Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N А51-28181/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N А51-28181/2013


Резолютивная часть постановления оглашена 13 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока и Администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-2317/2014, 05АП-2321/2014
на решение от 10.01.2014
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-28181/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серба" (ИНН 2536144093, ОГРН 1042502958871, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.04.2004)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным отказа;
- при участии:
- от администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014 г., удостоверение;
- от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, удостоверение;
- от ООО "СЕРБА": представитель Ройлян Т.С. по доверенности от 01.10.2013, сроком на 1 год, паспорт;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Серба" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Владивостока (далее - администрация, ответчик) в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изложенного в письме от 19.08.2013 N 19177/20У, обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА) осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока и Администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 указывают, что в данном случае ООО "Серба", обращаясь с заявлением 06.08.2013 N 20/03/02-12/13425 просило предоставить ему определенный земельный участок с указанием его размера и точного местоположения (определено адресно на схеме), в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания предлагать Обществу другие варианты посредством изменения его площади, в том числе ее уменьшения. Заявители полагают, что администрация обоснованно отказала в выборе земельного участка, в связи с нахождением его на территории общего пользования. Учитывая, что в границах испрашиваемого земельного участка проходят 4 кабельных линии 0,6 кВ, со ссылкой на Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований", указывают, что размещение объекта в охранной зоне инженерных коммуникаций будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ.
Кроме того, заявители апелляционных жалоб указывают, что в отношении спорного земельного участка действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность оформления акта о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположен уже сформированный земельный участок, который состоит на государственном кадастром учете с определенным целевым назначением.
Кроме того, администрация г. Владивостока сослалась на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, в подтверждение данного обстоятельства представила обзорную схему земельного участка и зоны гостевого маршрута в районе проспект Океанский, 46, которая приобщена судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Серба" на доводы апелляционных жалоб возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Серба" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением от 23.05.2013 вх.N 20-20512 от 05.06.2013 об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта "Пункт общественного питания" на земельном участке ориентировочной площадью 900 кв. м, расположенном в районе ориентира жилой дом по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 46. Испрашиваемое право на земельный участок - аренда на пять лет.
С сопроводительным письмом от 24.06.2013 N 20/03/02-12/13425 департамент направил в администрацию г. Владивостока заявление общества с приложением пакета документов.
Рассмотрев представленный пакет документов, администрация в письме от 23.07.2013 исх.N 19177/20У по существу обращения сообщила о невозможности обеспечения выбора земельного участка ввиду его расположения в двух территориальных зонах: в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и в зоне объектов автомобильного транспорта. Также было указано на расположение в границах испрашиваемого земельного участка сооружения - лестничного марша и отсутствие в представленном пакете документов оригинала схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
24.07.2013 вх.N 20-28757 общество дополнительно представило к ранее поданному заявлению оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в 4 экземплярах и оригинал топографической съемки земельного участка в 1 экземпляре, цифровой носитель, как то предусмотрено п. 2.6 Регламента, утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 "Об утверждении регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории". Названные документы были направлены департаментом в администрацию с сопроводительным письмом от 06.08.2013 исх.N 20/03/02-12/18725.
При этом к дополнению к заявлению от 24.07.2013, со слов представителя департамента, были приложены две схемы расположения земельного участка: площадью 546 кв. м и 360 кв. м.
Рассмотрев пакет документов по обращению от 06.08.2013 исх.N 20/03/02-12/18725, администрация г. Владивостока приняла решение об отказе в выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Основанием для принятия решения послужили следующие обстоятельства:
- - в границы испрашиваемого земельного участка включено сооружение: лестничный марш. Указанное сооружение является связующим звеном пешеходной доступности для пользования неограниченным кругом (в том числе, многоэтажные жилые дома по адресу: проспект Океанский, 46, 48) и лиц данного района;
- - значительная часть испрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- - часть участка расположена в красных линиях перспективного расширения автодороги просп. Океанский;
- - также испрашиваемый земельный участок налагается на земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет N 25:28:02008:143 и N 25:28:020008:144.
Дополнительно администрация указала, что схема, представленная заявителем, выполнена не в соответствии с приложением N 2 к распоряжению главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р "Об утверждении формы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", а именно: в легенде не указаны вид разрешенного использования и цель предоставления земельного участка. Решение оформлено письмом от 19.08.2013 N 19177/20У.
Не согласившись с отказом администрации, посчитав его нарушающим права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией не соблюден установленный законом порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и не представлены доказательства наличия причин, препятствующих предоставлению земельного участка независимо от соблюдения процедуры его предоставления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального ПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 900 кв. м, расположенного в районе в районе ориентира жилой дом по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-т, 46 в аренду на 5 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая в выборе земельного участка, администрация города Владивостока указала на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка лестничного марша, расположение части участка в охранной зоне инженерных коммуникаций, в красных линиях перспективного расширения автодороги, а также его наложение на земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет N 25:28:02008:143 и N 25:28:020008:144.
Как следует из материалов дела, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка проходят инженерные сети ВПЭС - кл 0,4 кв; вл 0,4 кв. и ОАО "Владсвет" вл 0,4 кв.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, размещение объектов запрещено только в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
Поскольку кабельные линии ВПЭС и ОАО "Владсвет", расположенные в границах земельного участка, имеют напряжение менее 1000 вольт, запрет на размещение объектов в границах охранной зоны не распространяется.
Не предусмотрено действующим законодательством и запретов на размещение объектов в границах охранных зон водопровода и канализации.
Ссылка администрации на пункт 7.5.2 приказа Министерства регионального развития РФ N 613 от 27.12.2011 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований", в соответствии с которым на территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач, как правило, не допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный документ носит рекомендательный характер, он утверждает лишь методические рекомендации, которые в силу пунктов 1.1, 1.2 устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований и могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений.
Принимая во внимание, что земельный участок незначительной частью находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, доводы администрации г. Владивостока о том, что размещение объекта может препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых работ, признается коллегией необоснованным.
Вместе с тем, оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у администрации г. Владивостока в рассматриваемом случае отсутствовали основания для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка исходя из следующего.
Как следует из обзорной схемы, схемы расположения земельного участка, в районе проспект Океанский, 46, спорный участок налагается на красные линии автодорог, нанесенных специалистом УГА администрации г. Владивостока по материалам Генерального плана Владивостокского городского округа.
Понятие красных линий установлено в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 2.8 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, одним из оснований для отказа в предоставлении услуги является наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования.
Таким образом, расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий автодорог свидетельствует об обоснованности отказа в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Оценивая отказ администрации г. Владивостока в части использования спорного земельного участка для обеспечения пешеходной доступности к многоквартирным жилым домам, коллегией из представленных в материалы дела топографических и иных материалов установлено наличие в границах испрашиваемого земельного участка лестничного марша. Данное обстоятельство также подтверждается материалами проверки земельного участка с приложением фототаблицы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что планируемый к строительству на испрашиваемом земельном участке спорный объект размещается внутри сложившейся жилой застройки.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 2 ГрК РФ принципами градостроительного законодательства, регулирующего, в том числе, отношения в области капитального строительства, являются: обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В соответствии со статьями 1 ГрК РФ, 262 ГК РФ, 1 (подпункт 11 пункта 1), 81, 85 (пункт 12) ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.
Учитывая, что в границах участка расположен специально оборудованный проход, в виде лестничного марша, предназначенный для обеспечения пешеходной доступности к многоквартирным жилым домам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что строительство объекта приведет к нарушению публичных интересов неограниченного круга лиц, поскольку ограничит проход к многоквартирным жилым домам.
Ссылка Общества на представленную в материалы дела схему планировочной организации земельного участка по проспекту Океанский, 48 в г. Владивостоке с предложенным вариантом размещения проектируемого объекта строительства, суд отклоняет, поскольку данный документ не свидетельствует о возможности расположения земельного участка на территории общего пользования.
Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА администрации г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, относятся к придомовой территории жилого дома, которая принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территории и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий; проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, границы застроенных земельных участков (пункты 4, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты межевания территорий являются одним из видов документации по планировке территории.
Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Судом установлено и не оспаривается лицами участвующими в деле тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов.
Как видно из материалов дела, в отношении спорного земельного участка решение о подготовке документации по планировке территории не принималось, придомовая территория близлежащих многоквартирных домов не сформирована в установленном порядке, границы земельного участка не устанавливались, в связи с чем решение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства объекта, в силу вышеприведенных нормативных положений, в отсутствие проекта детальной планировки территории, невозможно.
Довод администрации г. Владивостока, положенный в основу оспариваемого отказа о том, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами N 25:28:020008:143 и 25:28:020008:144, судебная коллегия признает обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Коллегия апелляционного суда находит обоснованными доводы администрации г. Владивостока о том, что возможность обеспечения выбора в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствует, поскольку в границах спорного земельного участка расположены уже сформированные земельные участки, которые состоят на государственном кадастровом учете с кадастровыми номерами 25:28:020008:143 и 25:28:020008:144.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная обществом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующих земельных участков, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Оценивая наличие у администрации возможности сформировать земельный участок для строительства объекта заявителя с иными параметрами, коллегия исходит из того, что заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок с указанием его размера и точного местоположения (определено адресно и на схеме).
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта "Пункт общественного питания", помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в администрации отсутствовала.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012.
В этой связи, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в рассматриваемом случае обеспечение выбора спорного участка с корректировкой его границ, не представляется возможным, в связи с тем, что испрашиваемый участок расположен в границах застроенной территории и ограничен автомобильной дорогой.
Признавая правомерной позицию Администрации о невозможности обеспечения выбора земельного участка, судебная коллегия также учитывает, что испрашиваемый обществом земельный участок полностью расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, что подтверждается приобщенной к материалам дела в суде апелляционной инстанции обзорной схемой земельного участка и зоны гостевого маршрута в районе проспекта Океанский, 46.
В соответствии со статьей 14.2 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью или частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Требование к минимальной площади земельного участка не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Поскольку минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, не удовлетворяет установленной решением Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка отсутствует.
То обстоятельство, что изменения относительно площади земельного участка, приняты решением Думы г. Владивостока после вынесения оспариваемого отказа, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу обязательности исполнения требований градостроительных регламентов.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что основания для выбора земельного участка у администрации отсутствовали, она правомерно в пределах предоставленных ей полномочий отказала в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При наличии изложенных обстоятельств решение администрации г. Владивостока от 19.08.2013 N 19177/20У соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, тем более, что какие-либо права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Соответственно, апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, УГА администрации г. Владивостока подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.01.2014 по делу N А51-28181/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)