Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (ОГРН 1062352004637) (Ульянченко С.Г. (доверенность от 02.04.2014), от заинтересованного лица (управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510) - Емцевой К.Э. (доверенность от 02.07.2014), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голубицкое" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г.,) по делу N А32-11364/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (далее (общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), в котором просило:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ОАО винсовхоз-завод "Ахтанизовский", выраженный в письме от 12.02.2013 N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074, 085-091,
- обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, категории - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м, в установленный законом срок.
Определением от 17.06.2013 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Краснодарскому краю, далее - кадастровая палата, т. 2. л.д. 117).
Решением от 16.12.2013, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в государственном кадастре недвижимости (далее - кадастр) отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, о разделе которого обществом принято решение от 01.12.2012, представленное на государственную регистрацию. Согласно кадастровым паспортам спорных участков, они образованы в 2005 году, из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, находящегося в общей долевой собственности, а не в 2012 году, и не из принадлежащего обществу на праве собственности участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27. Оспариваемое решение управления Росреестра от 12.02.2013 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее (Закон о регистрации прав, Закон N 122-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит решение от 16.12.2013 и апелляционное постановление от 24.03.2014 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, регистрация за обществом права собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, произведена 07.04.2006 по аналогии со сложной вещью, что подтверждается наличием в деле правоустанавливающих документов заявления о регистрации права с указанием кадастровых номеров всех шестнадцати участков, и их кадастровых паспортов. Предусмотренного в абзаце 4 пункта статьи 20 Закона о регистрации прав основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки (несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства) в рассматриваемом случае не имелось, к обязательным для регистрации заявлению и квитанциям об оплате государственной пошлины претензий у регистрирующего органа не было. Каждый из спорных участков образован в результате раздела 15.01.2005, из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, однако общество приобрело право собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, и владело им, как одной сложной вещью, предыдущий собственник данного участка - ОАО Агропромфирма "Голубицкая", также владело названным участком как сложной вещью, что подтверждается выданным ему свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2005. Право собственности на сложный участок никто не оспаривал и не оспаривает. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301000:2 снят с кадастрового учета в результате его раздела и перестал существовать как объект права. Присвоение органом кадастрового учета участку площадью 4 427 200 кв. м условного номера (23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27), ввиду отсутствия у него кадастрового номера, не противоречит пункту 3 статьи 12 Закона о регистрации прав. Вывод судебных инстанций о недоказанности тождества шестнадцати участков, образованных из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, и участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, противоречит имеющимся в деле доказательствам. Отказав в регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, регистрирующий орган нарушил право собственности общества. Суд первой инстанции необоснованно руководствовался статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не подлежащей применению к участку с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, находящемуся в частной собственности заявителя. Суды необоснованно не приняли во внимание, что регистрация права собственности общества на шестнадцать земельных участков, образованных в результате раздела принадлежащего ему одного (сложного) участка, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), какие-либо правопритязания со стороны третьих лиц на этот участок или его составные части, отсутствуют.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении своей жалобы настаивал, представитель управления Росреестра против этого возразил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15, 16 и 17 января 2005 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о шестнадцати земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м, расположенных в Темрюкском районе Краснодарского края, в границах ОАО винсовхоз-завод "Ахтанизовский", образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 (т. 1, л.д. 27-74).
Согласно выпискам из ЕГРП, по состоянию на 13.12.2013 перечисленные шестнадцать земельных участков зарегистрированных правообладателей не имеют, тогда как участок с кадастровым номером 23:30:0301000:0002, площадью 31 770 604 кв. м, находится в общей долевой собственности физических лиц, право собственности которых зарегистрировано в 2004, 2005 и 2006 годах (т. 2, л.д. 156-171, 172-185).
17.02.2005 в ЕГРП внесена запись о праве собственности ОАО АПФ "Голубицкая" на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 442,72 га (т. 2, л.д. 124).
07.04.2006, на основании решения от 13.03.2006, протокола заседания Совета директоров от 20.03.2006 и акта приема-передачи от 20.03.2006, в ЕГРП внесена запись о праве собственности общества на земельный участок (один) из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27 (т. 1, л.д. 10, т. 2, л.д. 155).
01.12.2012 общество в лице его директора приняло решение о разделе земельного участка общей площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, принадлежащего ему на праве собственности, на шестнадцать земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м (т. 1, л.д. 9).
27 и 28 декабря 2012 года общество обратилось в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на шестнадцать спорных земельных участков (т. 2, л.д. 14-28, 29-33, 34-38, 39-42, 43-47, 48-52, 56-60, 61-65, 66-70, 71-75, 76-80, 81-85, 86-90, 91-95, 96-100).
11.01.2013 государственная регистрация права собственности на шестнадцать спорных земельных участков и регистрация прекращения права на участок с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, приостанавливалась по решению регистрирующего органа на срок до 11.02.2013 (т. 1, л.д. 76-77).
12.02.2013 государственный регистратор, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, принял решение N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074,085-091 об отказе обществу в государственной регистрации права собственности на шестнадцать спорных земельных участков. Названное решение мотивировано несоответствием представленных на государственную регистрацию права собственности кадастровых паспортов земельных участков требованиям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32, а также выявленными противоречиями в представленных документах (заявленные к регистрации участки образованы из участка, сведений о принадлежности которого обществу в ЕГРП не имеется, и, напротив, в отношении исходного для них участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 имеются записи о принадлежности его на праве общей долевой собственности гражданам, решение от 01.12.2012 принято обществом об образовании спорных участков в результате раздела участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, тогда как по сведениям кадастра эти участки образованы еще в 2005 году путем раздела иного участка, с кадастровым номером 23:30:0301000:2; т. 1, л.д. 78-79).
Заявитель, полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона о регистрации прав.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) являются договоры и другие сделки, а также иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона о регистрации прав.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, на который имеется ссылка в оспариваемом обществом решении регистрирующего органа от 12.02.2013 N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074, 085-091, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды установили, что в кадастре отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, о разделе которого обществом принято решение от 01.12.2012, представленное на государственную регистрацию. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, 23:30:0301000:44, 23:30:0301000:42, 23:30:0301000:76, 23:30:0301000:37, 23:30:0301000:72, 23:30:0301000:41, 23:30:0301000:68, 23:30:0301000:62, 23:30:0301000:58, 23:30:0301000:75, 23:30:0301000:70, 23:30:0301000:24, 23:30:0301000:18, 23:30:0301000:50, 23:30:0301000:27, о государственной регистрации права собственности на которые заявлено, образованы в качестве самостоятельных объектов права (не частей другого земельного участка) в 2005 году, из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, находящегося в общей долевой собственности, а не в 2012 году, и не из участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27. При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение управления Росреестра от 12.02.2013 об отказе в государственной регистрации права собственности на перечисленные земельные участки не противоречит Закону о регистрации прав.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы о регистрации за обществом (07.04.2006) права собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, по аналогии со сложной вещью (статья 134 Гражданского кодекса), о том, что названный номер является условным, присвоенным участку по причине отсутствия у него кадастрового номера, судом кассационной инстанции не принимаются.
На момент государственной регистрации права собственности общества на участок с номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27 действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), определяющий земельный участок как часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования, подлежат государственному кадастровому учету, который представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (абзац 3 статьи 1, пункт 1 статьи 7 Закона N 28-ФЗ).
Таким образом, институт сложной вещи к спорным земельным участкам, сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельных, однозначно выделяемых из других земельных участков, объектов права, неприменим. Об этом свидетельствует наличие у каждого из шестнадцати земельных участков кадастрового паспорта, в том числе уже по состоянию на 07.04.2006. Образование данными участками единого целого, предполагающего использование их по общему назначению, и невозможность использования этих земельных участков по целевому назначению раздельно, из материалов дела не следует.
В силу прямого указания пункта 3 статьи 14 Закона N 28-ФЗ, моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации прав).
Приведенный в жалобе аргумент о том, что обязательными для государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела другого земельного участка, являются лишь заявление о регистрации и квитанция об уплате государственной пошлины, несостоятелен, ввиду противоречия требованиям пункта 2 статьи 16, статьи 22.2 Закона о регистрации прав.
Доводы жалобы, основанные на том, что каждый из спорных участков образован в результате раздела 15.01.2005, из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, фактически подтверждают, что раздел участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, запись о принадлежности которого обществу внесена в ЕГРП, не производился, что само по себе исключало государственную регистрацию права собственности на спорные участки по приведенному основанию.
Указание подателя жалобы на принадлежность ему на праве собственности и осуществление правомочий владения в отношении участка площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, право на который никто не оспаривал и не оспаривает, подлежит отклонению, поскольку проверка оснований возникновения и правильности государственной регистрации права собственности общества, ОАО агропромфирмы "Голубицкая" (предыдущего правообладателя) на данный участок в рамках настоящего дела невозможны.
При этом суд кассационной инстанции отмечает различное описание объекта права в свидетельствах о государственной регистрации права собственности, выданных обществу и ОАО агропромфирме "Голубицкая" (т. 1, л.д. 10, т. 2, л.д. 124).
Довод общества о снятии с кадастрового учета и прекращении существования как объекта права земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 не принимается, как противоречащий материалам дела (решение органа кадастрового учета о снятии с кадастрового учета не представлено, актуальная по состоянию на декабрь 2013 года выписка из ЕГРП о правах на участок имеется).
Тождество шестнадцати спорных участков, образованных из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, и участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, юридически невозможно (пункт 3 статьи 1, пункт 1 статьи 5, статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), поэтому вопрос о его доказанности (недоказанности) правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
В отсутствие достоверных доказательств образования спорных земельных участков из участка с номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, изложенные в жалобе тезисы об ошибочности ссылок суда первой инстанции на статью 11.3 Земельного кодекса, о том, что регистрация права собственности общества на шестнадцать земельных участков не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, на выводы судов по существу спора не влияют.
Полагая, что в результате гражданско-правовой сделки, совершенной в 2006 году, общество стало собственником существующих с 2005 года шестнадцати спорных земельных участков, оно не лишено возможности обратиться за государственной регистрацией права собственности на них на основании имеющихся правоустанавливающих документов, вне связи с разделом участка с номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) решения от 16.12.2013 и апелляционного постановления от 24.03.2014 по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности выводов судебных инстанций, сводятся к несогласию с их оценкой представленных в дело доказательств. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных судами доказательств не входит в компетенцию кассационного суда (статья 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса). Обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, изложенные в них суждения материалам дела соответствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя, оснований для их перераспределения между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не имеется. Излишне уплаченные заявителем денежные средства подлежат возврату ему из федерального бюджета (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 104 Арбитражного процессуального кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 (289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А32-11364/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (ОГРН 1062352004637) из федерального бюджета 1 (одну) тысячу рублей излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение от 22.05.2014 N 34).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N А32-11364/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N А32-11364/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (ОГРН 1062352004637) (Ульянченко С.Г. (доверенность от 02.04.2014), от заинтересованного лица (управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510) - Емцевой К.Э. (доверенность от 02.07.2014), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голубицкое" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г.,) по делу N А32-11364/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (далее (общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), в котором просило:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ОАО винсовхоз-завод "Ахтанизовский", выраженный в письме от 12.02.2013 N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074, 085-091,
- обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, категории - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м, в установленный законом срок.
Определением от 17.06.2013 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Краснодарскому краю, далее - кадастровая палата, т. 2. л.д. 117).
Решением от 16.12.2013, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в государственном кадастре недвижимости (далее - кадастр) отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, о разделе которого обществом принято решение от 01.12.2012, представленное на государственную регистрацию. Согласно кадастровым паспортам спорных участков, они образованы в 2005 году, из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, находящегося в общей долевой собственности, а не в 2012 году, и не из принадлежащего обществу на праве собственности участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27. Оспариваемое решение управления Росреестра от 12.02.2013 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее (Закон о регистрации прав, Закон N 122-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит решение от 16.12.2013 и апелляционное постановление от 24.03.2014 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, регистрация за обществом права собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, произведена 07.04.2006 по аналогии со сложной вещью, что подтверждается наличием в деле правоустанавливающих документов заявления о регистрации права с указанием кадастровых номеров всех шестнадцати участков, и их кадастровых паспортов. Предусмотренного в абзаце 4 пункта статьи 20 Закона о регистрации прав основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки (несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства) в рассматриваемом случае не имелось, к обязательным для регистрации заявлению и квитанциям об оплате государственной пошлины претензий у регистрирующего органа не было. Каждый из спорных участков образован в результате раздела 15.01.2005, из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, однако общество приобрело право собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, и владело им, как одной сложной вещью, предыдущий собственник данного участка - ОАО Агропромфирма "Голубицкая", также владело названным участком как сложной вещью, что подтверждается выданным ему свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2005. Право собственности на сложный участок никто не оспаривал и не оспаривает. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301000:2 снят с кадастрового учета в результате его раздела и перестал существовать как объект права. Присвоение органом кадастрового учета участку площадью 4 427 200 кв. м условного номера (23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27), ввиду отсутствия у него кадастрового номера, не противоречит пункту 3 статьи 12 Закона о регистрации прав. Вывод судебных инстанций о недоказанности тождества шестнадцати участков, образованных из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, и участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, противоречит имеющимся в деле доказательствам. Отказав в регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, регистрирующий орган нарушил право собственности общества. Суд первой инстанции необоснованно руководствовался статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не подлежащей применению к участку с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, находящемуся в частной собственности заявителя. Суды необоснованно не приняли во внимание, что регистрация права собственности общества на шестнадцать земельных участков, образованных в результате раздела принадлежащего ему одного (сложного) участка, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), какие-либо правопритязания со стороны третьих лиц на этот участок или его составные части, отсутствуют.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении своей жалобы настаивал, представитель управления Росреестра против этого возразил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15, 16 и 17 января 2005 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о шестнадцати земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м, расположенных в Темрюкском районе Краснодарского края, в границах ОАО винсовхоз-завод "Ахтанизовский", образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 (т. 1, л.д. 27-74).
Согласно выпискам из ЕГРП, по состоянию на 13.12.2013 перечисленные шестнадцать земельных участков зарегистрированных правообладателей не имеют, тогда как участок с кадастровым номером 23:30:0301000:0002, площадью 31 770 604 кв. м, находится в общей долевой собственности физических лиц, право собственности которых зарегистрировано в 2004, 2005 и 2006 годах (т. 2, л.д. 156-171, 172-185).
17.02.2005 в ЕГРП внесена запись о праве собственности ОАО АПФ "Голубицкая" на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 442,72 га (т. 2, л.д. 124).
07.04.2006, на основании решения от 13.03.2006, протокола заседания Совета директоров от 20.03.2006 и акта приема-передачи от 20.03.2006, в ЕГРП внесена запись о праве собственности общества на земельный участок (один) из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27 (т. 1, л.д. 10, т. 2, л.д. 155).
01.12.2012 общество в лице его директора приняло решение о разделе земельного участка общей площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, принадлежащего ему на праве собственности, на шестнадцать земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, площадью 765 519 кв. м, 23:30:0301000:44, площадью 1 511 248 кв. м, 23:30:0301000:42, площадью 154 269 кв. м, 23:30:0301000:76, площадью 229 392 кв. м, 23:30:0301000:37, площадью 170 873 кв. м, 23:30:0301000:72, площадью 237 087 кв. м, 23:30:0301000:41, площадью 174 247 кв. м, 23:30:0301000:68, площадью 121 448 кв. м, 23:30:0301000:62, площадью 39 171 кв. м, 23:30:0301000:58, площадью 149 457 кв. м, 23:30:0301000:75, площадью 134 658 кв. м, 23:30:0301000:70, площадью 140 177 кв. м, 23:30:0301000:24, площадью 155 285 кв. м, 23:30:0301000:18, площадью 120 982 кв. м, 23:30:0301000:50, площадью 161 827 кв. м, 23:30:0301000:27, площадью 161 604 кв. м (т. 1, л.д. 9).
27 и 28 декабря 2012 года общество обратилось в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на шестнадцать спорных земельных участков (т. 2, л.д. 14-28, 29-33, 34-38, 39-42, 43-47, 48-52, 56-60, 61-65, 66-70, 71-75, 76-80, 81-85, 86-90, 91-95, 96-100).
11.01.2013 государственная регистрация права собственности на шестнадцать спорных земельных участков и регистрация прекращения права на участок с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, приостанавливалась по решению регистрирующего органа на срок до 11.02.2013 (т. 1, л.д. 76-77).
12.02.2013 государственный регистратор, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, принял решение N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074,085-091 об отказе обществу в государственной регистрации права собственности на шестнадцать спорных земельных участков. Названное решение мотивировано несоответствием представленных на государственную регистрацию права собственности кадастровых паспортов земельных участков требованиям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32, а также выявленными противоречиями в представленных документах (заявленные к регистрации участки образованы из участка, сведений о принадлежности которого обществу в ЕГРП не имеется, и, напротив, в отношении исходного для них участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 имеются записи о принадлежности его на праве общей долевой собственности гражданам, решение от 01.12.2012 принято обществом об образовании спорных участков в результате раздела участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, тогда как по сведениям кадастра эти участки образованы еще в 2005 году путем раздела иного участка, с кадастровым номером 23:30:0301000:2; т. 1, л.д. 78-79).
Заявитель, полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона о регистрации прав.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) являются договоры и другие сделки, а также иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона о регистрации прав.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, на который имеется ссылка в оспариваемом обществом решении регистрирующего органа от 12.02.2013 N 44/112/2012-289-290, 44/119/2012-059-062, 44/125/2012-071-074, 085-091, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды установили, что в кадастре отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, о разделе которого обществом принято решение от 01.12.2012, представленное на государственную регистрацию. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0301000:74, 23:30:0301000:44, 23:30:0301000:42, 23:30:0301000:76, 23:30:0301000:37, 23:30:0301000:72, 23:30:0301000:41, 23:30:0301000:68, 23:30:0301000:62, 23:30:0301000:58, 23:30:0301000:75, 23:30:0301000:70, 23:30:0301000:24, 23:30:0301000:18, 23:30:0301000:50, 23:30:0301000:27, о государственной регистрации права собственности на которые заявлено, образованы в качестве самостоятельных объектов права (не частей другого земельного участка) в 2005 году, из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, находящегося в общей долевой собственности, а не в 2012 году, и не из участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27. При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение управления Росреестра от 12.02.2013 об отказе в государственной регистрации права собственности на перечисленные земельные участки не противоречит Закону о регистрации прав.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы о регистрации за обществом (07.04.2006) права собственности на земельный участок площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, по аналогии со сложной вещью (статья 134 Гражданского кодекса), о том, что названный номер является условным, присвоенным участку по причине отсутствия у него кадастрового номера, судом кассационной инстанции не принимаются.
На момент государственной регистрации права собственности общества на участок с номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27 действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), определяющий земельный участок как часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования, подлежат государственному кадастровому учету, который представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (абзац 3 статьи 1, пункт 1 статьи 7 Закона N 28-ФЗ).
Таким образом, институт сложной вещи к спорным земельным участкам, сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельных, однозначно выделяемых из других земельных участков, объектов права, неприменим. Об этом свидетельствует наличие у каждого из шестнадцати земельных участков кадастрового паспорта, в том числе уже по состоянию на 07.04.2006. Образование данными участками единого целого, предполагающего использование их по общему назначению, и невозможность использования этих земельных участков по целевому назначению раздельно, из материалов дела не следует.
В силу прямого указания пункта 3 статьи 14 Закона N 28-ФЗ, моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации прав).
Приведенный в жалобе аргумент о том, что обязательными для государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела другого земельного участка, являются лишь заявление о регистрации и квитанция об уплате государственной пошлины, несостоятелен, ввиду противоречия требованиям пункта 2 статьи 16, статьи 22.2 Закона о регистрации прав.
Доводы жалобы, основанные на том, что каждый из спорных участков образован в результате раздела 15.01.2005, из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, фактически подтверждают, что раздел участка с кадастровым номером 23:30:03 01 000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, запись о принадлежности которого обществу внесена в ЕГРП, не производился, что само по себе исключало государственную регистрацию права собственности на спорные участки по приведенному основанию.
Указание подателя жалобы на принадлежность ему на праве собственности и осуществление правомочий владения в отношении участка площадью 4 427 200 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, право на который никто не оспаривал и не оспаривает, подлежит отклонению, поскольку проверка оснований возникновения и правильности государственной регистрации права собственности общества, ОАО агропромфирмы "Голубицкая" (предыдущего правообладателя) на данный участок в рамках настоящего дела невозможны.
При этом суд кассационной инстанции отмечает различное описание объекта права в свидетельствах о государственной регистрации права собственности, выданных обществу и ОАО агропромфирме "Голубицкая" (т. 1, л.д. 10, т. 2, л.д. 124).
Довод общества о снятии с кадастрового учета и прекращении существования как объекта права земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2 не принимается, как противоречащий материалам дела (решение органа кадастрового учета о снятии с кадастрового учета не представлено, актуальная по состоянию на декабрь 2013 года выписка из ЕГРП о правах на участок имеется).
Тождество шестнадцати спорных участков, образованных из участка с кадастровым номером 23:30:0301000:2, и участка с кадастровым номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, юридически невозможно (пункт 3 статьи 1, пункт 1 статьи 5, статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), поэтому вопрос о его доказанности (недоказанности) правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
В отсутствие достоверных доказательств образования спорных земельных участков из участка с номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27, изложенные в жалобе тезисы об ошибочности ссылок суда первой инстанции на статью 11.3 Земельного кодекса, о том, что регистрация права собственности общества на шестнадцать земельных участков не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, на выводы судов по существу спора не влияют.
Полагая, что в результате гражданско-правовой сделки, совершенной в 2006 году, общество стало собственником существующих с 2005 года шестнадцати спорных земельных участков, оно не лишено возможности обратиться за государственной регистрацией права собственности на них на основании имеющихся правоустанавливающих документов, вне связи с разделом участка с номером 23:30:0301000:0074;44;42;76;37;72;41;68;62;58;75;70;24;18;50;27.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) решения от 16.12.2013 и апелляционного постановления от 24.03.2014 по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности выводов судебных инстанций, сводятся к несогласию с их оценкой представленных в дело доказательств. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных судами доказательств не входит в компетенцию кассационного суда (статья 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса). Обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, изложенные в них суждения материалам дела соответствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя, оснований для их перераспределения между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не имеется. Излишне уплаченные заявителем денежные средства подлежат возврату ему из федерального бюджета (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 104 Арбитражного процессуального кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 (289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А32-11364/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Голубицкое" (ОГРН 1062352004637) из федерального бюджета 1 (одну) тысячу рублей излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение от 22.05.2014 N 34).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.МАЗУРОВА
Н.С.МАЗУРОВА
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)