Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи Капустина О.А.
при секретаре П.О.В.,
с участием прокурора Шишковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.В.Н. о признании недействующим в части нормативного правового акта,
Р.В.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" в части установления границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а. В обоснование заявления приведены ссылки на то, что Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (часть III, приложение 5), утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 (в редакции решения 15 сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193) установлена СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка, принадлежащего ОАО "Смоленская городская типография". По мнению Р.В.Н., данное ограничение в использовании земельного участка произведено с нарушением действующего законодательства, поскольку ориентировочный размер СЗЗ не обоснован проектом, утвержденным заключением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, при этом на данном земельном участке отсутствуют источники вредных выбросов. В результате этого нарушается ее (Р.) право на предоставление соседнего земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представители заявителя К.Н.И. и Р.А.В. заявление поддержали в полном объеме.
Представитель Смоленского городского Совета Т.Т.А., возражая относительно удовлетворения заявления, в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д. 121 - 125) в судебном заседании указала, что СЗЗ установлена по указанному адресу органом местном самоуправления в пределах полномочий и в соответствии с нормами градостроительного и земельного законодательства. Оснований для изменения размера СЗЗ не имеется.
Представитель Администрации г. Смоленска Ш.М.М. в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д. 105 - 107) сочла заявленное требование необоснованным, отметив, что в отсутствие иных результатов определения СЗЗ в отношении спорного земельного участка действует нормативный показатель.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО "Смоленская городская типография" Д.В.А. счел доводы заявления несостоятельными, отметив, что в принадлежащем обществу здании (г. Смоленск, пер. Бакунина, д. 4а) планируется размещение типографического производства.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Роспотребнадзора по Смоленской области в письменном отзыве (л.д. 143 - 144) просило рассмотреть дело без участия своего представителя. Отметило при этом, что обращений о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации СЗЗ по указанному адресу в адрес Управления не поступало, данные о проведении измерений отсутствуют.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений (пункт 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, статья 11 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Санитарно-защитная зона представляет собой зону с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Из положений частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По делу установлено, что решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска.
Решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия" от 15 ноября 2010 г. N 12.
Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (часть III, Приложение 5), утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 (в редакции решения 15 сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193) установлена СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а.
Указанный земельный участок и расположенное на нем административное здание, площадью 512 кв. м, находятся в собственности ОАО "Смоленская городская типография".
Приведенные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В пункте 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно пункту 1.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (пункт 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
Судом установлено, что исходя из характера производственного процесса в соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ОАО "Смоленская городская типография" отнесена к IV классу опасности; санитарно-защитная зона для данного предприятия устанавливается равной 100 м.
Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 закрепляют обязательное установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны).
Согласно годовому отчету ОАО "Смоленская городская типография" за 2009 год общество не имеет своих производственных помещений, поэтому одним их перспективных направлений является восстановление аварийного помещения, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а (л.д. 102). При этом, по утверждению представителя общества, при планируемом осуществлении типографического производства в указанном здании не исключается применение свинца.
В этой связи нормативный показатель санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка по указанному адресу установлен в Правилах землепользования и застройки на основании вида производственной деятельности предприятия и отвода под ним земельного участка согласно данным в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Доводы представителей заявителя о том, что размер санитарно-защитной зоны устанавливается главным государственным санитарным врачом субъекта РФ, его заместителем с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, суд признает несостоятельными. В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Пунктом 3.1 указанных санитарных правил предусмотрена обязательная разработка проекта санитарно-защитной зоны только для объектов I - III класса опасности. Поскольку размер санитарно-защитной зоны для промышленного объекта установлен указанными Санитарными правилами, и сам объект относится к IV классу опасности, обязательной разработки проекта размера санитарно-защитной зоны не требуется.
Исходя из этого, установленный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 норматив СЗЗ для предприятия IV класса опасности применяется по общему правилу, до предоставления иных результатов расчетов (проекта) и определения СЗЗ. Расчеты для установления размера санитарно-защитных зон производятся в рамках соответствующего проекта при постановке вопроса об их изменении (уменьшении). Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, проект изменения (уменьшения) СЗЗ по указанному адресу, равно как и соответствующее заключение по нему Управления Роспотребнадзора по Смоленской области отсутствуют.
Ссылки представителей заявителя на то, что в пределах указанной СЗЗ расположены иные жилые дома правового значения для разрешения заявленного требования не имеют.
Суд отмечает, что процессуальная особенность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов заключается в том, что по этим делам, не требуется установления конкретных обстоятельств дела, представления и исследования доказательств, поскольку суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое заявителем решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" в части установления границы санитарно СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4, действующему законодательству не противоречит, оснований для признания данного нормативного правового акта недействующим в соответствующей части не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Р.В.Н. в удовлетворении заявления о признании недействующим в части нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. СМОЛЕНСКА ОТ 30.05.2013 N 2-1603/13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. СМОЛЕНСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу N 2-1603/13
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи Капустина О.А.
при секретаре П.О.В.,
с участием прокурора Шишковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.В.Н. о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Р.В.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" в части установления границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а. В обоснование заявления приведены ссылки на то, что Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (часть III, приложение 5), утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 (в редакции решения 15 сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193) установлена СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка, принадлежащего ОАО "Смоленская городская типография". По мнению Р.В.Н., данное ограничение в использовании земельного участка произведено с нарушением действующего законодательства, поскольку ориентировочный размер СЗЗ не обоснован проектом, утвержденным заключением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, при этом на данном земельном участке отсутствуют источники вредных выбросов. В результате этого нарушается ее (Р.) право на предоставление соседнего земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представители заявителя К.Н.И. и Р.А.В. заявление поддержали в полном объеме.
Представитель Смоленского городского Совета Т.Т.А., возражая относительно удовлетворения заявления, в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д. 121 - 125) в судебном заседании указала, что СЗЗ установлена по указанному адресу органом местном самоуправления в пределах полномочий и в соответствии с нормами градостроительного и земельного законодательства. Оснований для изменения размера СЗЗ не имеется.
Представитель Администрации г. Смоленска Ш.М.М. в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д. 105 - 107) сочла заявленное требование необоснованным, отметив, что в отсутствие иных результатов определения СЗЗ в отношении спорного земельного участка действует нормативный показатель.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО "Смоленская городская типография" Д.В.А. счел доводы заявления несостоятельными, отметив, что в принадлежащем обществу здании (г. Смоленск, пер. Бакунина, д. 4а) планируется размещение типографического производства.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Роспотребнадзора по Смоленской области в письменном отзыве (л.д. 143 - 144) просило рассмотреть дело без участия своего представителя. Отметило при этом, что обращений о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации СЗЗ по указанному адресу в адрес Управления не поступало, данные о проведении измерений отсутствуют.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений (пункт 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, статья 11 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Санитарно-защитная зона представляет собой зону с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Из положений частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По делу установлено, что решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска.
Решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия" от 15 ноября 2010 г. N 12.
Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (часть III, Приложение 5), утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. N 490 (в редакции решения 15 сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193) установлена СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а.
Указанный земельный участок и расположенное на нем административное здание, площадью 512 кв. м, находятся в собственности ОАО "Смоленская городская типография".
Приведенные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В пункте 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно пункту 1.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (пункт 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
Судом установлено, что исходя из характера производственного процесса в соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ОАО "Смоленская городская типография" отнесена к IV классу опасности; санитарно-защитная зона для данного предприятия устанавливается равной 100 м.
Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 закрепляют обязательное установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны).
Согласно годовому отчету ОАО "Смоленская городская типография" за 2009 год общество не имеет своих производственных помещений, поэтому одним их перспективных направлений является восстановление аварийного помещения, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4а (л.д. 102). При этом, по утверждению представителя общества, при планируемом осуществлении типографического производства в указанном здании не исключается применение свинца.
В этой связи нормативный показатель санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка по указанному адресу установлен в Правилах землепользования и застройки на основании вида производственной деятельности предприятия и отвода под ним земельного участка согласно данным в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Доводы представителей заявителя о том, что размер санитарно-защитной зоны устанавливается главным государственным санитарным врачом субъекта РФ, его заместителем с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, суд признает несостоятельными. В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Пунктом 3.1 указанных санитарных правил предусмотрена обязательная разработка проекта санитарно-защитной зоны только для объектов I - III класса опасности. Поскольку размер санитарно-защитной зоны для промышленного объекта установлен указанными Санитарными правилами, и сам объект относится к IV классу опасности, обязательной разработки проекта размера санитарно-защитной зоны не требуется.
Исходя из этого, установленный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 норматив СЗЗ для предприятия IV класса опасности применяется по общему правилу, до предоставления иных результатов расчетов (проекта) и определения СЗЗ. Расчеты для установления размера санитарно-защитных зон производятся в рамках соответствующего проекта при постановке вопроса об их изменении (уменьшении). Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, проект изменения (уменьшения) СЗЗ по указанному адресу, равно как и соответствующее заключение по нему Управления Роспотребнадзора по Смоленской области отсутствуют.
Ссылки представителей заявителя на то, что в пределах указанной СЗЗ расположены иные жилые дома правового значения для разрешения заявленного требования не имеют.
Суд отмечает, что процессуальная особенность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов заключается в том, что по этим делам, не требуется установления конкретных обстоятельств дела, представления и исследования доказательств, поскольку суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое заявителем решение Смоленского городского Совета от 09 ноября 2010 г. N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 г. N 490" в части установления границы санитарно СЗЗ - 100 м за пределами земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020309:77, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Бакунина, 4, действующему законодательству не противоречит, оснований для признания данного нормативного правового акта недействующим в соответствующей части не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Р.В.Н. в удовлетворении заявления о признании недействующим в части нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2013 г.
Председательствующий судья
О.А.КАПУСТИН
О.А.КАПУСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)