Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-16480/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменское" (ОГРН 1023405771443, ИНН 3411006413, адрес местонахождения: 403232, Волгоградская область, Киквидзенский район, с. Мачеха, ул. Павла Дегтярева, 94)
к Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053457066024, ИНН 3411004046, адрес местонахождения: 403232, Волгоградская область, Киквидзенский район, с. Мачеха, ул. Почтовая, 28)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков и признании недействительным постановления от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Милаев В.А., действующий по доверенности от 04.04.2014,
Администрации - не явился, извещена,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Каменское" (далее - заявитель, ООО "Каменское", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Каменское" в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров; признании недействительным постановления Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мачешанское сельское поселение Киквидзенского муниципального района Волгоградской области".
Решением от 20 июля 2015 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования удовлетворил в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каменское" 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым об отказе ООО "Каменское" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Каменское" в порядке статьи 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 79434 9), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.08.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Каменское" обратилось в Администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельных участков: с кадастровым номером 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, с кадастровым номером 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, с кадастровым номером 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров в аренду без проведения торгов в порядке части 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 31.03.2015 N 118 ООО "Каменское" отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков со ссылкой на то, что данные земельные участки не были сформированы за счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
20 апреля 2015 года Администрацией Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 24 об отказе ООО "Каменское" в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мачешанское сельское поселение Киквидзенского муниципального района Волгоградской области".
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Каменское", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Каменское" в аренду без торгов земельных участков, а также постановление Администрации от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушают права Общества в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Каменское" подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс), пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность. В качестве обязательного требования к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ названо осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В аренду, согласно статье 9 Закона N 101-ФЗ, могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Статьей 12 Закона N 101-ФЗ перечень сделок, которые могут быть совершены с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без выделения земельного участка в счет земельной доли, ограничен завещанием, отказом от права, внесением ее в уставный (складочный) капитал использующей земельный участок сельскохозяйственной организации, передачей в доверительное управление, куплей-продажей или дарением другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно статьям 12, 12.1 Закона N 101-ФЗ право муниципальной собственности на земельную долю возникает при отказе от права собственности на нее и государственной регистрации прекращения указанного права или на основании решения суда о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (статья 14 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, которым предусмотрена передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующей такой земельный участок сельскохозяйственной организации в собственность без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Как установлено судами и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Каменское" является выращивание зерновых и зернобобовых культур.
В материалы дела также представлена статистическая отчетность, копии налоговых деклараций по единому сельскохозяйственному налогу за 2012, 2013, 2014 годы в подтверждение того, что ООО "Каменское" является сельскохозяйственной организацией.
В судебном заседании установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся на территории земель, ранее предоставленных колхозу "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области.
В материалах дела имеется архивная справка Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, согласно которой в 1971 году по решению общего собрания колхозников колхоз имени Киквидзе переименован в колхоз "Рассвет" Мачешанского сельсовета Киквидзенского района Волгоградской области. В 1975 году колхоз "Рассвет" вошел в состав колхоза "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области (протокол общего собрания колхозников от 26.01.1975 N 1). В 1992 году колхоз "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области преобразован в акционерное общество закрытого типа "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области на основании решения собрания трудового коллектива (протокол от 26.02.1992 N 1), решения Малого совета Киквидзенского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 10.04.1992 N 4/35. В 2001 году акционерное общество закрытого типа "Урожай" преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив (сельскохозяйственную артель) "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области (постановление администрации Киквидзенского района Волгоградской области от 04.05.2001 N 237). Сельскохозяйственный производственный кооператив "Урожай" ликвидирован по определению Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2010 по делу N А12-8603/2008.
Преобразование колхоза "Урожай" в акционерное общество закрытого типа "Урожай" осуществлялось на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Согласно данным нормативным актам при приватизации земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, передача земли в собственность граждан, определение доли осуществлялись для последующего распоряжения гражданами принадлежащим им земельными долями.
Как следует из письма Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, по результатам инвентаризации земель бывшего акционерного общества закрытого типа "Урожай" выявлено, что после наделения земельными долями у общества "Урожай" в общем земельном массиве остались нераспределенные земли, не имеющие собственников. Эти свободные земли отнесены в резервный фонд хозяйства, первоначально формируемый в размере 400 гектаров. В целях оформления права муниципальной собственности на указанные земли администрацией Киквидзенского муниципального района из состава земель сельскохозяйственного назначения сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров.
Согласно пункту 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Решением Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 31.10.2012 по делу N 2-477/2012 удовлетворены требования прокурора Киквидзенского района Волгоградской области, суд обязал Администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области поставить на учет как бесхозяйные земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров.
При этом суд указал, что в реестре муниципальной собственности данные земельные участки не значатся, сформированы из земель, собственность на которые ни за кем не зарегистрирована.
Как пояснил представитель Общества суду апелляционной инстанции, в последующем земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров сняты с кадастрового учета как временные и поставлены на учет с кадастровыми номерами 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров.
Решением Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 20.10.2014 по делу N 2-283/2014 удовлетворены требования прокурора Киквидзенского района Волгоградской области, суд признал незаконным бездействие Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области по непринятию в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров и признал право собственности на указанные участки.
При этом суд указал, что данные земельные участки были приняты Администрацией на учет как бесхозяйные в связи с тем, что собственников данных земельных участков не имеется. Однако право муниципальной собственности оформлено не было.
Так же решением районного суда установлено, названные земельные участки используются ООО "Каменское" для производства сельскохозяйственной продукции, что следует из справки, представленной главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что не оспаривает факт использования участков заявителем, однако считает, что доказательств их использования на законных основаниях суду не представлено.
Судебная коллегия отклоняет данный довод Администрации, поскольку спорные земельные участки до вступления в законную силу решения Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 20.10.2014 по делу N 2-283/2014, которым признано право муниципальной собственности, являлись бесхозяйными, что являлось препятствием для оформления использования земельных участков на законных основаниях.
Как верно указал суд, то обстоятельство, что Администрация Мачешинского сельского поселения, как следует из решений Киквидзенского районного суда Волгоградской области, не исполняла обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не может повлечь за собой нарушение прав заявителя на получение земельных участков в аренду без проведения торгов.
С учетом всех имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные земельные участки сформированы за счет невостребованных земельных долей из земель, находившихся в резервном фонде акционерного общества закрытого тира "Урожай".
При этом в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлены доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки сформированы не за счет земельных долей, а за счет находящихся в муниципальной собственности земель.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-16480/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2015 N 12АП-9014/2015 ПО ДЕЛУ N А12-16480/2015
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. по делу N А12-16480/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-16480/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменское" (ОГРН 1023405771443, ИНН 3411006413, адрес местонахождения: 403232, Волгоградская область, Киквидзенский район, с. Мачеха, ул. Павла Дегтярева, 94)
к Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053457066024, ИНН 3411004046, адрес местонахождения: 403232, Волгоградская область, Киквидзенский район, с. Мачеха, ул. Почтовая, 28)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков и признании недействительным постановления от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Милаев В.А., действующий по доверенности от 04.04.2014,
Администрации - не явился, извещена,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Каменское" (далее - заявитель, ООО "Каменское", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Каменское" в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров; признании недействительным постановления Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мачешанское сельское поселение Киквидзенского муниципального района Волгоградской области".
Решением от 20 июля 2015 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования удовлетворил в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каменское" 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым об отказе ООО "Каменское" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Каменское" в порядке статьи 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 79434 9), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.08.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Каменское" обратилось в Администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельных участков: с кадастровым номером 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, с кадастровым номером 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, с кадастровым номером 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров в аренду без проведения торгов в порядке части 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 31.03.2015 N 118 ООО "Каменское" отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков со ссылкой на то, что данные земельные участки не были сформированы за счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
20 апреля 2015 года Администрацией Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 24 об отказе ООО "Каменское" в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мачешанское сельское поселение Киквидзенского муниципального района Волгоградской области".
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Каменское", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Каменское" в аренду без торгов земельных участков, а также постановление Администрации от 20.04.2015 N 24 об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушают права Общества в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Каменское" подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс), пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность. В качестве обязательного требования к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ названо осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В аренду, согласно статье 9 Закона N 101-ФЗ, могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Статьей 12 Закона N 101-ФЗ перечень сделок, которые могут быть совершены с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без выделения земельного участка в счет земельной доли, ограничен завещанием, отказом от права, внесением ее в уставный (складочный) капитал использующей земельный участок сельскохозяйственной организации, передачей в доверительное управление, куплей-продажей или дарением другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно статьям 12, 12.1 Закона N 101-ФЗ право муниципальной собственности на земельную долю возникает при отказе от права собственности на нее и государственной регистрации прекращения указанного права или на основании решения суда о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (статья 14 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, которым предусмотрена передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующей такой земельный участок сельскохозяйственной организации в собственность без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Как установлено судами и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Каменское" является выращивание зерновых и зернобобовых культур.
В материалы дела также представлена статистическая отчетность, копии налоговых деклараций по единому сельскохозяйственному налогу за 2012, 2013, 2014 годы в подтверждение того, что ООО "Каменское" является сельскохозяйственной организацией.
В судебном заседании установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся на территории земель, ранее предоставленных колхозу "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области.
В материалах дела имеется архивная справка Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, согласно которой в 1971 году по решению общего собрания колхозников колхоз имени Киквидзе переименован в колхоз "Рассвет" Мачешанского сельсовета Киквидзенского района Волгоградской области. В 1975 году колхоз "Рассвет" вошел в состав колхоза "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области (протокол общего собрания колхозников от 26.01.1975 N 1). В 1992 году колхоз "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области преобразован в акционерное общество закрытого типа "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области на основании решения собрания трудового коллектива (протокол от 26.02.1992 N 1), решения Малого совета Киквидзенского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 10.04.1992 N 4/35. В 2001 году акционерное общество закрытого типа "Урожай" преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив (сельскохозяйственную артель) "Урожай" Киквидзенского района Волгоградской области (постановление администрации Киквидзенского района Волгоградской области от 04.05.2001 N 237). Сельскохозяйственный производственный кооператив "Урожай" ликвидирован по определению Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2010 по делу N А12-8603/2008.
Преобразование колхоза "Урожай" в акционерное общество закрытого типа "Урожай" осуществлялось на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Согласно данным нормативным актам при приватизации земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, передача земли в собственность граждан, определение доли осуществлялись для последующего распоряжения гражданами принадлежащим им земельными долями.
Как следует из письма Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, по результатам инвентаризации земель бывшего акционерного общества закрытого типа "Урожай" выявлено, что после наделения земельными долями у общества "Урожай" в общем земельном массиве остались нераспределенные земли, не имеющие собственников. Эти свободные земли отнесены в резервный фонд хозяйства, первоначально формируемый в размере 400 гектаров. В целях оформления права муниципальной собственности на указанные земли администрацией Киквидзенского муниципального района из состава земель сельскохозяйственного назначения сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров.
Согласно пункту 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Решением Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 31.10.2012 по делу N 2-477/2012 удовлетворены требования прокурора Киквидзенского района Волгоградской области, суд обязал Администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области поставить на учет как бесхозяйные земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров.
При этом суд указал, что в реестре муниципальной собственности данные земельные участки не значатся, сформированы из земель, собственность на которые ни за кем не зарегистрирована.
Как пояснил представитель Общества суду апелляционной инстанции, в последующем земельные участки с кадастровыми номерами 34:11:070003:393 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:391 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:383 общей площадью 790800 квадратных метров сняты с кадастрового учета как временные и поставлены на учет с кадастровыми номерами 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров.
Решением Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 20.10.2014 по делу N 2-283/2014 удовлетворены требования прокурора Киквидзенского района Волгоградской области, суд признал незаконным бездействие Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области по непринятию в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:11:070003:447 общей площадью 420700 квадратных метров, 34:11:070003:448 общей площадью 393000 квадратных метров, 34:11:070002:409 общей площадью 790800 квадратных метров и признал право собственности на указанные участки.
При этом суд указал, что данные земельные участки были приняты Администрацией на учет как бесхозяйные в связи с тем, что собственников данных земельных участков не имеется. Однако право муниципальной собственности оформлено не было.
Так же решением районного суда установлено, названные земельные участки используются ООО "Каменское" для производства сельскохозяйственной продукции, что следует из справки, представленной главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что не оспаривает факт использования участков заявителем, однако считает, что доказательств их использования на законных основаниях суду не представлено.
Судебная коллегия отклоняет данный довод Администрации, поскольку спорные земельные участки до вступления в законную силу решения Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 20.10.2014 по делу N 2-283/2014, которым признано право муниципальной собственности, являлись бесхозяйными, что являлось препятствием для оформления использования земельных участков на законных основаниях.
Как верно указал суд, то обстоятельство, что Администрация Мачешинского сельского поселения, как следует из решений Киквидзенского районного суда Волгоградской области, не исполняла обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не может повлечь за собой нарушение прав заявителя на получение земельных участков в аренду без проведения торгов.
С учетом всех имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные земельные участки сформированы за счет невостребованных земельных долей из земель, находившихся в резервном фонде акционерного общества закрытого тира "Урожай".
При этом в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлены доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки сформированы не за счет земельных долей, а за счет находящихся в муниципальной собственности земель.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-16480/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)