Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф03-6288/2014 ПО ДЕЛУ N А51-15517/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф03-6288/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта":
- Горбунов Н.А., представитель по доверенности от 03.07.2014 N 25 АА 1262979
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
на решение от 30.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014
по делу N А51-15517/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали:
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
об оспаривании решения
Открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ОГРН 1072536016211, ИНН 2536196045, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 72; далее - ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ГРН 1042504353210, ИНН 2540101744, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21; далее - ТУ Росимущества, управление), выраженного в письме от 28.02.2014, об отказе в предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения, об обязании устранить допущенные нарушения путем возложения на ТУ Росимущества обязанности принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 30.07.2014 заявленные требования удовлетворены, суд обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 решение от 30.07.2014 изменено, суд обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит. А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, административный округ городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить состоявшиеся судебные акты как необоснованные. Заявитель настаивает, что приведенные мотивы в обоснование невозможности принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке соответствуют положениям статьи 31 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" приводит свои возражения относительно доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, отраженные в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 осуществляет реализацию мероприятий по строительству на территории ЗАТО г. Большой Камень судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ".
Для этих целей распоряжением Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения указанного объекта строительства на земельном участке общей площадью 102 688 кв. м, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в 365 метрах на северо-запад от жилого дома N 22 по ул. Садовая, входящем в границы земельного участка площадью 1 422 919 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:10, находящегося в собственности Российской Федерации.
Также, постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12.11.2012 N 1821 обществу утверждена схема земельного участка общей площадью 23 634 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11, для использования под строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ".
По результатам проведения межевых земельный участок с кадастровым номером 25:36:010101:10 был разделен на 4 земельных участка, с кадастровыми номерами 25:36:010101:130, 25:36:010101:133, 25:36:010101:131, 25:36:010101:132.
При выносе границ земельных участков на местность установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131 площадью 23 617 кв. м не вошла в границы земельного участка, на котором распоряжением ТУ Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу предварительно согласовано место размещения объекта строительства.
В дальнейшем постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 постановление от 12.11.2012 N 1821 было отменено, обществу утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 23 617 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11 и выдан акт о выборе земельного участка под строительство.
По обращению общества о принятии решения о предварительном согласовании места размещения названного объекта строительства с учетом вступившего в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14982/2012 Росимущество в лице его территориального органа письмом от 28.02.2014 N 08-2026 отказало в принятии соответствующего решения. В обоснование приведены доводы о том, что акт о выборе земельного участка принят на основе одного варианта, в то время как нормы пункта 6 статьи 31 ЗК РФ устанавливают возможность утвердить акт в соответствии с одним из вариантов, отсутствует информация о рассмотренных вариантах выбора земельного участка, отсутствует обоснование примерного размера земельного участка, а также не имеется заключение федерального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки.
Расценив указанное письмо как отказ в предварительном согласовании места размещения объекта, посчитав его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать уполномоченный орган принять соответствующее решение и утвердить акт о выборе земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:10.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Основанием для рассмотрения вопроса о выборе земельного участка для строительства является заявление лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Выбор земельного участка обеспечивается на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункты 1, 2 статьи 31 Кодекса).
Как установлено, испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 570 установлен Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством (далее по тексту - Регламент) согласно которому соответствующую государственную услугу предоставляет Росимущество, а также его территориальные органы.
С учетом названного Регламента, положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на территории Приморского края для целей, связанных со строительством, отнесено к компетенции указанного территориального управления.
По правилам пункта 2.13 Регламента для предоставления государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта заявителем представляются следующие документы:
1) заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи), оформленное по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию:
- - наименование органа, в который направляется заявление;
- - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или организации;
- - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления;
- - суть заявления;
- - личная подпись и дата;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных органами местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора либо заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 4 к Административному регламенту.
- Вместе с актом о выборе земельного участка для строительства представляется заявление о предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 3 к Административному регламенту;
5) документ, подтверждающий информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок).
В соответствии с пунктом 2.23 Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.13 Регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта.
Судами установлено, что к заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на земельном участке площадью 23 617 кв. м обществом приложены копия постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404, акт о выборе земельного участка, копии регистрационных документов, решение о назначении руководителя, а также доверенности представителя.
Оценив названные документы, суды, признали их соответствующими требованиям подпункта 1 пункта 2.13 Регламента и достаточными для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Как верно отмечено судом, по перечисленным в оспариваемом письме мотивам: отсутствие информации о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора земельного участка в акте выбора, обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, пункт 2.13 Регламента, не содержит требований по оформлению соответствующих документов.
Судами учтено, что на момент обращения общества в ТУ Росимущества выбор земельного участка уже был произведен, и постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории. Постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404, которое в установленном порядке не оспорено. Доводов о несоответствии этого постановления требованиям статьи 31 ЗК РФ не приведено, как и не представлено надлежащих доказательств невозможности решения спорного вопроса по утвержденному варианту размещения объекта строительства.
Со ссылкой на статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и при отсутствии доказательств того, что в границах спорного земельного участка либо в непосредственной близости к нему залегают полезные ископаемые суды отклонили довод о необходимости заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
При изложенном, суды обоснованно признали нормативно не обоснованными приведенные основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" в границах испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, суды установив, что оспариваемым отказом, изложенным в письме от 28.02.2014 N 08-2026 нарушены права и законные интересы общества по оформлению земельного участка для целей строительства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, правилами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали его незаконным.
Поскольку доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, эти доводу окружным судом не принимаются.
Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утвердить акт о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения.
Апелляционная инстанция, изменяя решения суда в этой части, обоснованно исходила из того, что в состав указанного земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:10 входит земельный участок площадью 23 617 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:131 в границах которого непосредственно планируется строительство объекта - судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ". Поэтому учитывая, что судебный акт должен содержать достаточно определенные сведения о предмете спора судебная коллегия обязала ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит.А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм.ок. городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
При установленном, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу N А51-15517/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)