Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6021/2014) индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича
на решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича
к Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным бездействия, а также обязании: оформить результаты выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, принять решение о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства, предоставить земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431 для строительства промышленного объекта и производства,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича - Лялюшкин Сергей Миноминович (паспорт); Охлопков Алексей Николаевич (удостоверение, по доверенности N 55 АА 0470879 от 22.05.2012 сроком действия три года);
- от Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 51 от 16.12.2013 сроком действия один год).
установил:
Индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент), Администрации города Омска (далее - Администрация) о:
- признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выражающегося в неисполнении обязанности по предварительному согласованию места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска;
- обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить результаты выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе города Омска;
- обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р, утверждающим акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязании Администрации города Омска предоставить Лялюшкину Сергею Миноминовичу земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431, площадью 1 754 кв. м, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -двухэтажное здание. Участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Заводская, дом 19.
Решением от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку Департаментом совершены все предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) действия по выбору земельного участка, а, именно: Департаментом утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка; 24.10.2013 утвержден акт о выборе и согласовано место размещения объекта. Кроме того, как указал суд, 18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему конкретного кадастрового номера и с конкретным видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ. В связи с этим, как указано в обжалуемом судебном решении, этому же самому земельному участку не должен и не может быть присвоен иной кадастровый номер, поскольку соответствующие мероприятия уже выполнены и необходимые действия совершены.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы Предприниматель отмечает, что поданное им в Департамент заявление о выборе земельного участка Департаментом до настоящего времени фактически не рассмотрено, решение по заявлению не принято. Департамент отменил ранее изданное им распоряжение об утверждении акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта (то есть, юридически оно перестало существовать), но другого предусмотренного законом решения по результатам рассмотрения заявления Лялюшкина СМ. Департамент не принял. В итоге по заявлению Лялюшкина С.М. о выборе земельного участка уполномоченным органом (Департаментом) не принято ни решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, ни решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. А с учетом того, что у Департамента не было оснований для отказа Заявителю в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта, начатая по заявлению Лялюшкина С.М. процедура должна была завершиться предоставлением ему испрашиваемого земельного участка. В связи с этим Заявителем и предъявлено в суд требование об обязании Администрации города Омска предоставить ему испрашиваемый земельный участок для строительства.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Предпринимателя Департамент выразил свое несогласие с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В представленных в апелляционный суд возражениях на отзыв Департамента Предприниматель повторил свою позицию, изложенную ранее в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было проведено в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражение на отзыв, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
11.07.2013 индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства промышленного объекта -завода по производству сыров по ул. Заводская в Советском административном округе, предполагаемый размер земельного участка 2 600 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 27.08.2013 N 2109-р была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1 763 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе г. Омска, предварительно согласовано место размещения указанного промышленного объекта и производства согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р; заявителю рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 55:36:050203:2431, с видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ).
В письме от 13.01.2014 Департамент сообщил предпринимателю о том, что "в соответствии со статьей 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", и его официальным толкованием, изложенным в Постановлении Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655, распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска" признано утратившим силу в соответствии с распоряжением департамента от 24.12.2013 N 3553-р".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По положениям статей 10, 11 Земельного кодекса субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 указанной статьи осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, таким органом является Департамент.
Как уже было отмечено выше, распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 27.08.2013 N 2109-р уже была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1 763 кв. м. В повторном ее утверждении необходимости не имеется.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе г. Омска, предварительно согласовано место размещения указанного промышленного объекта и производства согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р.
18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему конкретного кадастрового номера 55:36:050203:2431, с видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ). Этому же участку не должен и не может быть присвоен иной кадастровый номер, поскольку соответствующие мероприятия уже выполнены и действия совершены.
Принимая во внимание названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска необходимых в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ действий по выбору испрашиваемого земельного участка, что объективно исключает бездействие данного органа в рассматриваемом случае, и, следовательно, возможность восстановления заявленных нарушенных прав именно этим способом.
Апелляционная коллегия находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о незаконном характере распоряжения от 24.12.2013 N 3553-р, отменившим распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска", поскольку вопрос о правомерности названного ненормативного правового акта не был включен в требования предпринимателя при обращении последнего в арбитражный суд.
Более того, на момент рассмотрения спора по существу Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", так и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 в установленном законом порядке не отменены, являются действующими актами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Департаментом фактически были совершены предусмотренные статьей 31 ЗК РФ действия по выбору испрашиваемого земельного участка, и, следовательно, оснований для признания заявленного бездействия незаконным, как и для обязания совершения обозначенных в качестве восстанавливающих нарушенные права действий, у суда не имеется.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с действиями Департамента по отмене распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р, и как верно было отмечено судом первой инстанции не подлежат рассмотрению в рамках настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что Предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2014 N 08АП-6021/2014 ПО ДЕЛУ N А46-2103/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. N 08АП-6021/2014
Дело N А46-2103/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6021/2014) индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича
на решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича
к Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным бездействия, а также обязании: оформить результаты выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, принять решение о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства, предоставить земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431 для строительства промышленного объекта и производства,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича - Лялюшкин Сергей Миноминович (паспорт); Охлопков Алексей Николаевич (удостоверение, по доверенности N 55 АА 0470879 от 22.05.2012 сроком действия три года);
- от Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 51 от 16.12.2013 сроком действия один год).
установил:
Индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент), Администрации города Омска (далее - Администрация) о:
- признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выражающегося в неисполнении обязанности по предварительному согласованию места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска;
- обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить результаты выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе города Омска;
- обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р, утверждающим акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязании Администрации города Омска предоставить Лялюшкину Сергею Миноминовичу земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431, площадью 1 754 кв. м, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -двухэтажное здание. Участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Заводская, дом 19.
Решением от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку Департаментом совершены все предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) действия по выбору земельного участка, а, именно: Департаментом утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка; 24.10.2013 утвержден акт о выборе и согласовано место размещения объекта. Кроме того, как указал суд, 18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему конкретного кадастрового номера и с конкретным видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ. В связи с этим, как указано в обжалуемом судебном решении, этому же самому земельному участку не должен и не может быть присвоен иной кадастровый номер, поскольку соответствующие мероприятия уже выполнены и необходимые действия совершены.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы Предприниматель отмечает, что поданное им в Департамент заявление о выборе земельного участка Департаментом до настоящего времени фактически не рассмотрено, решение по заявлению не принято. Департамент отменил ранее изданное им распоряжение об утверждении акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта (то есть, юридически оно перестало существовать), но другого предусмотренного законом решения по результатам рассмотрения заявления Лялюшкина СМ. Департамент не принял. В итоге по заявлению Лялюшкина С.М. о выборе земельного участка уполномоченным органом (Департаментом) не принято ни решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, ни решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. А с учетом того, что у Департамента не было оснований для отказа Заявителю в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта, начатая по заявлению Лялюшкина С.М. процедура должна была завершиться предоставлением ему испрашиваемого земельного участка. В связи с этим Заявителем и предъявлено в суд требование об обязании Администрации города Омска предоставить ему испрашиваемый земельный участок для строительства.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Предпринимателя Департамент выразил свое несогласие с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В представленных в апелляционный суд возражениях на отзыв Департамента Предприниматель повторил свою позицию, изложенную ранее в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было проведено в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражение на отзыв, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
11.07.2013 индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства промышленного объекта -завода по производству сыров по ул. Заводская в Советском административном округе, предполагаемый размер земельного участка 2 600 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 27.08.2013 N 2109-р была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1 763 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе г. Омска, предварительно согласовано место размещения указанного промышленного объекта и производства согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р; заявителю рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 55:36:050203:2431, с видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ).
В письме от 13.01.2014 Департамент сообщил предпринимателю о том, что "в соответствии со статьей 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", и его официальным толкованием, изложенным в Постановлении Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655, распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска" признано утратившим силу в соответствии с распоряжением департамента от 24.12.2013 N 3553-р".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По положениям статей 10, 11 Земельного кодекса субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 указанной статьи осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, таким органом является Департамент.
Как уже было отмечено выше, распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 27.08.2013 N 2109-р уже была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1 763 кв. м. В повторном ее утверждении необходимости не имеется.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по улице Заводская, дом 19 в Советском административном округе г. Омска, предварительно согласовано место размещения указанного промышленного объекта и производства согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2109-р.
18.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с присвоением ему конкретного кадастрового номера 55:36:050203:2431, с видом разрешенного использования - для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ). Этому же участку не должен и не может быть присвоен иной кадастровый номер, поскольку соответствующие мероприятия уже выполнены и действия совершены.
Принимая во внимание названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска необходимых в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ действий по выбору испрашиваемого земельного участка, что объективно исключает бездействие данного органа в рассматриваемом случае, и, следовательно, возможность восстановления заявленных нарушенных прав именно этим способом.
Апелляционная коллегия находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о незаконном характере распоряжения от 24.12.2013 N 3553-р, отменившим распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска", поскольку вопрос о правомерности названного ненормативного правового акта не был включен в требования предпринимателя при обращении последнего в арбитражный суд.
Более того, на момент рассмотрения спора по существу Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", так и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 в установленном законом порядке не отменены, являются действующими актами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Департаментом фактически были совершены предусмотренные статьей 31 ЗК РФ действия по выбору испрашиваемого земельного участка, и, следовательно, оснований для признания заявленного бездействия незаконным, как и для обязания совершения обозначенных в качестве восстанавливающих нарушенные права действий, у суда не имеется.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с действиями Департамента по отмене распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р, и как верно было отмечено судом первой инстанции не подлежат рассмотрению в рамках настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что Предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2014 по делу N А46-2103/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)