Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчика) - Самозванцевой П.В. - представителя по доверенности от 04.09.2012 N 24/2012-11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" мая 2015 года по делу N А33-19974/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
Козлова Марина Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Красноярскому краю с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:320203:0191 площадью 89100 кв. м, участок находится примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4636, контур 631р, участок N 4, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, по состоянию на 01.01.2009 года в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 1 024 700 рублей.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 10.01.2014, от 07.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Правительство Красноярского края, общество с ограниченной ответственностью "Квазар", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка, поскольку истцом в нарушение статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не представлено экспертное заключение на отчет об определении рыночной стоимости от 24.02.2015 N 2-2015.
Кроме того, по мнению заявителя, истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов, поскольку в настоящее время оспариваемые заявителем сведения о кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют в связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки земель Постановлением Правительства Красноярского края от 30.11.2012 N 629-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края".
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения
Правительство Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.
От остальных третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением от 23.06.2015 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 16.07.2015.
В судебное заседание не явились и не направили своих представителей истец и третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 23.06.2015 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству от 08.05.2008 N 24ЕЗ 850836 Козловой Марине Анатольевне на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 24:11:320203:0191, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 89 100 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4 636, контур 631р, участок N 4, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район (т. 1, л.д. 10).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 апреля 2008 года категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земли сельхозпроизводства.
Как следует из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 27.05.2013 N 1-6/08161 (т. 1, л.д. 118 - 119), земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320203:191 поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
08.10.2009 сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка были изменены на "дачное строительство" на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 29.09.2009 N 2411/103/09-2198 (заявитель Козлова М.А.) и постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 06.04.2009 N 143.
Впоследствии, по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 13.12.2012 N 12-0-1-73/3000/2012-17793 (заявитель Козлова М.А.) и постановлению администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 27.11.2012 N 218 вид разрешенного использования изменен на "сельскохозяйственное производство".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 от 08 октября 2009 года кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 33 426 756 рублей (т. 1, л.д. 11 - 13).
Согласно кадастровой справке от 21 ноября 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 по состоянию на 01.01.2010 составляла 33 426 756 рублей (т. 1, л.д. 37).
По отчету ООО "Квазар" от 05.11.2013 N 130/13 стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляла 478 912 рублей 50 копеек (т. 1, л.д. 16 - 27).
Согласно отчету от 24 апреля 2015 года N 2-2015, составленному Смирновой Юлией Олеговной, членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь", рыночная стоимость земельного участка общей площадью 89100 кв. м, расположенного примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4636, контур 631р, участок N 4, с кадастровым номером 24:11:0320203:191 по состоянию на 01.01.2009 составляла 1 024 700 рублей (т. 2, л.д. 44-91).
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 22.04.2013 на основании Постановления Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 года N 629-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края" установлена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 в размере 528 363 рублей (т. 1, л.д. 44), что не оспаривается истцом.
Как следует из пояснений ответчика, изложенных в дополнении к отзыву на иск от 07 апреля 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка в размере 33 426 756 рублей была определена органом кадастрового учета актом определения кадастровой стоимости от 07 октября 2009 года исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года N 251-П, вступившего в силу с 01 января 2009 года.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на объем налоговых обязательств истца, истец обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 в размере 1 024 700 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года иск удовлетворен.
Считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом деле истцом оспаривается кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических Красноярского края".
Таким образом, обладая правами и обязанностями собственника земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191, истец в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации несет налоговое бремя по его содержанию, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, истец является лицом, заинтересованным в достоверности величины кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом согласно абзацу четвертому названной нормы права в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, закон связывает возникновение у заинтересованного лица права на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка либо с фактом использования при определении кадастровой стоимости недостоверных сведений либо с фактом несоответствия установленной кадастровой стоимости рыночной стоимости, вызванного массовым характером кадастровой оценки.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из приведенных норм следует, что, обращаясь в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, истец должен доказать величину рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- - кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- - нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- - документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- - отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- - положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.16 предусмотрена обязанность проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет. Согласно указанной норме отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в нарушение названных норм права истцом не представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка от 24 апреля 2015 года N 2-2015.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца (более чем в 30 раз), представленный отчет оценщика при отсутствии названного экспертного заключения не может быть признан достаточным доказательством рыночной стоимости земельного участка. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2014 по делу N А33-11067/2013)
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2015 года по делу N А33-19974/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2015 ПО ДЕЛУ N А33-19974/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N А33-19974/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчика) - Самозванцевой П.В. - представителя по доверенности от 04.09.2012 N 24/2012-11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" мая 2015 года по делу N А33-19974/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
Козлова Марина Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Красноярскому краю с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:320203:0191 площадью 89100 кв. м, участок находится примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4636, контур 631р, участок N 4, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, по состоянию на 01.01.2009 года в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 1 024 700 рублей.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 10.01.2014, от 07.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Правительство Красноярского края, общество с ограниченной ответственностью "Квазар", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка, поскольку истцом в нарушение статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не представлено экспертное заключение на отчет об определении рыночной стоимости от 24.02.2015 N 2-2015.
Кроме того, по мнению заявителя, истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов, поскольку в настоящее время оспариваемые заявителем сведения о кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют в связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки земель Постановлением Правительства Красноярского края от 30.11.2012 N 629-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края".
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения
Правительство Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.
От остальных третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением от 23.06.2015 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 16.07.2015.
В судебное заседание не явились и не направили своих представителей истец и третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 23.06.2015 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству от 08.05.2008 N 24ЕЗ 850836 Козловой Марине Анатольевне на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 24:11:320203:0191, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 89 100 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4 636, контур 631р, участок N 4, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район (т. 1, л.д. 10).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 апреля 2008 года категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земли сельхозпроизводства.
Как следует из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 27.05.2013 N 1-6/08161 (т. 1, л.д. 118 - 119), земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320203:191 поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
08.10.2009 сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка были изменены на "дачное строительство" на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 29.09.2009 N 2411/103/09-2198 (заявитель Козлова М.А.) и постановления администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 06.04.2009 N 143.
Впоследствии, по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 13.12.2012 N 12-0-1-73/3000/2012-17793 (заявитель Козлова М.А.) и постановлению администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 27.11.2012 N 218 вид разрешенного использования изменен на "сельскохозяйственное производство".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 от 08 октября 2009 года кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 33 426 756 рублей (т. 1, л.д. 11 - 13).
Согласно кадастровой справке от 21 ноября 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 по состоянию на 01.01.2010 составляла 33 426 756 рублей (т. 1, л.д. 37).
По отчету ООО "Квазар" от 05.11.2013 N 130/13 стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляла 478 912 рублей 50 копеек (т. 1, л.д. 16 - 27).
Согласно отчету от 24 апреля 2015 года N 2-2015, составленному Смирновой Юлией Олеговной, членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь", рыночная стоимость земельного участка общей площадью 89100 кв. м, расположенного примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Серебряково, по левой стороне автодороги Частоостровское - Серебряково, трапеция 4636, контур 631р, участок N 4, с кадастровым номером 24:11:0320203:191 по состоянию на 01.01.2009 составляла 1 024 700 рублей (т. 2, л.д. 44-91).
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 22.04.2013 на основании Постановления Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 года N 629-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края" установлена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 в размере 528 363 рублей (т. 1, л.д. 44), что не оспаривается истцом.
Как следует из пояснений ответчика, изложенных в дополнении к отзыву на иск от 07 апреля 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка в размере 33 426 756 рублей была определена органом кадастрового учета актом определения кадастровой стоимости от 07 октября 2009 года исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года N 251-П, вступившего в силу с 01 января 2009 года.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на объем налоговых обязательств истца, истец обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191 в размере 1 024 700 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2015 года иск удовлетворен.
Считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом деле истцом оспаривается кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических Красноярского края".
Таким образом, обладая правами и обязанностями собственника земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320203:191, истец в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации несет налоговое бремя по его содержанию, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, истец является лицом, заинтересованным в достоверности величины кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом согласно абзацу четвертому названной нормы права в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, закон связывает возникновение у заинтересованного лица права на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка либо с фактом использования при определении кадастровой стоимости недостоверных сведений либо с фактом несоответствия установленной кадастровой стоимости рыночной стоимости, вызванного массовым характером кадастровой оценки.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из приведенных норм следует, что, обращаясь в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, истец должен доказать величину рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- - кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- - нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- - документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- - отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- - положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.16 предусмотрена обязанность проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет. Согласно указанной норме отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в нарушение названных норм права истцом не представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка от 24 апреля 2015 года N 2-2015.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца (более чем в 30 раз), представленный отчет оценщика при отсутствии названного экспертного заключения не может быть признан достаточным доказательством рыночной стоимости земельного участка. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2014 по делу N А33-11067/2013)
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2015 года по делу N А33-19974/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)