Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал",
апелляционное производство N 05АП-280/2015
на решение от 25.11.2014
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-3923/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ИНН 4105022337, ОГРН 1024101224025, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002)
к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Лотос-М"
о признании незаконным решения,
- при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - "департамент") об отказе в согласовании мест размещения объектов на земельном участке, оформленного письмом от 12.08.2014 N 01-08-01/1299/14.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 02.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Лотос-М".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что оспариваемое решение N 01-08-01/1299/14 имеет дату 12.03.2014.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и неправильное применение норм материального права. Пояснило, что решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу N А24-5270/2012 на департамент была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о выборе земельного участка, однако фактически департамент занимался постановкой на кадастровый учет иных земельных участков, переданных впоследствии третьему лицу. Считает, что департамент злоупотребил своими правами по формированию земельных участков, воспользовавшись длительностью судебного разбирательства.
Кроме того, общество не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что предоставление земельных участков для размещения мест погребения может осуществляться только специализированным службам по вопросам похоронного дела, создаваемым органами местного самоуправления. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на отсутствие в Земельном кодексе Российской Федерации ограничений для предоставления земельных участков для организации кладбищ. Настаивает на том, что МУП "Лотос-М" обратилось за предоставлением земельного участка гораздо позже, в связи с чем не имеет преимущественного права на приобретение земельного участка.
Департамент и третье лицо по тексту представленных в материалы дела отзывов возражали против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.09.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 га в районе городского кладбища в г. Петропавловск-Камчатский для размещения колумбария для хранения праха животных и временных объектов (2 контейнеров с крематориями, 2 холодильных контейнеров и т.д.) с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению была приложена схема предполагаемого размещения объекта на земельном участке площадью 8184 кв. м.
Письмом от 21.09.2012 N 08-01-12/3951/12 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в границах земельного участка площадью 42 га, предоставленного муниципальному учреждению "Управление капитального строительства и ремонта".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2013 по делу N А24-5270/2012 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества от 13.09.2012 в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанного решения заявление общества было повторно рассмотрено департаментом.
Письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1299/14 департамент вновь отказал обществу в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8148 кв. м и в предварительном согласовании места размещения объекта, указав на наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010104:79.
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления общества) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения колумбария для хранения праха животных и временных объектов на земельном участке площадью 1 га в районе городского кладбища в г. Петропавловск-Камчатский.
Департаментом выбор и формирование земельного участка по заявлению общества не осуществлялись. Рассмотрев представленные обществом документы с учетом схемы предполагаемого расположения земельного участка площадью 8 184 кв. м, департамент пришел к выводу о невозможности выбора земельного участка для строительства объекта общества в связи с его наложением на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79.
Коллегией установлено, что земельный участок площадью 136 827 кв. м с кадастровым номером 41:01:00101104:79 был сформирован по заявлению МУП "Лотос-М" и 12.02.2013 поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "земельные участки объектов ритуального назначения".
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.04.2013 N 931 земельный участок включен в границы муниципального кладбища с целью создания муниципальных мест погребений.
Факт наложения земельного участка, испрашиваемого обществом, на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 сторонами в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, сформированного с определенным целевым назначением, может быть образован земельный участок только с тем же целевым назначением.
Земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 включен в границы муниципального кладбища и предназначен для размещения муниципальных мест погребений.
Согласно статьям 3 - 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) человека и иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Образование в границах земельного участка для размещения колумбария для хранения праха и мест захоронения животных будет противоречить его целевому назначению, а значит и требованиям статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Установив указанное обстоятельство, департамент правомерно отказал обществу в предварительном согласовании места размещения объекта.
Доводы общества о том, что земельные участки, сформированные для организации мест погребения, не ограничены в обороте и должны быть предоставлены любому заинтересованному лицу вне зависимости от наличия у него статуса специализированной организации, коллегией рассмотрены и отклоняются.
По правилам статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии со статьями 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1 (подпункт 11 пункта 1), 81, 85 (пункт 12) Земельного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования, имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, категория земель общего пользования предполагает их использование в целях удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц. Доступность мест погребения неопределенному кругу лиц обеспечивают нормы Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Из изложенного следует, что земельные участки в границах кладбищ являются территориями общего пользования и не могут быть предоставлены в аренду для строительства по заявлению заинтересованного лица.
Поскольку на момент рассмотрения заявления общества имелись причины, объективно препятствующие выбору и формированию земельного участка по заявлению общества, коллегия находит решение департамента, оформленное письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1299/14 законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество обратилось за предоставлением спорного земельного участка ранее МУП "Лотос-М", а также указания на неправомерное неисполнение департаментом решения Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу N А24-5270/2012, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 передан в аренду МУП "Лотос-М" по договору от 21.02.2014 N 14/14.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Камчатскому краю от 23.04.2014 N 01/021/2014-74 на земельный участок зарегистрировано право аренды МУП "Лотос-М".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В пункте 56 указанного постановления разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Следовательно, защита прав и законных интересов общества в связи с наложением испрашиваемого им земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79, предоставленный МУП "Лотос-М", возможна только путем оспаривания права аренды последнего в части наложения.
Избранный обществом способ защиты нарушенного права не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителя.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 по делу N А24-3923/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 05АП-280/2015 ПО ДЕЛУ N А24-3923/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N 05АП-280/2015
Дело N А24-3923/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал",
апелляционное производство N 05АП-280/2015
на решение от 25.11.2014
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-3923/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ИНН 4105022337, ОГРН 1024101224025, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002)
к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Лотос-М"
о признании незаконным решения,
- при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - "департамент") об отказе в согласовании мест размещения объектов на земельном участке, оформленного письмом от 12.08.2014 N 01-08-01/1299/14.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 02.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Лотос-М".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что оспариваемое решение N 01-08-01/1299/14 имеет дату 12.03.2014.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и неправильное применение норм материального права. Пояснило, что решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу N А24-5270/2012 на департамент была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о выборе земельного участка, однако фактически департамент занимался постановкой на кадастровый учет иных земельных участков, переданных впоследствии третьему лицу. Считает, что департамент злоупотребил своими правами по формированию земельных участков, воспользовавшись длительностью судебного разбирательства.
Кроме того, общество не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что предоставление земельных участков для размещения мест погребения может осуществляться только специализированным службам по вопросам похоронного дела, создаваемым органами местного самоуправления. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на отсутствие в Земельном кодексе Российской Федерации ограничений для предоставления земельных участков для организации кладбищ. Настаивает на том, что МУП "Лотос-М" обратилось за предоставлением земельного участка гораздо позже, в связи с чем не имеет преимущественного права на приобретение земельного участка.
Департамент и третье лицо по тексту представленных в материалы дела отзывов возражали против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.09.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 га в районе городского кладбища в г. Петропавловск-Камчатский для размещения колумбария для хранения праха животных и временных объектов (2 контейнеров с крематориями, 2 холодильных контейнеров и т.д.) с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению была приложена схема предполагаемого размещения объекта на земельном участке площадью 8184 кв. м.
Письмом от 21.09.2012 N 08-01-12/3951/12 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в границах земельного участка площадью 42 га, предоставленного муниципальному учреждению "Управление капитального строительства и ремонта".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2013 по делу N А24-5270/2012 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества от 13.09.2012 в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанного решения заявление общества было повторно рассмотрено департаментом.
Письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1299/14 департамент вновь отказал обществу в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8148 кв. м и в предварительном согласовании места размещения объекта, указав на наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010104:79.
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления общества) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения колумбария для хранения праха животных и временных объектов на земельном участке площадью 1 га в районе городского кладбища в г. Петропавловск-Камчатский.
Департаментом выбор и формирование земельного участка по заявлению общества не осуществлялись. Рассмотрев представленные обществом документы с учетом схемы предполагаемого расположения земельного участка площадью 8 184 кв. м, департамент пришел к выводу о невозможности выбора земельного участка для строительства объекта общества в связи с его наложением на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79.
Коллегией установлено, что земельный участок площадью 136 827 кв. м с кадастровым номером 41:01:00101104:79 был сформирован по заявлению МУП "Лотос-М" и 12.02.2013 поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "земельные участки объектов ритуального назначения".
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.04.2013 N 931 земельный участок включен в границы муниципального кладбища с целью создания муниципальных мест погребений.
Факт наложения земельного участка, испрашиваемого обществом, на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 сторонами в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, сформированного с определенным целевым назначением, может быть образован земельный участок только с тем же целевым назначением.
Земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 включен в границы муниципального кладбища и предназначен для размещения муниципальных мест погребений.
Согласно статьям 3 - 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) человека и иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Образование в границах земельного участка для размещения колумбария для хранения праха и мест захоронения животных будет противоречить его целевому назначению, а значит и требованиям статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Установив указанное обстоятельство, департамент правомерно отказал обществу в предварительном согласовании места размещения объекта.
Доводы общества о том, что земельные участки, сформированные для организации мест погребения, не ограничены в обороте и должны быть предоставлены любому заинтересованному лицу вне зависимости от наличия у него статуса специализированной организации, коллегией рассмотрены и отклоняются.
По правилам статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии со статьями 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1 (подпункт 11 пункта 1), 81, 85 (пункт 12) Земельного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования, имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, категория земель общего пользования предполагает их использование в целях удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц. Доступность мест погребения неопределенному кругу лиц обеспечивают нормы Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Из изложенного следует, что земельные участки в границах кладбищ являются территориями общего пользования и не могут быть предоставлены в аренду для строительства по заявлению заинтересованного лица.
Поскольку на момент рассмотрения заявления общества имелись причины, объективно препятствующие выбору и формированию земельного участка по заявлению общества, коллегия находит решение департамента, оформленное письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1299/14 законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество обратилось за предоставлением спорного земельного участка ранее МУП "Лотос-М", а также указания на неправомерное неисполнение департаментом решения Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу N А24-5270/2012, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79 передан в аренду МУП "Лотос-М" по договору от 21.02.2014 N 14/14.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Камчатскому краю от 23.04.2014 N 01/021/2014-74 на земельный участок зарегистрировано право аренды МУП "Лотос-М".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В пункте 56 указанного постановления разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Следовательно, защита прав и законных интересов общества в связи с наложением испрашиваемого им земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 41:01:00101104:79, предоставленный МУП "Лотос-М", возможна только путем оспаривания права аренды последнего в части наложения.
Избранный обществом способ защиты нарушенного права не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителя.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 по делу N А24-3923/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)