Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей:
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Совтрансавто-Москва" и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года
по делу N А40-41894/13, принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-398),
по заявлению ОАО "Совтрансавто-Москва" (ОГРН 1027700427127; г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58)
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: 1) Москомархитектура, 2) ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы", 3) Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя:
Лидовская Н.С. по доверенности от 25.03.2013 N 02-06,
от ответчика:
Давыдова Е.Ю. по доверенности от 27.12.2013 N 33-Д-924/13,
от третьих лиц:
1) Сергеева О.А. по доверенности от 30.10.2012 N 001-03-800/12,
2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен,
установил:
ОАО "Совтрансавто-Москва" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленного письмом от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Департамента городского имущества города Москвы подготовить и выдать ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" по цене 369 790 749,90 руб. и договор купли-продажи земельного участка с указанием цены в сумме 369 790 749,90 руб.
В порядке статьи 48 АПК РФ суд заменил ответчика - Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы.
Решением от 11.10.2013, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом ДЗР от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, суд обязал Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить подготовить и направить в месячный срок после принятия данного решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастровому паспорту земельного участка.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на незаконность и необоснованность оспариваемого решения Департамента об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Совтрансавто-Москва" и Департамент городского имущества г. Москвы обратились с апелляционными жалобами.
Департамент в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. При этом ссылается на правомерность оспариваемого отказа в предоставлении в собственность Общества земельного участка. Указывает на невозможность приватизации земельного участка в части площади, не занятой объектами недвижимости; указывает на прохождение красных линий через спорный земельный участок. Считает, что согласно кадастровому паспорту от 25.10.2012 спорного земельного участка, его вид разрешенного использования не соответствовал видам разрешенного использования, установленным Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП. Указывает, что заявителем не доказан тот факт, что земельный участок используется на основании того, что участок был приватизирован в составе имущественного комплекса. Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
ОАО "Совтрансавто-Москва" в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда в части обязания Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, и просит обязать Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить заявителю в месячный срок после принятия решения распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 руб. 90 коп. Считает, что обязание судом Департамента направить в адрес заявителя распоряжение о предоставлении земельного участка без указания цены участка или даты, по состоянию на которую должна определяться кадастровая стоимость, не восстанавливает прав и законных интересов заявителя, принимая во внимание, что с 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка многократно возросла и составляет более 800 000 000 руб., тогда как на момент обращения Общества в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка его кадастровая стоимость согласно кадастровому паспорту земельного участка составляла 369 790 749 руб. 90 коп. В остальной части просит оставить решение суда без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента.
Представитель Москомархитектуры в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представители ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, и принятия в данной части нового судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истец является собственником зданий по ул. Молодогвардейская: д. 58, д. 58 стр. 2; д. 58 стр. 3; д. 58 стр. 4; д. 58 стр. 5; д. 58 стр. 6, д. 58 стр. 7; д. 58 стр. 8; д. 58 стр. 16; д. 58 стр. 18; д. 58 стр. 19, на основании Плана приватизации от 26.03.1993, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 26.03.1993 N 165-р, и подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП. Право собственности на здание по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58 стр. 13 возникло у истца на основании разрешения на строительство от 09.07.2010 N RU77145000-005162, выданного Мосстройнадзором, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.09.2010 N RU77145000-003047.
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0004003:93, который предоставлен заявителю в аренду на основании договора от 24.11.1993 N М-07-000300 (с дополнительными соглашениями от 04.12.1995, от 15.11.2006, от 29.05.1998, от 13.10.1998, от 24.08.1999, от 22.12.1999, от 30.06.2004, от 07.07.2004, от 23.05.2005, от 31.08.2006, от 15.05.2008).
Данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным лицам, на указанном земельном участке отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 05.12.2012 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1 Обществу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что в кадастровом паспорте земельного участка указан вид его разрешенного использования - "эксплуатация существующих зданий и сооружений", в то время как Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП установлен вид разрешенного использования земельного участка - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" (1.2.2/1.2.7/1.2.9).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Признавая оспариваемый отказ Департамента недействительным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данный отказ является незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) госоргана недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае наличествует совокупность указанных обстоятельств.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок приобретения прав на земельные участки лицами, являющимися собственниками зданий, строений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г. Москва.
Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (действовавшего на момент обращения Общества с заявлением в Департамент и вынесения оспариваемого отказа), Департамент земельных ресурсов города Москвы являлся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п. 5.1 Положения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов в указанный период являлся органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
Исключительное право на приватизацию земельных участков в силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Следовательно, в настоящем случае Общество, являющееся собственником вышеперечисленных объектов недвижимого имущества, правомерно обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В настоящем случае, как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, данный участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота. При этом в отношении данного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 70.1 ЗК РФ, решения о резервировании не принималось, соответствующих отметок об ограничении прав на земельный участок в ЕГРП не вносилось.
Согласно п. 2.23 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.05.2012 N 199-ПП (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы; невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами; если права на земельный участок либо права на расположенные на нем здания, строения, сооружения оспариваются в судебном порядке; в случае истечения сроков приостановления предоставления государственной услуги, установленных п. п. 2.17 - 2.18 Регламента.
При этом согласно подпункту 2.24 Административного регламента перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
В настоящем случае, как правомерно установлено судом первой инстанции, заявителем в Департамент предоставлены все необходимые и достаточные для предоставления в собственность указанного земельного участка документы, в связи с чем законные основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность Общества у ответчика отсутствовали.
Как указывалось выше, основанием для отказа Департамента в удовлетворении заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка явилось то, что в кадастровом паспорте земельного участка указан вид его разрешенного использования - "эксплуатация существующих зданий и сооружений", тогда как Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП установлен вид разрешенного использования земельного участка - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" (1.2.2/1.2.7/1.2.9).
Между тем, как указывалось выше, п. 4 ст. 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности. Такое основание, как несоответствие вида разрешенного использования, указанного в кадастровом паспорте, виду разрешенного использования, установленному ненормативным актом, не может являться законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке входят сведения о его разрешенном использовании.
Согласно п. 3 ст. 16 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением любых, указанных в п. п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляется на основании существующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерацией порядке.
В силу п. 12 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастрового кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в п. п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" срок предоставления органом госвласти принятых в пределах его компетенции решений в орган кадастрового учета составляет 5 дней; срок, в течение которого орган кадастрового учета должен осуществить кадастровый учет на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, не должен превышать 30 рабочих дней в соответствии с ч. 2 ст. 17 названного Закона.
Распоряжение ДЗР г. Москвы, которым установлено разрешенное использование земельного участка, было издано 15.02.2012, тогда как Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 05.12.2012, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 25.10.2012, в результате чего указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в приобретение земельного участка в собственность. При этом неисполнение Департаментом обязанности по предоставлению в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, также не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента относительно отсутствия доказательств приватизации земельного участка в составе имущественного комплекса, не приняты апелляционным судом как несостоятельные и опровергаемые имеющимися в материалах дела документами, из которых следует, что предприятие было приватизировано именно как имущественный комплекс (здания, сооружения, машины, оборудования, иные основные средства, в том числе в иностранной валюте, и проч.) с сохранением специализации и профиля основной деятельности.
Нельзя признать правомерными и доводы Департамента о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что он не подлежит приватизации, как содержащий земли общего пользования.
Как следует из материалов дела, изначально в соответствии с договором аренды от 24.11.1993 Обществу был предоставлен земельный участок площадью 47 528 кв. м.
Дополнительным соглашением от 31.08.2006 к договору аренды был изменен пункт 1.1 договора, и предметом договора явились три земельных участка: площадью 1 кв. м с кадастровым номером 7707030001018 (1), являющийся частью 001 земельного участка УДС площадью 2 636,87 кв. м с кадастровым номером 7707030001018; площадью 102 кв. м с кадастровым номером 770704003084 (1), являющийся частью 001 земельного участка УДС площадью 34 468,59 кв. м с кадастровым номером 770704003084; площадью 47 425 кв. м с кадастровым номером 770704003093.
Земельный участок с кадастровым номером 770704003093 не имеет пересечений с земельным участком с кадастровым номером 770704003084, поскольку все пересечения были устранены.
При этом заявитель обращается с требованием о предоставлении в собственность именно земельного участка с кадастровым номером 770704003093 площадью 47 425 кв. м, не имеющего пересечений с УДС. О предоставлении в собственность арендуемых заявителем вышеназванных земельных участков 1 кв. м и 102 кв. м. Общество не обращалось.
Следует также отметить, что в дальнейшем площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 770704003093 повторно уточнялись в связи с устранением пересечения с природоохранной территории, и распоряжением ДЗР г. Москвы от 15.02.2012 N 546 границы участка были уточнены с целью устранения пересечения спорного земельного участка с особо охраняемой природной территорией парка, в связи с чем площадь участка уменьшилась и составила 47 190+/-76 кв. м.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, не имеющего пересечений с УДС и с природоохранными территориями. При этом доказательств, свидетельствующих об обратном, Департаментом не представлено.
Что касается площади земельного участка, истребуемого заявителем, то суд первой инстанции правомерно не принял как необоснованный довод ответчика о неподтверждении заявителем площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно п. 5. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
При этом Департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемая площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации расположенных на нем строений, в значительной мере превышает площадь данных объектов недвижимости.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем правомерно признано судом незаконным.
Согласно п. 1 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным (незаконным) ненормативный акт, решение, действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, суд в силу приведенных норм должен принять решение об обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем совершения определенных действий.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 названной статьи Кодекса цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.
Частью 4 статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" с 1 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законом.
На момент обращения Общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность и на момент принятия Департаментом земельных ресурсов города Москвы признанного незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка (29.12.2012) кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 369 790 749 рублей 90 копеек, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом.
Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что у Департамента земельных ресурсов не имелось оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка в собственность, результатом предоставления государственной услуги должно было быть распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, в установленный вышеприведенными нормами Земельного кодекса РФ срок Департамент обязан был принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя по цене в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, которая по состоянию на 29.12.2012 составляла 369 790 749 рублей 90 копеек.
Следовательно, в настоящем случае во исполнение требований статьи 201 АПК РФ восстановлением нарушенного права заявителя будет являться обязание Департамента городского имущества Москвы подготовить и направить в месячный срок после принятия решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек.
При этом апелляционный суд принимает во внимание то обстоятельство, что Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (действующего с 01.01.2013) утверждена новая кадастровая оценка спорного земельного участка, которая возросла и составляет в настоящее время более 800 000 000 рублей.
Следовательно, обязание Департамента городского имущества города Москвы направить в адрес заявителя распоряжение о предоставление земельного участка в собственность без указания цены участка или даты, по состоянию на которую должна определяться кадастровая стоимость, не приведет к восстановлению прав и законных интересов ОАО "Совтрансавто-Москва".
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что в части обязания ответчика восстановить нарушенные права заявителя решение суда подлежит отмене, с принятием в данной части нового судебного акта об обязании Департамента подготовить и направить в месячный срок после принятия решения в адрес Общества распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года по делу N А40-41894/13 отменить в части обязания Департамента городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Совтрансавто-Москва" (абзац 3 резолютивной части решения).
Принять в данной части новый судебный акт: "Обязать Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить в месячный срок после принятия решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек".
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года по делу N А40-41894/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы оставить без удовлетворения.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ОАО "Совтрансавто-Москва" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 N 09АП-44173/2013-АК, 09АП-44192/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-41894/13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. N 09АП-44173/2013-АК, 09АП-44192/2013-АК
Дело N А40-41894/13
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей:
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Совтрансавто-Москва" и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года
по делу N А40-41894/13, принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-398),
по заявлению ОАО "Совтрансавто-Москва" (ОГРН 1027700427127; г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58)
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: 1) Москомархитектура, 2) ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы", 3) Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя:
Лидовская Н.С. по доверенности от 25.03.2013 N 02-06,
от ответчика:
Давыдова Е.Ю. по доверенности от 27.12.2013 N 33-Д-924/13,
от третьих лиц:
1) Сергеева О.А. по доверенности от 30.10.2012 N 001-03-800/12,
2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен,
установил:
ОАО "Совтрансавто-Москва" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленного письмом от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Департамента городского имущества города Москвы подготовить и выдать ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" по цене 369 790 749,90 руб. и договор купли-продажи земельного участка с указанием цены в сумме 369 790 749,90 руб.
В порядке статьи 48 АПК РФ суд заменил ответчика - Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы.
Решением от 11.10.2013, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом ДЗР от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, суд обязал Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить подготовить и направить в месячный срок после принятия данного решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастровому паспорту земельного участка.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на незаконность и необоснованность оспариваемого решения Департамента об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Совтрансавто-Москва" и Департамент городского имущества г. Москвы обратились с апелляционными жалобами.
Департамент в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. При этом ссылается на правомерность оспариваемого отказа в предоставлении в собственность Общества земельного участка. Указывает на невозможность приватизации земельного участка в части площади, не занятой объектами недвижимости; указывает на прохождение красных линий через спорный земельный участок. Считает, что согласно кадастровому паспорту от 25.10.2012 спорного земельного участка, его вид разрешенного использования не соответствовал видам разрешенного использования, установленным Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП. Указывает, что заявителем не доказан тот факт, что земельный участок используется на основании того, что участок был приватизирован в составе имущественного комплекса. Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
ОАО "Совтрансавто-Москва" в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда в части обязания Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, и просит обязать Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить заявителю в месячный срок после принятия решения распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 руб. 90 коп. Считает, что обязание судом Департамента направить в адрес заявителя распоряжение о предоставлении земельного участка без указания цены участка или даты, по состоянию на которую должна определяться кадастровая стоимость, не восстанавливает прав и законных интересов заявителя, принимая во внимание, что с 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка многократно возросла и составляет более 800 000 000 руб., тогда как на момент обращения Общества в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка его кадастровая стоимость согласно кадастровому паспорту земельного участка составляла 369 790 749 руб. 90 коп. В остальной части просит оставить решение суда без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента.
Представитель Москомархитектуры в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представители ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ГУП "НИИ и ПИ Генплана Москвы" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, и принятия в данной части нового судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истец является собственником зданий по ул. Молодогвардейская: д. 58, д. 58 стр. 2; д. 58 стр. 3; д. 58 стр. 4; д. 58 стр. 5; д. 58 стр. 6, д. 58 стр. 7; д. 58 стр. 8; д. 58 стр. 16; д. 58 стр. 18; д. 58 стр. 19, на основании Плана приватизации от 26.03.1993, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 26.03.1993 N 165-р, и подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП. Право собственности на здание по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58 стр. 13 возникло у истца на основании разрешения на строительство от 09.07.2010 N RU77145000-005162, выданного Мосстройнадзором, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.09.2010 N RU77145000-003047.
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0004003:93, который предоставлен заявителю в аренду на основании договора от 24.11.1993 N М-07-000300 (с дополнительными соглашениями от 04.12.1995, от 15.11.2006, от 29.05.1998, от 13.10.1998, от 24.08.1999, от 22.12.1999, от 30.06.2004, от 07.07.2004, от 23.05.2005, от 31.08.2006, от 15.05.2008).
Данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным лицам, на указанном земельном участке отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 05.12.2012 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом от 29.12.2012 N 35-5-24517/12 (0)-1 Обществу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что в кадастровом паспорте земельного участка указан вид его разрешенного использования - "эксплуатация существующих зданий и сооружений", в то время как Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП установлен вид разрешенного использования земельного участка - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" (1.2.2/1.2.7/1.2.9).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Признавая оспариваемый отказ Департамента недействительным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данный отказ является незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) госоргана недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае наличествует совокупность указанных обстоятельств.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок приобретения прав на земельные участки лицами, являющимися собственниками зданий, строений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г. Москва.
Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (действовавшего на момент обращения Общества с заявлением в Департамент и вынесения оспариваемого отказа), Департамент земельных ресурсов города Москвы являлся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п. 5.1 Положения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов в указанный период являлся органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
Исключительное право на приватизацию земельных участков в силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Следовательно, в настоящем случае Общество, являющееся собственником вышеперечисленных объектов недвижимого имущества, правомерно обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В настоящем случае, как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, данный участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота. При этом в отношении данного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 70.1 ЗК РФ, решения о резервировании не принималось, соответствующих отметок об ограничении прав на земельный участок в ЕГРП не вносилось.
Согласно п. 2.23 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.05.2012 N 199-ПП (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы; невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами; если права на земельный участок либо права на расположенные на нем здания, строения, сооружения оспариваются в судебном порядке; в случае истечения сроков приостановления предоставления государственной услуги, установленных п. п. 2.17 - 2.18 Регламента.
При этом согласно подпункту 2.24 Административного регламента перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
В настоящем случае, как правомерно установлено судом первой инстанции, заявителем в Департамент предоставлены все необходимые и достаточные для предоставления в собственность указанного земельного участка документы, в связи с чем законные основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность Общества у ответчика отсутствовали.
Как указывалось выше, основанием для отказа Департамента в удовлетворении заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка явилось то, что в кадастровом паспорте земельного участка указан вид его разрешенного использования - "эксплуатация существующих зданий и сооружений", тогда как Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП установлен вид разрешенного использования земельного участка - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" (1.2.2/1.2.7/1.2.9).
Между тем, как указывалось выше, п. 4 ст. 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности. Такое основание, как несоответствие вида разрешенного использования, указанного в кадастровом паспорте, виду разрешенного использования, установленному ненормативным актом, не может являться законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке входят сведения о его разрешенном использовании.
Согласно п. 3 ст. 16 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением любых, указанных в п. п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляется на основании существующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерацией порядке.
В силу п. 12 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастрового кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в п. п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" срок предоставления органом госвласти принятых в пределах его компетенции решений в орган кадастрового учета составляет 5 дней; срок, в течение которого орган кадастрового учета должен осуществить кадастровый учет на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, не должен превышать 30 рабочих дней в соответствии с ч. 2 ст. 17 названного Закона.
Распоряжение ДЗР г. Москвы, которым установлено разрешенное использование земельного участка, было издано 15.02.2012, тогда как Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 05.12.2012, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 25.10.2012, в результате чего указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в приобретение земельного участка в собственность. При этом неисполнение Департаментом обязанности по предоставлению в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, также не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента относительно отсутствия доказательств приватизации земельного участка в составе имущественного комплекса, не приняты апелляционным судом как несостоятельные и опровергаемые имеющимися в материалах дела документами, из которых следует, что предприятие было приватизировано именно как имущественный комплекс (здания, сооружения, машины, оборудования, иные основные средства, в том числе в иностранной валюте, и проч.) с сохранением специализации и профиля основной деятельности.
Нельзя признать правомерными и доводы Департамента о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что он не подлежит приватизации, как содержащий земли общего пользования.
Как следует из материалов дела, изначально в соответствии с договором аренды от 24.11.1993 Обществу был предоставлен земельный участок площадью 47 528 кв. м.
Дополнительным соглашением от 31.08.2006 к договору аренды был изменен пункт 1.1 договора, и предметом договора явились три земельных участка: площадью 1 кв. м с кадастровым номером 7707030001018 (1), являющийся частью 001 земельного участка УДС площадью 2 636,87 кв. м с кадастровым номером 7707030001018; площадью 102 кв. м с кадастровым номером 770704003084 (1), являющийся частью 001 земельного участка УДС площадью 34 468,59 кв. м с кадастровым номером 770704003084; площадью 47 425 кв. м с кадастровым номером 770704003093.
Земельный участок с кадастровым номером 770704003093 не имеет пересечений с земельным участком с кадастровым номером 770704003084, поскольку все пересечения были устранены.
При этом заявитель обращается с требованием о предоставлении в собственность именно земельного участка с кадастровым номером 770704003093 площадью 47 425 кв. м, не имеющего пересечений с УДС. О предоставлении в собственность арендуемых заявителем вышеназванных земельных участков 1 кв. м и 102 кв. м. Общество не обращалось.
Следует также отметить, что в дальнейшем площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 770704003093 повторно уточнялись в связи с устранением пересечения с природоохранной территории, и распоряжением ДЗР г. Москвы от 15.02.2012 N 546 границы участка были уточнены с целью устранения пересечения спорного земельного участка с особо охраняемой природной территорией парка, в связи с чем площадь участка уменьшилась и составила 47 190+/-76 кв. м.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, не имеющего пересечений с УДС и с природоохранными территориями. При этом доказательств, свидетельствующих об обратном, Департаментом не представлено.
Что касается площади земельного участка, истребуемого заявителем, то суд первой инстанции правомерно не принял как необоснованный довод ответчика о неподтверждении заявителем площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно п. 5. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
При этом Департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемая площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации расположенных на нем строений, в значительной мере превышает площадь данных объектов недвижимости.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем правомерно признано судом незаконным.
Согласно п. 1 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным (незаконным) ненормативный акт, решение, действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, суд в силу приведенных норм должен принять решение об обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем совершения определенных действий.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 названной статьи Кодекса цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.
Частью 4 статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" с 1 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законом.
На момент обращения Общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность и на момент принятия Департаментом земельных ресурсов города Москвы признанного незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка (29.12.2012) кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 369 790 749 рублей 90 копеек, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом.
Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что у Департамента земельных ресурсов не имелось оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка в собственность, результатом предоставления государственной услуги должно было быть распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, в установленный вышеприведенными нормами Земельного кодекса РФ срок Департамент обязан был принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя по цене в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, которая по состоянию на 29.12.2012 составляла 369 790 749 рублей 90 копеек.
Следовательно, в настоящем случае во исполнение требований статьи 201 АПК РФ восстановлением нарушенного права заявителя будет являться обязание Департамента городского имущества Москвы подготовить и направить в месячный срок после принятия решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек.
При этом апелляционный суд принимает во внимание то обстоятельство, что Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (действующего с 01.01.2013) утверждена новая кадастровая оценка спорного земельного участка, которая возросла и составляет в настоящее время более 800 000 000 рублей.
Следовательно, обязание Департамента городского имущества города Москвы направить в адрес заявителя распоряжение о предоставление земельного участка в собственность без указания цены участка или даты, по состоянию на которую должна определяться кадастровая стоимость, не приведет к восстановлению прав и законных интересов ОАО "Совтрансавто-Москва".
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что в части обязания ответчика восстановить нарушенные права заявителя решение суда подлежит отмене, с принятием в данной части нового судебного акта об обязании Департамента подготовить и направить в месячный срок после принятия решения в адрес Общества распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года по делу N А40-41894/13 отменить в части обязания Департамента городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Совтрансавто-Москва" (абзац 3 резолютивной части решения).
Принять в данной части новый судебный акт: "Обязать Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить в месячный срок после принятия решения ОАО "Совтрансавто-Москва" распоряжение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004003:93 площадью 47 190+/-76 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 58, в собственность ОАО "Совтрансавто-Москва" для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене, соответствующей кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 29.12.2012, а именно: 369 790 749 рублей 90 копеек".
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2013 года по делу N А40-41894/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы оставить без удовлетворения.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ОАО "Совтрансавто-Москва" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)