Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 N 17АП-10824/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-10912/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. N 17АП-10824/2014-ГК

Дело N А60-10912/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - не явились,
от ответчика - Муравлева К.П., доверенность от 28.07.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Столбова Валерия Авимовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июня 2014 года
по делу N А60-10912/2014,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Столбова Валерия Авимовича (ОГРН 308662704900022, ИНН 662704703022)
к Администрации городского округа Ревда
о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Столбов Валерий Авимович (далее - заявитель, Столбов В.А.), обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа Администрации городского округа Ревда (далее - ответчик, Администрация) в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка примерной площадью 256 га, с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, в 3 км на северо-восток от п. Ледянка. В порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявитель просил обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения границ земельного участка, а также в течение 14 дней со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении его в аренду заявителю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 23.06.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы считает, что земельный участок к землям лесного фонда не относится, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Ревда относится к зоне ЗСХН2, предназначенной для сельскохозяйственного производства. В то же время, заявитель ссылается на то, что обратился в Администрацию с заявлением в порядке, предусмотренном ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 11, 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве), который предусматривает предоставление земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства независимо от вида разрешенного использования земельного участка.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился.
Ответчик в суде апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 04.02.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Столбов В.А. обратился в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка примерной площадью 256 га, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, в 3 км на северо-восток от п. Ледянка (кадастровый номер 66:21:1301001:9). В заявлении указано, что земельный участок необходим для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно, для ведения охотничьего хозяйства, разведения и полувольного содержания охотничьих животных, звероводства, сенокошения, посадки сельскохозяйственных культур. Согласно заявлению в состав крестьянского (фермерского) хозяйства входит один участник.
В письме от 04.03.2014 N 103 Администрация сообщила заявителю о невозможности утверждения схемы и предоставлении земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка входит в границы лесного участка с разрешенным использованием - под защитными лесами, согласована схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:21:1301001:9 третьим лицам в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Столбов В.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, с местом нахождения урочище Мещерское подано несколько заявок - от 17.06.2011, от 08.07.2011, от 29.01.2014.
Нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством. Указанная правовая позиция согласовывается с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 7865/13.
Вместе с тем, исходя из общих принципов земельного законодательства и системного толкования указанных норм следует, что если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют несколько крестьянских хозяйств, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются на торгах.
Учитывая изложенное, отказ Администрации в утверждении схемы и предоставлении земельного участка, минуя процедуру торгов, на том основании, что в отношении земельного участка подано несколько заявок является правомерным.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, заявление Столбова В.А. не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, поскольку в заявлении не содержится обоснование размеров земельного участка, а также возможности использования земельного участка в соответствии с указанными в заявлении видами деятельности - для охотничьего хозяйства, разведения и полувольного содержания охотничьих животных, которые регулируются Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Само по себе отсутствие в законе ограничения площади земельного участка, который может быть предоставлен для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не означает отсутствие необходимости соблюдать требования законодательства к составу подлежащих представлению документов.
Учитывая изложенное, иные доводы заявителя апелляционной жалобы не влекут вывод о возможности удовлетворения заявленных требований.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2014 года по делу N А60-10912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)