Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Учреждение ссылается на то, что установленная органом кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как пользователя объекта недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" Кожуховской В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" (далее - лечебно-реабилитационный центр) обратилось в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под здание больницы, с кадастровым номером 69:40:0100273:21, площадью 15759,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 50, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2007 г. в размере 89 379 000 рублей.
Решением Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области) просит отменить указанный судебный акт, полагая, что данный спор подлежал рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Также заявитель полагает, что он не является заинтересованным лицом.
Извещенные надлежащим образом Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под здание больницы, с кадастровым номером 69:40:0100273:21, площадью 15 759,80 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 50, принадлежит лечебно-реабилитационному центру на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества от 21 октября 2013 г. серии 69-АВ N 825964.
Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области осуществлялись на основании государственного контракта от 23 июля 2007 г. N 6 федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля". Заказчиком государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области являлся Комитет по управлению имуществом Тверской области, правопреемником которого является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
По результатам работ составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 1 января 2007 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области.
Согласно справкам о кадастровой стоимости от 23 сентября 2014 г., от 12 декабря 2014 г. и кадастровому паспорту земельного участка от 10 октября 2014 г. N 02-69/14-1-397248, кадастровая стоимость земельного участка составила 284 382 123,84 рублей.
Отчетом от 19 сентября 2014 г. N 01/14-071н об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным независимым оценщиком ООО "Титан-Оценка", по заказу лечебно-реабилитационного центра, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100273:21 составила на 01 января 2007 г. 89 379 000 рублей. На данный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29 октября 2014 г. N Э-061014.
После оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии при Управлении Росреестра по Тверской области общество обратилось с вышеуказанным заявлением в областной суд, в обоснование которого сослалось на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как пользователя земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Оценив представленный отчет, суд сделал вывод о том, что указанная в нем рыночная стоимость земельного участка подтверждает его реальную стоимость.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 01 января 2007 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Тверской области, в отношении которых упомянутым постановлением Администрации Тверской области утверждены результаты кадастровой стоимости.
Оценщиком произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода, методом выделения. В качестве объектов-аналогов было выбрано 3 объекта. Предложения по объектам-аналогам датированы декабрем 2005 года - сентябрем 2006 года. За этот период значительных изменений на рынке недвижимости коммерческого назначения не произошло. Для большей достоверности в расчетах учитывались и инфляционные процессы в экономике. В расчетах была использована скидка на торг земельных участков (в г. Тверь - менее 500 тыс. жителей) в размере 5%.
Оценщик использовал информацию из газеты "Из рук в руки" г. Тверь (издаваемая в печатном и электронном виде).
Поскольку не для всех объектов-аналогов были известны площади земельных участков, к ним относящихся, оценщик рассчитал их согласно типичным на рынке. На дату оценки в вышеуказанной газете (выпуск от 13 сентября 2006 г., от 30 августа 2006 г., г. Тверь) присутствовало несколько объявлений о продаже единых объектов недвижимости, в которых была указана площадь объектов капитального строительства и площадь земельных участков. На основе этих данных был проведен расчет типичной плотности застройки для коммерческой недвижимости г. Твери.
Оценщиком рассматривалась корректировка на финансовые условия, применялись корректировки на условия рынка, на возможность торга, корректировки на дату публичной оферты, корректировки на назначение участка и на наличие улучшений на участке, на площадь участка и на обеспеченность инженерными коммуникациями.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, которым установлено, что выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Тверской области не является заинтересованным лицом по делу, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), в соответствии с пунктом 5 которого Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.
Несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Росреестр сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
Кроме того, статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности на Росреестр возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направить сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Таким образом, в рассматриваемом деле необходимо участие Управления Росреестра по Тверской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Таким образом, указанные дела подлежат рассмотрению судом первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 35-АПГ15-11
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Учреждение ссылается на то, что установленная органом кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как пользователя объекта недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" Кожуховской В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" (далее - лечебно-реабилитационный центр) обратилось в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под здание больницы, с кадастровым номером 69:40:0100273:21, площадью 15759,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 50, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2007 г. в размере 89 379 000 рублей.
Решением Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области) просит отменить указанный судебный акт, полагая, что данный спор подлежал рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Также заявитель полагает, что он не является заинтересованным лицом.
Извещенные надлежащим образом Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под здание больницы, с кадастровым номером 69:40:0100273:21, площадью 15 759,80 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 50, принадлежит лечебно-реабилитационному центру на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества от 21 октября 2013 г. серии 69-АВ N 825964.
Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области осуществлялись на основании государственного контракта от 23 июля 2007 г. N 6 федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля". Заказчиком государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области являлся Комитет по управлению имуществом Тверской области, правопреемником которого является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
По результатам работ составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 1 января 2007 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области.
Согласно справкам о кадастровой стоимости от 23 сентября 2014 г., от 12 декабря 2014 г. и кадастровому паспорту земельного участка от 10 октября 2014 г. N 02-69/14-1-397248, кадастровая стоимость земельного участка составила 284 382 123,84 рублей.
Отчетом от 19 сентября 2014 г. N 01/14-071н об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным независимым оценщиком ООО "Титан-Оценка", по заказу лечебно-реабилитационного центра, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100273:21 составила на 01 января 2007 г. 89 379 000 рублей. На данный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29 октября 2014 г. N Э-061014.
После оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии при Управлении Росреестра по Тверской области общество обратилось с вышеуказанным заявлением в областной суд, в обоснование которого сослалось на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как пользователя земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Оценив представленный отчет, суд сделал вывод о том, что указанная в нем рыночная стоимость земельного участка подтверждает его реальную стоимость.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 01 января 2007 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Тверской области, в отношении которых упомянутым постановлением Администрации Тверской области утверждены результаты кадастровой стоимости.
Оценщиком произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода, методом выделения. В качестве объектов-аналогов было выбрано 3 объекта. Предложения по объектам-аналогам датированы декабрем 2005 года - сентябрем 2006 года. За этот период значительных изменений на рынке недвижимости коммерческого назначения не произошло. Для большей достоверности в расчетах учитывались и инфляционные процессы в экономике. В расчетах была использована скидка на торг земельных участков (в г. Тверь - менее 500 тыс. жителей) в размере 5%.
Оценщик использовал информацию из газеты "Из рук в руки" г. Тверь (издаваемая в печатном и электронном виде).
Поскольку не для всех объектов-аналогов были известны площади земельных участков, к ним относящихся, оценщик рассчитал их согласно типичным на рынке. На дату оценки в вышеуказанной газете (выпуск от 13 сентября 2006 г., от 30 августа 2006 г., г. Тверь) присутствовало несколько объявлений о продаже единых объектов недвижимости, в которых была указана площадь объектов капитального строительства и площадь земельных участков. На основе этих данных был проведен расчет типичной плотности застройки для коммерческой недвижимости г. Твери.
Оценщиком рассматривалась корректировка на финансовые условия, применялись корректировки на условия рынка, на возможность торга, корректировки на дату публичной оферты, корректировки на назначение участка и на наличие улучшений на участке, на площадь участка и на обеспеченность инженерными коммуникациями.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, которым установлено, что выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Тверской области не является заинтересованным лицом по делу, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), в соответствии с пунктом 5 которого Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.
Несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Росреестр сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
Кроме того, статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности на Росреестр возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направить сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Таким образом, в рассматриваемом деле необходимо участие Управления Росреестра по Тверской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Таким образом, указанные дела подлежат рассмотрению судом первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тверского областного суда от 17 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)