Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2014 N 18АП-11083/2014, 18АП-11547/2014 ПО ДЕЛУ N А76-11718/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. N 18АП-11083/2014, 18АП-11547/2014

Дело N А76-11718/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2014 по делу N А76-11718/2014 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Премьер Инвест" - Хрусталева Е.А. (доверенность от 16.07.2014, паспорт);
- Администрации города Челябинск - Зулкарнаева Д.А. (доверенность от 11.11.2013 N 05-1399, удостоверение N 803);
- Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска - Сулейманов А.Г. (доверенность от 01.08.2014, удостоверение N 92).

Общество с ограниченной ответственностью "Премьер Инвест" (далее - ООО "Премьер Инвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (исх. N 137914 от 16.05.2014) в порядке, предусмотренном статьями 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация, заинтересованное лицо), в котором потребовало:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка площадью 560 кв. м в краткосрочную аренду для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства объекта "Бизнес-центр с подземной парковкой по ул. Красноармейская, 112", изложенный в письме от 05.03.2014 N 011-194;
- - возложить на Администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем утверждения и выдачи заявителю схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - возложить на Администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 112 - в аренду в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 3-8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры; л.д. 35-36).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2014 (резолютивная часть объявлена 13.08.2014) требования общества "Премьер Инвест" удовлетворены. Суд признал отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 05.03.2014 N 011-194, недействительным. Кроме того, суд возложил на Администрацию обязанность на основании заявления Общества от 31.01.2014 N 136059 утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории (л.д. 49-52).
С апелляционными жалобами на указанный судебный акт в арбитражный суд обратились Управление архитектуры и Администрация города Челябинска.
Управление архитектуры ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении требований ООО "Премьер Инвест" отказать. Приводит следующие доводы. Выводы суда о том, что составление схемы размещения испрашиваемого земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, а также о том, что с учетом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, поскольку указание в схеме данных параметров в настоящее время ничем не регламентировано.
Администрация г. Челябинска, в свою очередь, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, и просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать. Приводит следующие доводы. Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, решению Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 безусловной обязанности по предоставлению земельного участка для размещения открытой площадки для складирования материалов у органа местного самоуправления не имеется. Обществу "Премьер Инвест" выдано разрешение на строительство бизнес-центра, в соответствии с разделом "Проект организации строительства" стройплощадка, необходимая для осуществления работ, расположена на принадлежащем застройщику участке. Данные обстоятельства наряду с обращениями жителей микрорайона, возражающими против строительства бизнес-центра, по мнению Администрации, подтверждают законность решения об отказе в предоставлении земельного участка. Понуждая заинтересованное лицо к утверждению и выдаче схемы, суд фактически разрешил вопрос о предоставлении спорного земельного участка, тогда как до принятия решения о предоставлении участка согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления еще должен подготовить информацию о земельных участках, предоставляемых в аренду, и заблаговременно опубликовать такую информацию. Помимо прочего, податель жалобы утверждает, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования, на месте проезда. В подтверждение данного обстоятельства заинтересованное лицо указывает на документацию по планировке территории, которая утверждена постановлением Администрации города Челябинска от 21.12.2009 N 254-п. Отмечает, что формирование земельного участка в красных линиях, на дороге общего пользования повлечет нарушение прав иных лиц.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб поддержали изложенные в жалобах доводы.
Представитель заявителя с доводами не согласился, полагая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что в мае 2013 года общество "Премьер Инвест" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 131495 от 27.05.2013), в котором просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью 560 кв. м для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства объекта "Бизнес-центр и подземная парковка по ул. Красноармейская, 112" (л.д. 11).
27.06.2013 Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение о предоставлении обществу "Премьер Инвест" земельного участка по ул. Красноармейская, 112 для размещения (установки) и эксплуатации открытой площадки для складирования строительных материалов (л.д. 12).
В письме от 11.12.2013 N 011-1081 Администрация г. Челябинска в лице заместителя главы города по экономике и финансам Руденко А.Н. сообщила директору ООО "Премьер Инвест" Смолину К.В. о том, что в связи с поступлением жалоб от жителей соответствующего микрорайона (суть обращений не указана) на заседании Комиссии от 05.12.2013 принято решение отменить ранее принятое решение (от 27.06.2013) о предоставлении земельного участка по ул. Красноармейская, 112 для размещения (установки) и эксплуатации открытой площадки для складирования строительных материалов (л.д. 12).
09.01.2014 органом местного самоуправления в лице заместителя главы Администрации по вопросам градостроительства Градобоевым Д.С. по заявлению ООО "Премьер Инвест" в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдано разрешение на строительство N RU74315000-1-г-2014. Согласно данному документу в границах земельного участка общей площадью 2 134 кв. м, расположенного по ул. Красноармейская, 112 / ул. Карла Маркса, 38 обществу "Премьер Инвест" разрешено строительство бизнес-центра и подземной парковки (шифр проекта 12.16.01.00.2707), общей площадью объекта капитального строительства 5697,26 кв. м. Срок действия разрешения - до 01.02.2015 (л.д. 13).
31.01.2014 общество "Премьер Инвест" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 136059 от 31.01.2014), в котором, ссылаясь на разрешение от 09.01.2014 N RU74315000-1-г-2014, просило возобновить оформление распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства бизнес-центра и подземной парковки по ул. Красноармейская, 112 (л.д. 14).
В феврале 2014 года общество "Премьер Инвест" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 136267 от 11.02.2014), в котором просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью 560 кв. м для размещения открытой площадки под складирование материалов на время строительства объекта "Бизнес-центр и подземная парковка по ул. Красноармейская, 112" (л.д. 15).
В письме от 05.03.2014 N 011-194 Администрация г. Челябинска в лице заместителя главы города по экономике и финансам Руденко А.Н. в ответ на заявление от 17.02.2014 N 10-10916/13-3-0 сообщила директору ООО "Премьер Инвест" Смолину К.В. следующее. По итогам рассмотрения заявления принято решение считать нецелесообразным предоставление земельного участка (по ул. Красноармейская, 112) в аренду для размещения открытой площадки для складирования строительных материалов. При вынесении решения на заседании Комиссии по вопросам размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города 27.02.2014 принята во внимание информация о том, что на имя главы города Давыдова С.В. поступило обращение жителей дома N 106 по ул. Красноармейская, высказавшихся против строительства офисного центра в 9 этажей (л.д. 10).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Премьер Инвест" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является необходимым этапом в процедуре предоставления земельного участка для размещения временных объектов, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предшествует рассмотрению органом власти вопроса (заявления) о предоставлении земельного участка в аренду. В качестве способа восстановления нарушенного права суд избрал понуждение заинтересованного лица к утверждению и выдаче поименованной выше схемы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Вместе с тем, в соответствии со специальным правилом, предусмотренным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В силу статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Обществом "Премьер Инвест" соблюдены требования пунктов 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для размещения открытой площадки под складирование строительных материалов), что следует из заявлений от 27.05.2013, от 31.01.2014, от 11.02.2014 (л.д. 11, 14, 15).
Следовательно, у Администрации города Челябинска возникла обязанность согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление общества "Премьер Инвест" и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения (отказа).
В данном случае орган местного самоуправления отказал в предоставлении земельного участка площадью 560 кв. м без выдачи схемы расположения участка на кадастровом плане (карте) территории со ссылкой на несогласие физических лиц, проживающих в непосредственной близости от места строительства "бизнес-центра" по ул. Красноармейская, 112 (жителей дома N 106 по ул. Красноармейская), с возведением соответствующего объекта недвижимого имущества (л.д. 10).
Положенные в основу решения об отказе в предоставлении земельного участка обстоятельства достаточными для целей принятия органом власти такого решения признаны быть не могут.
Земельное законодательство Российской Федерации и статья 34 Земельного кодекса РФ в частности не предусматривают право органа местного самоуправления отказать в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без указания мотивов принятого решения. Регулирование отношений по использованию земель осуществляется, среди прочего, исходя из представлений о земле как о природном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Более того, предоставление земельных участков должно сопровождаться соблюдением принципов справедливости, открытости и прозрачности соответствующих публичных процедур (п. 1 ст. 34 ЗК РФ).
Однако оспариваемое заявителем правовое решение, изложенное в письме от 05.03.2014 N 011-194, не содержит указания на объективные обстоятельства, которые в силу требований федерального закона либо принятого в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий нормативного правового акта органа местного самоуправления являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для целей, не связанных со строительством (л.д. 10).
На территории г. Челябинска действует Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок), то есть для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством капитальных объектов, который утвержден Решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 и определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации.
Обращения населения, жителей микрорайона муниципального образования, в границах которого (вблизи которого) предполагается осуществление строительства капитального объекта, в орган местного самоуправления с целью воспрепятствовать возведению соответствующего объекта недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство и, тем более, для отказа в предоставлении смежного земельного участка для временного размещения строительных материалов. Такого рода возражения в обязательном порядке должны быть рассмотрены уполномоченным органом местного самоуправления по существу и по результатам рассмотрения должно быть принято правовое решение. Однако решение органа власти об отказе в удовлетворении заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка должно соответствовать требованиям закона.
Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 11 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Перечень изъятых из оборота земель приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков представлен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
В качестве ограничений прав на землю могут устанавливаться: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим кодексом для охранных зон (пункты 2, 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Доказательств отнесения испрашиваемого обществом "Премьер Инвест" земельного участка площадью 560 кв. м к изъятым из оборота землям либо к ограниченным в обороте земельным участкам Администрация, Управление архитектуры и Комитет не представили, равно как не представили документов, свидетельствующих о расположении испрашиваемого участка в границах охранной либо иной специально установленной зоны.
Содержание обращений жителей микрорайона, поступивших в Администрацию, из материалов настоящего дела установить невозможно.
Доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц фактом предоставления в будущем земельного участка площадью 560 кв. м, границы которого в настоящее время в соответствии с требованиями федерального законодательства не установлены, в краткосрочную аренду Обществу Администрация также не представила (статьи 65, 200 АПК РФ).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что испрашиваемый участок находится на землях общего пользования.
Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т.д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Исходя из положений пунктов 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации (проекта планировки территории).
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Согласно пункту 4.1 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500,1:1000 и 1:2000.
Администрацией не представлены карты, планы либо схемы, позволяющие установить границы утвержденных красных линий и сопоставить их с тем или иным земельным участком. В частности, из представленной заинтересованным лицом схемы (л.д. 38) расположение испрашиваемого Обществом участка площадью 560 кв. м установить невозможно.
Более того, расположение земельного участка, с заявлением о предоставлении которого в краткосрочную аренду для целей, не связанных со строительством, юридическое лицо обратилось в орган местного самоуправления, в границах земель общего пользования не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении такого заявления. Законом допускается заключение договоров аренды публичных земель общего пользования при условии соблюдения интересов неопределенного круга лиц (к примеру, временное размещение аттракционов в парке отдыха, некапитальных торговых павильонов на остановках общественного транспорта и др.).
Изложенное в письме от 05.03.2014 N 011-194 решение органа местного самоуправления является необоснованным и преждевременным, не соответствует требованиям закона и нарушает права общества "Премьер Инвест" в сфере предпринимательской деятельности.
По смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения объекта на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ объекта с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории (генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки), и лишь утверждение границ испрашиваемого земельного участка позволяет впоследствии объективно рассмотреть вопрос о его предоставлении заявителю на указанных в заявлении праве, видах деятельности землепользователя и площади участка.
Утверждение схемы, вопреки доводам Администрации г. Челябинска, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении вновь образованного земельного участка обратившемуся лицу на испрашиваемом праве и для указанных в заявлении целей. После утверждения схемы орган власти не утрачивает право в порядке, предусмотренном статьей 29 Земельного кодекса РФ, принять мотивированное и соответствующее закону решение об отказе в предоставлении сформированного земельного участка.
Поскольку пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в месячный срок со дня обращения заявителя выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, суд первой инстанции правомерно и обоснованно в качестве способа восстановления нарушенного права возложил на заинтересованное лицо обязанность утвердить и выдать заявителю названный документ.
Довод Администрации о том, что суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о предоставлении земельного участка, не соответствует тексту обжалуемого судебного акта, его мотивировочной и резолютивной частям. Как указано выше, после утверждения схемы орган местного самоуправления не лишается права и, одновременно, обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка по существу.
При подготовке схемы размещения орган местного самоуправления обязан учитывать информацию о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства, границы наложения на территорию смежных пользователей. Отражение подробной информации об особенностях территориальной зоны, о стационарных объектах, расположенных в границах земельного участка, с заявлением о предоставлении которого обратилось частное лицо, обеспечивает правильное и своевременное разрешение вопроса о предоставлении земельного участка, соответствует целям и задачам предусмотренной пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ процедуры. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы Управления архитектуры не свидетельствуют о допущенном судом нарушении, которое повлияло либо могло повлиять на законность принятого судебного акта.
С учетом изложенного выше решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Администрацию и Управление архитектуры (податели апелляционных жалоб). Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации названные субъекты освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2014 по делу N А76-11718/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)