3 закона в качестве порядка предоставления земельного участка определяет, что гражданин (его представитель) представляет в письменной форме заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (далее - заявление) в орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Смоленской области (далее - орган местного самоуправления), для предоставления земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальных образованиях Смоленской области (за исключением административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска).
Проанализировав вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий между статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положениями закона Смоленской области, исключающими предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории города Смоленска.
Данная позиция суда основана на том, что оспариваемые положения закона Смоленской области, исключающие предоставление земельных участков данной категории граждан в городе Смоленске, не лишают возможности таким гражданам, реализовать свое право на получение земельных участков на территории Смоленской области.
Областной закон регулирует правоотношения, связанные с предоставлением льготной категории граждан земельных участков. В силу статьи 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 земельные участки не являются ни местом пребывания, ни местом жительства, а поэтому вопросы выбора гражданами места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации не являются предметом правового регулирования областного закона и соответственно оспариваемые нормы закона не могут ограничивать право граждан на свободный выбор места жительства и места пребывания.
Помимо этого, закон Смоленской области не ставит возможность бесплатного предоставления гражданам земельного участка в зависимость от места их постоянного жительства на территории Смоленской области (гражданин, проживающий на территории одного муниципального образования вправе приобрести земельный участок на территории другого муниципального образования) и тем самым не ограничивает их конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Смоленской области.
Кроме того, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность субъекту Российской Федерации в своем законе определять случаи и порядок предоставления земельных участков. Исключив возможность предоставления земельных участков для данной категории граждан в льготном порядке в городе Смоленске, представительный орган субъекта Российской Федерации воспользовался предоставленным данной нормой правом установления соответствующего исключения из перечня возможных случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков путем установления запрета на реализацию упомянутого права в отношении земельных участков определенного муниципального образования.
Таким образом, оспариваемые положения закона Смоленской области не ограничивают при реализации права данной категории граждан на получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства их право на свободный выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о правомерности действий Смоленской областной Думы по принятию данного закона N 67-з, поскольку оспариваемые положения закона Смоленской области приняты Смоленской областной Думой в пределах предоставленных ей федеральным законодательством полномочий; нормативный правовой акт официально опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
На основании вышеизложенного суд делает вывод о том, что содержание закона Смоленской области соответствует действующему федеральному законодательству, в частности части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и оснований для удовлетворения заявления прокурора Смоленской области не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 253 ГПК РФ, Смоленский областной суд,
решил:
в удовлетворении заявления прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з "О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области" в части, исключающей предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска, отказать.
В течение месяца со дня принятия в окончательной форме настоящее решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2013 года.
Судья
А.Л.ШТЕЙНЛЕ
А.Л.ШТЕЙНЛЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)