Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 08 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Худолеева О.А. по доверенности от 23.12.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2710 выдано 31.12.2008;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Худолеева О.А. по доверенности от 23.12.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2710 выдано 31.12.2008;
- от ИП Цуканова Дмитрия Геннадьевича: Андрианов А.А. по доверенности от 31.08.2009 с правом передоверия сроком действия на три года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1638/2010, 05АП-1639/2010
на решение от 17.02.2010
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-23469/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Цуканова Дмитрия Геннадьевича
к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании действий
установил:
Индивидуальный предприниматель Цуканов Дмитрий Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконными действий администрации г. Владивостока (далее - администрация, ответчик), выраженных в письме от 03.12.2009 N 12137д, об отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 30 кв. м в районе пр-та Красного Знамени, 90 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами), и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока, ответчик) утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Цуканову Д.Г. такую схему.
Решением суда от 17.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя, в порядке апелляционного производства, решение суда от 17.02.2010, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока в самостоятельно поданных апелляционных жалобах, идентичных по содержанию, просят отменить решение суда в полном объеме и отказать в удовлетворенных заявленных предпринимателем требований. Ответчики указывают на то, что согласно транспортной схеме генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, испрашиваемый ИП Цукановым Д.Г. земельный участок, попадает в границы красных линий перспективного расширения автодороги. В связи с этим утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Кроме того, заявители апелляционных жалоб не согласны с выводом суда о возможности УГА г. Владивостока внести изменения в представленные заявителем схемы расположения земельных участков в части наименования органа и данных начальника управления, поскольку предприниматель должен был знать о данных изменениях и имел возможность представить надлежащим образом оформленную схему. В свою очередь статьей 34 Земельного кодекса РФ не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготавливать схемы расположения земельных участков.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока поддержали доводы апелляционных жалоб.
ИП Цуканов Д.Г. с апелляционными жалобами ответчиков не согласился, считает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги не препятствует предоставлению земельного участка в аренду заявителю для целей, не связанных со строительством.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИП Цуканов Д.Г. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе пр-та Красного Знамени, 90, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами).
Письмом от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 департамент обратился в администрацию г. Владивостока за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года и планов благоустройства территории города, нахождения земельного участка в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.
Администрация г. Владивостока по результатам указанного обращения департамента письмом от 03.12.2009 N 12137д сообщила, что схема расположения земельного участка не подлежит утверждению в связи с несоответствием ее форме, утвержденной распоряжением главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р, а также нахождением земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
Не согласившись с действиями администрации г. Владивостока, выраженных в письме от 03.12.2009 N 12137д, об отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 30 кв. м в районе пр-та Красного Знамени, 90 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами), предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок примерной площадью 30 кв. м, расположенный в г. Владивосток в районе пр-та Красного Знамени, 90, испрашивался предпринимателем в аренду для установки и дальнейшей эксплуатации павильона для розничной торговли цветами, не связанного с капитальным строительством.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В соответствии с пунктом 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (в редакции Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, вступившей в силу с 01.02.2007), постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы Департаменту имущественных отношений Приморского края как государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений Приморского края реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений, в частности, с учетом пункта 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории как один из этапов предоставления участка в аренду на территории города Владивостока осуществляет Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Коллегия апелляционной инстанции находит неправомерным указание администрации г. Владивостока в письме от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 в качестве основания для отказа в утверждении заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на несоответствие схемы расположения земельного участка форме, утвержденной распоряжением главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р. Неверное указание в схеме органа местного самоуправления, а именно: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры вместо Управления градостроительства и архитектуры и данных курирующего лица не относится непосредственно к форме схемы. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в утверждении схемы.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, соответствующие изменения в части наименования надлежащего органа местного самоуправления могли быть внесены администрацией при утверждении схем.
Ссылка ответчиков на то, что статьей 34 Земельного кодекса РФ не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготавливать схемы расположения земельных участков, к спорной ситуации значения не имеет, поскольку изменение в схеме расположения земельного участка наименования надлежащего органа местного самоуправления не является непосредственно изготовлением схемы.
Другим основанием для отказа в утверждении предпринимателю схемы расположения испрашиваемого спорного земельного участка в письме от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 явилось нахождение земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
Согласно транспортной схеме генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, действительно, испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Каких-либо иных ограничений в предоставлении земельных участков, расположенных в границах красных линий, (включая предоставление таких земельных участков в аренду для целей, не связанных с капитальным строительством), законодательством не установлено.
Наличие иных препятствий для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения спорного земельного участка ответчиками не установлено.
Необоснованный отказ администрации заявителю в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории повлек незаконное создание препятствий к оформлению предпринимателем прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности, что повлекло, соответственно, нарушение его прав и законных интересов.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконными оспариваемые действия администрации г. Владивостока, выраженные в письме от 03.12.2009 N 12137д, как не соответствующие Земельному кодексу РФ, и, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал УГА г. Владивостока, как полномочный орган, в месячный срок утвердить и выдать предпринимателю схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 17.02.2010 по делу N А51-23469/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2010 ПО ДЕЛУ N А51-23469/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу N А51-23469/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 08 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Худолеева О.А. по доверенности от 23.12.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2710 выдано 31.12.2008;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Худолеева О.А. по доверенности от 23.12.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2710 выдано 31.12.2008;
- от ИП Цуканова Дмитрия Геннадьевича: Андрианов А.А. по доверенности от 31.08.2009 с правом передоверия сроком действия на три года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1638/2010, 05АП-1639/2010
на решение от 17.02.2010
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-23469/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Цуканова Дмитрия Геннадьевича
к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании действий
установил:
Индивидуальный предприниматель Цуканов Дмитрий Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконными действий администрации г. Владивостока (далее - администрация, ответчик), выраженных в письме от 03.12.2009 N 12137д, об отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 30 кв. м в районе пр-та Красного Знамени, 90 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами), и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока, ответчик) утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Цуканову Д.Г. такую схему.
Решением суда от 17.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя, в порядке апелляционного производства, решение суда от 17.02.2010, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока в самостоятельно поданных апелляционных жалобах, идентичных по содержанию, просят отменить решение суда в полном объеме и отказать в удовлетворенных заявленных предпринимателем требований. Ответчики указывают на то, что согласно транспортной схеме генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, испрашиваемый ИП Цукановым Д.Г. земельный участок, попадает в границы красных линий перспективного расширения автодороги. В связи с этим утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Кроме того, заявители апелляционных жалоб не согласны с выводом суда о возможности УГА г. Владивостока внести изменения в представленные заявителем схемы расположения земельных участков в части наименования органа и данных начальника управления, поскольку предприниматель должен был знать о данных изменениях и имел возможность представить надлежащим образом оформленную схему. В свою очередь статьей 34 Земельного кодекса РФ не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготавливать схемы расположения земельных участков.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока поддержали доводы апелляционных жалоб.
ИП Цуканов Д.Г. с апелляционными жалобами ответчиков не согласился, считает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги не препятствует предоставлению земельного участка в аренду заявителю для целей, не связанных со строительством.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИП Цуканов Д.Г. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе пр-та Красного Знамени, 90, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами).
Письмом от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 департамент обратился в администрацию г. Владивостока за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года и планов благоустройства территории города, нахождения земельного участка в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.
Администрация г. Владивостока по результатам указанного обращения департамента письмом от 03.12.2009 N 12137д сообщила, что схема расположения земельного участка не подлежит утверждению в связи с несоответствием ее форме, утвержденной распоряжением главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р, а также нахождением земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
Не согласившись с действиями администрации г. Владивостока, выраженных в письме от 03.12.2009 N 12137д, об отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 30 кв. м в районе пр-та Красного Знамени, 90 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (установка и дальнейшая эксплуатация павильона для розничной торговли цветами), предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок примерной площадью 30 кв. м, расположенный в г. Владивосток в районе пр-та Красного Знамени, 90, испрашивался предпринимателем в аренду для установки и дальнейшей эксплуатации павильона для розничной торговли цветами, не связанного с капитальным строительством.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В соответствии с пунктом 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (в редакции Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, вступившей в силу с 01.02.2007), постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы Департаменту имущественных отношений Приморского края как государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений Приморского края реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений, в частности, с учетом пункта 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории как один из этапов предоставления участка в аренду на территории города Владивостока осуществляет Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Коллегия апелляционной инстанции находит неправомерным указание администрации г. Владивостока в письме от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 в качестве основания для отказа в утверждении заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на несоответствие схемы расположения земельного участка форме, утвержденной распоряжением главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р. Неверное указание в схеме органа местного самоуправления, а именно: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры вместо Управления градостроительства и архитектуры и данных курирующего лица не относится непосредственно к форме схемы. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в утверждении схемы.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, соответствующие изменения в части наименования надлежащего органа местного самоуправления могли быть внесены администрацией при утверждении схем.
Ссылка ответчиков на то, что статьей 34 Земельного кодекса РФ не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготавливать схемы расположения земельных участков, к спорной ситуации значения не имеет, поскольку изменение в схеме расположения земельного участка наименования надлежащего органа местного самоуправления не является непосредственно изготовлением схемы.
Другим основанием для отказа в утверждении предпринимателю схемы расположения испрашиваемого спорного земельного участка в письме от 17.09.2009 N 29/06-18-9520 явилось нахождение земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
Согласно транспортной схеме генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, действительно, испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в границах красных линий перспективного расширения автодороги.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Каких-либо иных ограничений в предоставлении земельных участков, расположенных в границах красных линий, (включая предоставление таких земельных участков в аренду для целей, не связанных с капитальным строительством), законодательством не установлено.
Наличие иных препятствий для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения спорного земельного участка ответчиками не установлено.
Необоснованный отказ администрации заявителю в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории повлек незаконное создание препятствий к оформлению предпринимателем прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности, что повлекло, соответственно, нарушение его прав и законных интересов.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконными оспариваемые действия администрации г. Владивостока, выраженные в письме от 03.12.2009 N 12137д, как не соответствующие Земельному кодексу РФ, и, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал УГА г. Владивостока, как полномочный орган, в месячный срок утвердить и выдать предпринимателю схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 17.02.2010 по делу N А51-23469/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)