Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.02.2015 N Ф10-4944/2014 ПО ДЕЛУ N А09-3372/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N ф10-4944/2014

Дело N А09-3372/2014

Резолютивная часть постановления изготовлена 12.02.2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей А.Н.Гриднева, Л.В.Леоновой
при участии в заседании:
от истца:
общественной организации "Брянская региональная Федерация водно-моторного спорта" не явился, извещен надлежаще
от ответчика:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц:
правительства Брянской области не явился, извещен надлежаще
Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не явился, извещен надлежаще
Брянской городской администрации не явился, извещен надлежаще
Управления имущественных отношений Брянской области не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 г. по делу N А09-3372/2014,

установил:

общественная организация "Брянская региональная Федерация водно-моторного спорта" (ОГРН 1053200056018) обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (ОГРН 1027700485757) при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Брянской городской администрации, Управления имущественных отношений Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 32:28:013402:27, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, микрорайон Автозаводец, равной его рыночной стоимости в размере 2 726 334 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 г. (судья Ю.И.Дюбо), оставленным без изменения постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 г. (председательствующий Е.В.Рыжова, судьи Ю.А.Волкова, О.Г.Тучкова), исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, полагая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы представители сторон в суд округа не явились. Учитывая требования ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная коллегия считает необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных решений в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п. 1.1 договора N 2016 от 28.04.2010 г. аренды земельного участка и дополнительных соглашений к нему от 29.10.2010 г., от 07.09.2012 г. общественная организация "Брянская региональная Федерация водно-моторного спорта" (арендатор) приняла в аренду у Управления имущественных отношений Брянской области (арендодатель) земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 32:28:013402:27, площадью 11 651 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, мкр. Автозаводец.
На основании постановления N 1112 от 30.11.2012 г. Администрации Брянской области утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 10 250 316 руб. 78 коп.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и правомерно исходили при этом из положений Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 и Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 данных Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
В силу п. 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, следует, что допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По ходатайству истца определением суда от 09.06.2014 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО Брянский городской "Центр оценки и консалтинга".
Согласно имеющемуся в материалах дела отчету N 14-230-088-032 ЗУ от 02.07.2014 г. ООО Брянский городской "Центр оценки и консалтинга" по результатам назначенной судом экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 2 726 334 руб.
Возражений и замечаний по представленному в материалы дела отчету эксперта не поступило.
Кассационная коллегия полагает, что суды с учетом отсутствия противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения пришли к правомерному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно того, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости муниципальных земельных участков в силу ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку ему принадлежат только права аренды земельного участка, но не сам участок, в связи с чем у суда отсутствовали основания проведения судебной экспертизы рыночной стоимости спорного земельного участка ввиду отсутствия документального подтверждения экономической необоснованности увеличения арендной платы, правомерно отклонены судом на основании п. 5 ст. 65 ЗК РФ.
Из положений указанной нормы следует, что арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Таким образом, по мнению кассационной коллегии, судами первой и апелляционной инстанций с учетом выводов, изложенных в отчете N 14-230-088-032 ЗУ от 02.07.2014 г. ООО Брянский городской "Центр оценки и консалтинга", и уточнения истцом заявленных требований правомерно и обоснованно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 2 726 334 руб. по состоянию на 01.01.2012 г.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 г. по делу N А09-3372/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.НАРУСОВ

Судьи
А.Н.ГРИДНЕВ
Л.В.ЛЕОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)